Судья Московского областного суда Мишин И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Бережецкого С.М., действующего на основании доверенности в интересах ГБУ МО "Мосавтодор", на решение Раменского городского суда Московской О. от 22.12.2015г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ в отношении ГБУ МО "Мосавтодор",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора дорожного надзора 6 батальона 2 полка ДПС (Южный) ГИБДД ГУ МВД России по Московской О. от 03.11.2015г. юридическое лицо - ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ О. "МОСАВТОДОР" /ГБУ МО "Мосавтодор"/, юридический адрес: 143421, Московская О., "данные изъяты", 26-й км автодороги "Балтия", Бизнес-центр "Рига-Ленд", строение 2, привлечено к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000.00 рублей.
Решением Раменского городского суда Московской О. от 22.12.2015г. указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением, защитник Бережецкий С.М. его обжаловал, просил отменить, указывая, что дело рассмотрено не полно, не всесторонне и не объективно, полагает, что в действиях юридического лица отсутствует состав вмененного правонарушения, поскольку ГБУ МО "Мосавтодор" не является субъектом вмененного правонарушения, так как переданный на баланс участок автодороги никогда не был оснащен электрическим освещением.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.
В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из постановления должностного лица следует, что ГБУ МО "Мосавтодор" привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорожных сооружений, выявленное при проведении проверки уполномоченным должностным лицом дорожного надзора в 05 часов 05 минут 06.10.15г. на участке а/д Островцы-Верея с км 3+090 по км 4+940, в пределах населенного пункта "данные изъяты" Московской О., где, в нарушение п.10.16 СП34.13330.2012 "Автомобильные дороги", п.4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", в нарушение п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения /утв. Постановлением Совета М. П. РФ от 23.10.1999г. "данные изъяты"/, не предусмотрело установку стационарного электрического освещения автомобильной дороги, что создает угрозу безопасности дорожного движения.
Действия юридического лица квалифицированы по ст.12.34 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а объективная сторона заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила содержания дорог, дорожных сооружений в частности, в невыполнении обязанности по обеспечению при содержании дорог и дорожных сооружений их состояния, соответствующего установленному государственным стандартом.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 15.11.1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Постановлением Совета М. - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. "данные изъяты" "О правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных (далее - Основные положения).
Согласно п.13 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно положений пунктов 1 и 5 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N257-ФЗ), содержащих определения понятий "автомобильная дорога" и "элементы обустройства автомобильных дорог", объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, являются элементом обустройства автомобильных дорог.
" ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.
Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Глава 4.6.1 ГОСТа Р 52766-2007 "Стационарное электрическое освещение" содержит 16 пунктов.
При этом требования к работе объектов наружного освещения в ночное время содержатся в пунктах 4. "данные изъяты" и 4. "данные изъяты" ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" и пунктах 4.6.1-4.6.5 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".Пунктом 4.6.1.1. установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: - на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; - на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут. и более; - на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с таблицей 7; - на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос; - на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м; - в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам; - под путепроводами, на дорогах I - III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м; - на внеуличных пешеходных переходах; - на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток; - на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Соглашаясь с выводом должностного лица о виновности ГБУ МО "Мосавтодор" в совершении вмененного правонарушения, городской суд исходил из доказанности вины юридического лица материалами дела, включая протокол об административном правонарушении, фотографии, акт выявленных недостатков дорог и рапорт.
Между тем, суд второй инстанции считает данные выводы городского суда преждевременными, по следующим основаниям.
Должностным лицом органа административной юрисдикции, а затем и судом, не было принято внимание нижеследующее.
В соответствии с ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.2 ст.12 Федерального закона от "данные изъяты"г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Постановлением П. Московской О. от "данные изъяты"г. "данные изъяты" "О создании государственного бюджетного учреждения Московской О. "Мосавтодор" путем изменения типа" создано государственное бюджетное учреждение Московской О. "Мосавтодор", основной целью создания которого является осуществление дорожной деятельности в части ремонта и содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской О. для обеспечения их сохранности и безопасности дорожного движения.
Пунктом 6 ст.3 Федерального закона от "данные изъяты"г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п.12 ст.3 Федерального закона от "данные изъяты"г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п.5 ст.3 Федерального закона от "данные изъяты"г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к элементам обустройства автомобильных дорог относятся в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Положениями ГОСТ Р 52766-2007 установлены основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Из акта выявленных недостатков от 06.10.2015г. следует, что на участке а/д Островцы-Верея с км 3+090 по км 4+940, в пределах населенного пункта "данные изъяты" Московской О., отсутствуют, в том числе, линии наружного освещения.
Подавая жалобу на постановление должностного лица, защитник ГБУ МО "Мосавтодор" указал, что, что на момент приемки дорог в оперативное управление Учреждения, включая участок а/д, указанный в постановлении, стационарное освещение отсутствовало.
Вместе с тем, должностным лицом органа административной юрисдикции, а затем и судом, не было принято во внимание нижеследующее.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Одним из условий законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
Согласно ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и постановление должно быть мотивировано.
Соглашаясь с выводами должностного лица, указанные доводы, а также возражения защитника юридического лица, изложенные в протоколе об административном правонарушении, о том, что вопрос проектирования линии освещения будет рассмотрен при формировании плана на 2016г., городским судом проверены не были.
Также судом недостаточно внимания было уделено доводу защитника о том, что ранее финансирование на освещение на указанном участке дороги не производилось, в настоящее время работы по оборудованию дороги электроосвещением включены в перечень участков автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Московской О., где необходимо устройство освещения.
Таким образом, позиция защиты ГБУ МО "Мосавтодор" должным образом не проверена, доводы защитника не опровергнуты, обоснования того, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в принятых по делу решениях не приведены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования закона о полном, всестороннем и объективном рассмотрении дела в рамках производства по настоящему делу не выполнены, в связи с чем решение городского суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором суду надлежит учесть изложенное и на основании имеющихся, а при необходимости, и вновь представленных доказательств, постановить по делу новое законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Раменского городского суда Московской О. от 22.12.2015г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ в отношении ГБУ МО "Мосавтодор" отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья И.Н. Мишин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.