Судья Московского областного суда Магоня Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Комитета лесного хозяйства Московской области Шиман О.Н. на решение Волоколамского городского суда Московской области от 18 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32, ч. 1 ст.8.31 КоАП РФ, в отношении Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" (далее ПАО "МОЭСК")
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Клинского межрайонного территориального районного отдела Управления по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 22 августа 2016 года, юридическое лицо ПАО "МОЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Волоколамского городского суда Московской области от 18 октября 2016 года постановление изменено, назначенное Обществу наказание снижено до 150 000 рублей.
Не согласившись с судебным решением, должностное лицо органа административной юрисдикции, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении Шиман О.Н. обратился в Московский областной суд с жалобой, где указывает, что наказание было назначено Обществу справедливо, снижение наказания судом до уровня ниже низшего предела осуществлено неправомерно, без какой-либо мотивации и без приведения в решении исключительных обстоятельств, позволяющих применить положения ч.3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, суд второй инстанции оснований для отмены или изменения решения городского суда не усматривает.
Как следует из материалов дела, 06 июня 2016 года в 10 часов 00 минут государственным лесным инспектором при патрулировании лесных участков в выделе 46,49,50 квартале 67, выделе 5 квартале 63 Анинского участкового лесничества филиала Волоколамского филиала ГКУ МО "Мособллес" Волоколамского муниципального района Московской области, выявлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования поскольку ПАО "МОЭКС" допустило нарушение правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в том, что при проведении рубок лесных насаждений на лесном участке, на котором расположены линии электропередач, произвело засорение лесного участка порубочными остатками, в период особого противопожарного режима согласно Постановлению Губернатора Московской области от 22 апреля 2016 года N 134-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности", место складирования срубленной древесины не отделено минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, что является нарушением п. 19 "Правил пожарной безопасности в лесах", утв. Постановлением правительства РФ N 417 от 30 июня 2007 г.
По данному факту должностным лицом органа административной юрисдикции в отношении ПАО "МОЭСК" возбуждено дело и составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.8.32 КоАП РФ.
Одновременно, в указанное выше время государственным лесным инспектором при патрулировании лесных участков и осмотра просек в выделе 46,49,50 квартале 67, выделе 5 квартале 63 Анинского участкового лесничества филиала Волоколамского филиала ГКУ МО "Мособллес" Волоколамского муниципального района Московской области, выявлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования поскольку ПАО "МОЭКС" в весенне-летний период оставлена срубленная древесина на срок боле 30 дней без удаления коры (без окорки), что является нарушением требований п. 44 Правил санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414.
По данному факту должностным лицом органа административной юрисдикции в отношении ПАО "МОЭСК" возбуждено дело и составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.31 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 8.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
Частью 3 ст. 8.32 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
На основании части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 (далее Правила), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно п. 19 Правил, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
На основании п.23 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г.N160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Пунктом 44 Правил санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414 определено, что весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами.
Конкретные сроки (даты) запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной или не обработанной пестицидами заготовленной древесины по лесорастительным зонам и лесным районам устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства.
В соответствии с п. 16 Приказа Россельхоза от 10.06.2011 г. N223 "Об утверждении правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов", лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Вина ПАО "МОЭСК" в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, образовавшего состав вмененного ему правонарушения, как обоснованно и мотивированно указал суд, полностью доказана материалами дела, в том числе: протоколами об административном правонарушении по ч. 1 ст.8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ; актом осмотра территории и фототаблицей; предписанием об устранении нарушения лесного законодательства; учредительными документами юридического лица и другими доказательствами по делу.
У суда не имелось оснований не доверять представленным доказательствам, поскольку они собраны в соответствии с требованиями КоАП РФ и непротиворечивы.
Доказательства, свидетельствующие о виновности ПАО "МОЭСК" в совершении административных правонарушений, соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ и не противоречат действующему законодательству.
Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Проверив материалы дела, на которых орган административной юрисдикции основывал вывод о виновности юридического лица, аргументировано отклонив доводы жалобы Общества, суд согласился с органом административной юрисдикции о доказанности вины ПАО "МОЭСК" в совершении вмененного правонарушения.
В целом решение городского суда мотивированно и отвечает требованиям ч.2 ст.30.7 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд посчитал необходимым и возможным снизить размер назначенного юридическому лицу наказания до уровня, ниже низшего предела. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, предусмотренного санкцией статьи и наличием исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которые в силу положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ являются основанием для снижения размера наказания и назначением административного штрафа менее минимального размера.
Довод жалобы должностного лица о неправомерном и немотивированном снижении судом размера наказания, не может служить основанием к отмене судебного решения, поскольку в соответствии с нормами ч.4 ст.30.7 КоАП РФ, правом принесения жалобы на мягкость наказания обладает исключительно потерпевший. Должностное лицо органа административной юрисдикции, вынесшего постановление, таким правом не наделено.
На основании изложенного, и руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Волоколамского городского суда Московской области от 18 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32, ч. 1 ст.8.31 КоАП РФ, в отношении Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" оставить без изменения, жалобу должностного лица Комитета лесного хозяйства Московской области Шиман О.Н. - без удовлетворения.
Судья Е.Г. Магоня
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.