Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи И.И.Хуснутдиновой,
членов коллегии судей Е.А.Бузыновской, И.В.Сенотрусовой,
при секретаре М.С.Арабаджи,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 28 сентября 2016 года, принятое по гражданскому делу по иску военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона, в интересах Омельченко А. А., к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности распределить специализированное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Бузыновской Е.А., объяснения представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Глушак Я.А., представителя военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона Абаджяна Д.И., Омельченко А.А., судебная коллегия
установила:
Военный прокурор 39 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в интересах Омельченко А.А. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ) о возложении обязанности распределить специализированное жилое помещение. В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что "данные изъяты" Омельченко А.А. проходит военную службу по контракту в войсковой части 81385 (структурном подразделение войсковой части 25625). Он признан нуждающимся в жилом помещении (на состав семьи 2 человека) и с 05.04.2016 года включен в список лиц, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением по месту прохождения службы в г.Хабаровск -47. Но в установленный федеральным законом срок служебным жилым помещением он не обеспечен, несмотря на наличие свободных жилых помещений в военном городке Хабаровск-47, который Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 года N 752-р включен в Печень закрытых военных городков Вооруженных сил России. Жилые помещения (квартиры), находящиеся на территории этого военного городка находятся в собственности Российской Федерации, переданы Министерству обороны России на праве оперативного управления, и имеют статус служебных помещений. Распределением жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны России на территории Хабаровского края, занимается ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ. Поскольку ответчик при наличии свободных жилых помещений длительное время не разрешает вопрос о предоставлении жилого помещения военнослужащему Омельченко А.А., то просит суд возложить на ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ обязанность распределить специализированное жилое помещение, находящееся на территории закрытого военного городка Хабаровск-47, "данные изъяты" Омельченко А.А. на состав семьи 2 человека, в установленном законом порядке.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 28.09.2016 года исковые требования военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона удовлетворены. На ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ возложена обязанность распределить специализированное (служебное) жилое помещение "данные изъяты" Омельченко А.А. на состав семьи 3 человека на территории закрытого военного городка Вооруженных сил РФ г.Хабаровск-47 по месту прохождения Омельченко А.А. военной службы в войсковой части 25625.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неверное толкование судом норм материального права и на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
В суде апелляционной инстанции представитель ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ Глушак Я.А. (доверенность от 20.06.2016 года сроком действия один год) поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать истцу в удовлетворении его требований.
В суде апелляционной инстанции представитель военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона Абаджян Д.И. (доверенность от 11.02.2016 года сроком действия один год) и Омельченко А.А. просили решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к таким выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено и следует из материалов дела, что Омельченко А.А. с 01.07.2014 года проходит военную службу по контракту в войсковой части 25625 (зачислен в списки личного состава этой части) в должности "данные изъяты" (секретного) штаба войсковой части 81385, имеет специальное звание ефрейтора. Войсковая часть, в которой проходит службу Омельченко А.А., расположена в закрытом военном городке Хабаровск-47. На основании заявления военнослужащего он с 05.04.2016 года включен в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы - Хабаровск-47, на состав семьи 3 человека.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ, в нарушение требований статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не обеспечило, при наличии свободного жилищного фонда, в течение трех месяцев военнослужащего Омельченко А.А. служебным жилым помещением по месту службы, чем нарушило его право получить жилое помещение по месту службы.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, ибо они являются следствием неверного толкования норм материального права и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке (статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии с подпунктом 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны России осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.
Вопросы обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей служебными жилыми помещениями регламентируются Положением об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.1999 года N 487.
Частью 3 данного Положения установлено, что жилищный договор заключается между Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в лице командиров (начальников) воинских частей и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации (далее именуются - военнослужащие), в целях обеспечения их служебными жилыми помещениям.
Пунктом 4 данного Положения определено, что жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащим. До получения служебных жилых помещений по новому месту службы военнослужащим и совместно проживающим с ними членами их семей предоставляются жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. При отсутствии указанных жилых помещений воинская часть арендует жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачиваем им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и в размерах, определенных Правительством РФ.
Приказом Министра обороны России от 30.09.2010 года N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (приложение N 2 к настоящему Приказу). Положениями Инструкции определено, что для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают соответствующие документы, на основании которых они включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, а в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы. При поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, структурное подразделение уполномоченного органа принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему, включенному в список на предоставление служебного жилого помещения.
Таким образом, военнослужащий, включенный в список на предоставление служебного жилого помещения, обеспечивается таким помещением в порядке очередности, при наличии свободного служебного жилого помещения в населенным пункте, в котором располагается воинская часть. В случае отсутствия служебного жилого помещения, которое может быть предоставлено военнослужащему, он, до получения служебного жилого помещения по месту службы, обеспечивается иным жилым помещением, пригодным для временного проживания, или общежитием, либо ежемесячно, по его желанию, выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения.
Из представленных суду доказательств следует, что Омельченко А.А. в списке на предоставление служебного жилого помещения в военном городке Хабаровск-47 (по месту службы) значиться за N (из числа военнослужащих, имеющих состав семьи три человека, он десятый по очереди). Вопрос об обеспечении служебным жилым помещением по месту службы военнослужащих, включенных в список ранее Омельченко А.А., до настоящего времени не решен.
Поскольку ответчик не оспаривает право Омельченко А.А. на получение служебного жилого помещения по месту службы в порядке очередности, включил военнослужащего в список на предоставление служебного жилого помещения, очередь на получение служебного жилого помещения заявителя не наступила, и доказательств того, что служебным жилым помещением после 05.04.2016 года (включения Омельченко А.А. в список на получение служебного жилого помещения) были обеспечены военнослужащие, включенные в этот список после указанной даты, суду не представлено, то оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности обеспечить Омельченко А.А. служебным жилым помещением не имеется, ибо права военнослужащего на получение служебного жилого помещения ответчиком не нарушены. В случае удовлетворения требований истца о возложении на ответчика, уполномоченного Министерством обороны России распоряжаться жилищным фондом, обязанности предоставить служебное жилое помещение военнослужащему, он фактически получит право на обеспечение служебным жилым помещением во внеочередном порядке. А это будет противоречить установленному федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядку предоставления военнослужащим служебных жилых помещений, и повлечет нарушение прав иных военнослужащих, включенных в список на получение служебного жилого помещения ранее Омельченко А.А., ибо к категории военнослужащих, имеющих право на получение служебного жилого помещения во внеочередном порядке он не относиться.
Требований об обеспечении военнослужащего иным жилым помещением (общежитием, по договору временного пользования) истцом не заявлено. Омельченко А.А. в судебном заседании пояснил, что с заявлением о выплате компенсации за наем жилья он по месту службы не обращался.
Довод истца о наличии на территории военного городка Хабаровск-47 свободных служебных жилых помещений судебная коллегия не принимает во внимание, ибо он не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Исходя из анализа Жилищного кодекса РСФСР и Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
С 01.03.2005 года использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны России в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Сведений о том, что жилым помещениям, на наличие которых ссылается истец, в установленном порядке присвоен статус служебных жилых помещений, материалы дела не содержат и таких доказательств истцом не представлено. Ответчик, ссылаясь в обоснование своих возражений на то, что жилые помещения в военном городке Хабаровск-47 не входят в состав специализированного жилищного фонда, представил доказательства этого: заявление, направленное в Министерство обороны России 08.06.2016 года, о включении жилых помещений в военном городке Хабаровск-47 в специализированный жилищный фонд. До настоящего времени такое решение Министерством обороны России не принято.
Сам факт включения военного городка Хабаровск -47 в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Распоряжением правительства РФ от 01.06.2000 года N 752-р, не свидетельствует о том, что весь жилищный фонд, находящийся на территории этого городка, имеет статус специализированного (служебного) жилья, ибо федеральным законом установлен иной порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Так как решение судом принято с нарушением и неправильным применением норм материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, то оно подлежит отмене по основаниям пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, с принятием нового решения об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит обоснованными. Они нашли свое подтверждение, явились основанием к отмене судебного решения, поэтому жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 28 сентября 2016 года, принятое по гражданскому делу по иску военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона, в интересах Омельченко А. А., к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности распределить специализированное жилое помещение, отменить и принять по делу новое решение.
Военному прокурору 39 военной прокуратуры гарнизона в удовлетворении исковых требований, предъявленных в интересах Омельченко А. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности распределить специализированное жилое помещение, находящееся на территории закрытого военного городка Хабаровск-47, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.И.Хуснутдинова
Члены коллегии: И.В.Сенотрусова
Е.А.Бузыновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.