Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего: Гвоздева М.В.,
судей: Верхотуровой И.В., Лукьянченко Р.В.,
при секретаре Чирковой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рассохиной Т. А. к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 12 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Лукьянченко Р.В., судебная коллегия
установила:
Рассохина Т.А. обратилась в суд с иском к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м. в границах г. Хабаровска, ссылаясь на следующее:
Истец имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать умерла, отец лишен родительских прав. В апреле 1997 г. истец передана под опеку ФИО1. Жилое помещение за истцом не закреплено. В 2016 году истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения, но получила отказ, в связи с тем, что к моменту обращения достигла 23 лет. Данный отказ является незаконным, так как истец имеет право на предоставление мер государственной поддержки в виде обеспечения жильем по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку осталась без попечения родителей в возрасте до 18 лет, с 2010 г. постоянно проживала в г. Хабаровске, жилого помещения по договору социального найма или в собственности не имеет.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 12 октября 2016 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что Рассохина Т.А. с заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, до наступления 23-х летнего возраста не обращалась, на учете лиц, нуждающихся в жилых помещения не состоит. Уважительных причин пропуска срока обращения с указанным заявлением истцом не доказано.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Рассохина Т.А. просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Стороны в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, об уважительных причинах неявки не сообщили.
В связи с чем, дело рассмотрено без участия сторон, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему:
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей", истец ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать в ДД.ММ.ГГГГ. умерла, отец лишен родительских прав.
Распоряжением главы района имени Лазо Хабаровского каря от 04.07.1997 г. N над несовершеннолетней Рассохиной Т.А. установлена опека, опекуном назначена ФИО1 (л.д. 23).
Закрепленное за истцом жилое помещение, в котором Рассохина Т.А. проживала с родителями, расположенное по "адрес", не сохранилось.
В связи с чем, Постановлением главы Лермонтовского сельсовета Серышевского района Амурской области от 04.03.2008 г. N 7, на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Рассохина Т.А. поставлена на учет для внеочередного получения жилья на территории Лермоновского сельсовета, так как осталась без попечения родителей (сиротой). Постановочная очередь N 7 (л.д. 36).
Постановлением главы Лермонтовского сельсовета Серышевского района Амурской области от 16.12.2013 г. N, на основании личного заявления истца, проживающего в г. Хабаровске, Рассохина Т.А. снята с учета для внеочередного получения жилого помещения на территории Лермонтовского сельсовета, с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по месту постоянного проживания (л.д. 35).
Письмом от 14.02.2014 г. администрации Черняевского сельского поселения района им. Лазо Хабаровского края истцу отказано в постановке на учет для предоставления жилья, в связи с тем, что на территории поселения за истцом жилье не сохранялось.
С 2010 г. истец проживает в г. Хабаровске.
В Хабаровске у истца родилась дочь ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын ДД.ММ.ГГГГ рождения.
До настоящего времени Рассохина Т.А. жилым помещением не обеспечена, в собственности жилого помещения не имеет, проживает в "адрес" на основании договора найма жилого помещения.
В 2016 г. Рассохина Т.А. обратилась в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с заявлением с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением Министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 27 апреля 2016г. N, Рассохиной Т.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с тем, что на момент обращения в министерство с указанным заявлением она достигла возраста 23-х лет, а к названным лицам из числа детей-сирот, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 49, 51, 52, 92, 98, 99, 109.1 ЖК РФ, ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 2 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае", установив, что Рассохина Т.А., относящаяся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 23-летнего возраста состояла на учете для внеочередного получения жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на реализацию государственной гарантии как лицо из числа детей-сирот, в виде обеспечения вне очереди жилым помещением; пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на анализе норм материального права, не противоречат обстоятельствам дела.
Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекает из положений ст.ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ. Исходя из анализа названных положений Конституции РФ, а также из анализа норм жилищного, семейного законодательства и законодательства о дополнительной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей усматривается, что статус этой социально защищаемой категории граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент обращения истца с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ей исполнилось 23 года, следовательно, она утратила право на включение в указанный список, отклоняются судебной коллегией, по следующим основаниям:
Конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Действительно, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013г., согласно которому до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 155.1 СК РФ, органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что орган опеки, принял меры по защите жилищных прав истца, в частности по реализации права на обеспечение вне очереди жилым помещением, в том числе по включению истца в установленном порядке в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При этом орган местного самоуправления, который на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принял истца на очередь на получение жилья, включил в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья, не передал соответствующие документы в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, в связи с переменой истцом места жительства, а предложил подать заявление о снятии с данного учета, не разъяснив, порядок и сроки самостоятельного обращения истца в соответствующий орган с заявлением.
Приведенные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, свидетельствуют о нарушениях конституционного права истца на жилище. Факт обращения к ответчику с заявлением об обеспечении жилым помещением после достижения истцом возраста 23 лет, в данном случае сам по себе, не свидетельствует о наличии оснований для лишения истца гарантированных Конституцией РФ и федеральным законодательством прав.
В связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, поэтому оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 12 октября 2016 года по гражданскому делу по иску Рассохиной Т. А. к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставлении жилого помещения, оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в Президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий М.В. Гвоздев
Судьи: И.В. Верхотурова
Р.В. Лукьянченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.