Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Т.А. Разуваевой
судей Н.В. Пестовой, Г.И. Федоровой
при секретаре М.С. Арабаджи
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тимченко В. А. на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 07 сентября 2016 года по иску Тимченко В. А. к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю, МВД России о зачете периода военной службы по призыву в общее количество выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Заслушав доклад судьи Н.В. Пестовой, объяснения В.А. Тимченко, его представителя А.Ю. Слепченко, представителя УМВД России по Хабаровскому краю Н.Ф. Литовченко, действующей на основании доверенности от 05.08.2016 г., представителя ГУ МЧС России по Хабаровскому краю И.Э. Панжинской, действующей на основании доверенности от 21.04.2016 г., судебная коллегия
установила:
Тимченко В.А. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю, МВД России, о зачете периода военной службы по призыву в общее количество выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении, мотивируя исковые требования тем, что он проходил военную службу по призыву в период с 21.01.1995 г. по 13.09.1995 г. в зоне военного конфликта на территории Чеченской Республики. При выходе на пенсию, при расчете выслуги лет, в зачете в льготном исчислении указанного выше периода ему было отказано. С данным отказом ответчика не согласен, поскольку период его участия в контртеррористической операции во время прохождения военной службы по призыву подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении, в соответствии с Законом РФ от 21.01.1992г. N 43281 и приказом Министра обороны РФ N 9 от 04.01.1996 г., где определено, что военнослужащим, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах три месяца.
Просил суд зачесть истцу период военной службы по призыву в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики в общее количество выслуги лет (трудовой стаж) для назначения пенсии в льготном исчислении один день службы за три дня, за время фактического нахождения в Северо-Кавказском регионе с 21.01.1995 г. по 13.09.1995 г.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 07 сентября 2016 года в удовлетворении исковых требований Тимченко В.А. отказано.
В апелляционной жалобе Тимченко В.А., ссылаясь на нарушения судом норм материального, процессуального права, просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований. Указывает, что суд отказывая в удовлетворении иска неправильно ссылается на Закон РФ от 21.01.1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", так как указанный Закон не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Тимченко В.А. и его представитель Слепченко А.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержали. Просили решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представители УМВД России по Хабаровскому краю Литовченко Н.Ф., ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Панжинская И.Э. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено, что Тимченко В.А. с 10.01.1995 г. по 22.11.1995 г. проходил действительную военную службу по призыву в составе войсковой части 62892.
В период с 21.01.1995 г. по 13.09.1995 г. в составе войсковой части 62892 истец выполнял на территории Чеченской Республики специальные задачи в зоне чрезвычайного военного конфликта, о чем имеется запись в военном билете.
С 14.05.1997 г. проходил службу в ГПС МЧС России.
Приказом N от 24.05.2016 года Тимченко В.А. уволен со службы по п.11 ч.2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должностей в федеральной противопожарной службе).
Выслуга лет Тимченко В.А. для назначения пенсии составила 18 лет 04 месяца 18 дней в календарном исчислении, в льготном исчислении - 26 лет 06 месяцев 29 дней. При этом период прохождения действительной военной службы по призыву с 21.01.1995 г. по 13.09.1995 г. засчитан в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок льготного исчисления продолжительности военной службы и основания его применения установлены в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на правильном толковании и применении норм материального права по следующим основаниям.
В силу частей 1, 2 ст.2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с п. 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу на данных территориях, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым предусмотрено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона (часть 2 статьи 18 Закона).
Между тем, статья 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 не содержит указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходившие военную службу по призыву.
Вместе с тем порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, где предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении (пункт 5).
Следовательно, всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях и к которым, по смыслу ч.2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1, относится период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического участия в контртеррористических операциях, а не весь период прохождения военной службы по призыву на территории Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву на территории Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения, в перечне случаев льготного исчисления выслуги лет отсутствуют, в связи с чем такая служба не может быть зачтена на льготных условиях в выслугу лет.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный период подлежит зачету в выслугу лет в календарном исчислении и не подлежит зачету в льготном исчислении, поскольку этот период является периодом прохождения истцом военной службы по призыву (срочной военной службы).
Этот вывод основан на анализе норм действующего законодательства, соответствует требованиям п.5 Постановления Совета Министров - Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года.
Судебная коллегия признает применение судом первой инстанции норм материального права правильным.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Из содержания ст.ст. 2 и 5 Закона РФ N 4328-1 от 21 января 1993 г. "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" следует, что зачет в выслугу лет на льготных условиях (1 месяц военной службы за три) производится военнослужащим, проходящим военную службы по контракту.
Истец в спорный период проходил военную службу по призыву.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом рассмотрения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда города Хабаровска от 07 сентября 2016 года по гражданскому делу по иску Тимченко В. А. к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю, МВД России о зачете периода военной службы по призыву в общее количество выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимченко В. А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в Президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи Н.В. Пестова
Г.И. Федорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.