Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Иском Е.П.
судей Поздняковой О.Ю., Герасимовой О.В.
с участием прокурора Доськовой Т.Ю.
при секретаре Павловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 23 декабря 2016 года дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Вагнера А. В.,
по апелляционной жалобе Вагнера А.В. на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 21 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю Мисоченко В.К. обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Вагнера А.В., осужденного (с учетом постановлений от 12.05.2011 года и от 23.01.2012 года) по ч.3 ст. 162, чт. 69 ч. 5 УК РФ к 7 годам 10 месяцам лишения свободы. Осужден за совершение особо тяжкого преступления при опасном рецидиве, в состоянии алкогольного опьянения. Действующих взысканий не имеет, имеет поощрения. Требования режима старается соблюдать. Характеризуется положительно. Просил суд установить в отношении Вагнера А.В. административный надзор и вменить административные ограничения в виде: обязательной явки 4 раза в месяц в ОМВД России по месту жительства или регистрации; запрещения пребывания в определенных местах (рестораны, бары, казино, дискотека и другие общественные места продажи и употребления алкогольных напитков); запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 21 октября 2016 года требования начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России удовлетворены частично.
В отношении Вагнера А.В. установлен административный надзор сроком на 8 лет со следующими ограничениями: обязательная явка 2 раза в месяц в ОМВД по месту жительства или регистрации; запрещения пребывания в определенных местах (рестораны, бары, казино, дискотека и другие общественные места продажи и употребления алкогольных напитков); запрещения выезда за пределы муниципального района (городского округа), избранного осужденным в качестве места жительства или пребывания.
Срок административного надзора, установленного в отношении Вагнера А.В. постановленоисчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства либо пребывания.
В апелляционной жалобе Вагнер А.В. с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального права. Указывает, что за период отбывания наказания был трудоустроен, добросовестно относился к труду, имеет благодарности, имеет 3 поощрения, действующих взысканий не имеет, характеризуется положительно. Просит отменить решение суда об установлении в отношении него административного надзора.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
Согласно ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (ч. 2 ст. 3).
Согласно ст. 4 указанного Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде явки одного раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как следует из материалов дела, Вагнер А.В., ранее судимый, приговором Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 12.05.2009 года ( с учетом постановления Ванинского раойнного суда Хабаровского края от 12.05.2011 года, постановления Президиума Хабаровского краевого суда от 23.01.2012 года) осужден по ч. 3 ст. 162 УК РФ с применением ст. 69 ч.5 УК РФ к 7 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.Удовлетворяя заявленные требования, суд правильно исходил из того, что имеются основания для установления административного надзора и административных ограничений для предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, поскольку Вагнер А.В. осужден и имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве, суд обоснованно определилсрок административного надзора в 8 лет, который равен сроку погашения судимости за особо тяжкое преступление (ч.3 ст. 162 УК РФ), что соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 5 вышеназванного Федерального закона и п. "д" ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ (действующий в редакции на момент совершения Вагнером А.В. преступления).
Выводы суда первой инстанции о наличии законных оснований для установления административного надзора в отношении Вагнера А.В., освобождаемого из мест лишения свободы, являются правильными.
Указание Вагнером А.В. в жалобе на то, что за период отбывания наказания он был трудоустроен, добросовестно относился к труду, имеет благодарности, имеет 3 поощрения, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку все ограничения установлены судом в соответствии с положениями Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест ли шения свободы" с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, его поведения за весь период отбывания наказания и иных заслуживающих внимания обстоятельств в их совокупности.
Установление административного надзора не является дополнительным либо повторным наказанием за одно и то же преступление, а устанавливается в соответствии с Федеральным законом для иных целей.
Статья 10 Уголовного кодекса РФ устанавливает, что не имеет обратной силы уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица.
Однако Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2).
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.
В силу п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 3 Закона и ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ).
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены судебного решения. Выводы суда мотивированы, соответствуют нормам права, фактическим обстоятельствам дела, и оснований считать их ошибочными не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 21 октября 2016 года по административному исковому заявлению ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Вагнера А. В. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Вагнера А.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Е.П. Иском
Судьи О.Ю. Позднякова
О.В. Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.