Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Мизюлина Е.В., Гулиной Е.М.,
при секретаре Родиной Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 ноября 2016 года апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Главного управления пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области на решение Мытищинского городского суда Московской области от 24 февраля 2016 года по делу
по иску Я. к Государственному Учреждению - Главному управлению пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца, его представителя, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Я. обратился в суд с иском к ГУ - ГУ ПФ РФ N6 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии от 22.08.2015 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании ответчика включить в специальный стаж периоды работы в должности бортового оператора в авиакомпании "Полет-Чернобыль" и в отряде транспортных самолетов МЧС России: с 01.07.1992 года по 31.12.1992 года; с 01.01.1993 года по 31.12.1993 года; с 01.01.1994 года по 31.12.1994 года; с 01.01.1995 года по 31.12.1995 года; с 16.01.1996 года по 31.12.1996 года; с 01.01.1997 года по 31.12.2001 года; с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года; с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года; с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года; с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года; с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года; с 10.11.2009 года по 31.12.2009 года; с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года; с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года; с 01.01.2012 года по 31.12.2012 года; с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года; с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года; с 01.01.2015 года по 31.05.2015 года, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 30.06.2015 года по пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Исковые требования мотивировал тем, что 30.06.2015 года обратился в Пенсионный фонд за назначением досрочной страховой пенсии по старости. Решением комиссии от 22.08.2015 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Истец считает данный отказ незаконным, поскольку он, работая в спорные периоды бортовым оператором, входил в состав экипажа летного судна, имел налет часов 6030 часов, что превышает 25 лет, в связи с чем, имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Представитель ответчика в удовлетворении иска просил отказать, поскольку подпунктом "з" п.1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что бортоператоры не входят в летный состав гражданской авиации, а относятся к обслуживающему персоналу (кабинному экипажу), в связи с чем, соответственно права на досрочное назначение страховой пенсии на основании пп. 13 п.1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" истец не имеет.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с решением, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить, как незаконное и необоснованное, в удовлетворении исковых требований отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежали применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец работал в должности бортового оператора в авиакомпании "Полет-Чернобыль" и в отряде транспортных самолетов МЧС России: с 01.07.1992 года по 31.12.1992 года; с 01.01.1993 года по 31.12.1993 года; с 01.01.1994 года по 31.12.1994 года; с 01.01.1995 года по 31.12.1995 года; с 16.01.1996 года по 31.12.1996 года; с 01.01.1997 года по 31.12.2001 года; с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года; с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года; с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года; с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года; с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года; с 10.11.2009 года по 31.12.2009 года; с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года; с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года; с 01.01.2012 года по 31.12.2012 года; с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года; с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года; с 01.01.2015 года по 31.05.2015 года.
За период работы в качестве бортового оператора истец имеет налет часов 6030 часов 10 минут.
30.06.2015 г. Я. обратился с заявлением в ГУ - Главное управление пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как работнику летного состава гражданской авиации.
Решением комиссии Пенсионного фонда от 22.08.2015 г. Я. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с тем, что бортовые операторы составляют не летный экипаж, а кабинный и следовательно, не могут пользоваться правом на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании за истцом права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, как работнику летного состава гражданской авиации, суд первой инстанции со ссылкой на пункт 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пришел к выводу о том, что пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретшим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов независимо от того, на какой должности они работают, поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации. При этом суд исходил из того, что Я. являлся бортовым оператором - членом кабинного экипажа, который в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна, и принимал непосредственное участие в выполнении полетов. Установив, что на момент обращения истца в Пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации его стаж составил более 25 лет, суд признал за ним право на назначение пенсии по подпункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения в пенсионный орган, а именно с 30 июня 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Правовое регулирование назначения пенсии работникам летного состава гражданской авиации закреплено в пункте 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г. и действующего на дату обращения истца в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Пунктом 13 части 1 статьи 30 названного федерального закона предусмотрено назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
С 1 января 2015 г. также вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым, в частности, на работах с вредными условиями труда, применяется Список N 1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10; в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в РСФСР" (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459).
Статьей 79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утратившего силу с 1 января 2002 г. в связи с введением в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", было определено, что пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного Министерством гражданской авиации СССР 8 апреля 1985 г. N 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется МГА.
Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна. Бортоператоры не входят в летный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу.
Такое разделение правовых оснований досрочного назначения трудовой пенсии по старости между бортпроводниками, бортоператорами и лицами, входящими в летный экипаж воздушного судна, связано с тем, что их функциональные обязанности различны по своей специфике и характеру, психофизиологические нагрузки, испытываемые ими во время полета, не идентичны.
Положения указанных выше норм материального права судом первой инстанции при разрешении спора учтены не были, а вывод суда первой инстанции о том, что пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретшим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов независимо от того, на какой должности они работают, основан на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Ссылка суда первой инстанции на постановление Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 в обоснование вывода о наличии у Я. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости как работнику летного состава гражданской авиации несостоятельна, поскольку данным нормативно-правовым актом определен перечень должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", к которым истец, работавший в должности бортоператора не относится.
Наличие у истца летной книжки с указанием количества налета часов, на что указал суд, удовлетворяя иск, само по себе не влечет возникновения права на назначение досрочной пенсии по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С учетом приведенных обстоятельств обжалуемое решение суда нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права.
В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований о включении истцу спорных периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.13 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", и назначения истцу пенсии по старости не имелось, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мытищинского городского суда Московской области от 24 февраля 2016 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Иск Я. к Государственному Учреждению - Главное управление пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области о признании решения комиссии об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в специальный стаж периодов работы в должности бортового оператора в авиакомпании "Полет-Чернобыль" и в отряде транспортных самолетов МЧС России: с 01.07.1992 года по 31.12.1992 года; с 01.01.1993 года по 31.12.1993 года; с 01.01.1994 года по 31.12.1994 года; с 01.01.1995 года по 31.12.1995 года; с 16.01.1996 года по 31.12.1996 года; с 01.01.1997 года по 31.12.2001 года; с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года; с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года; с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года; с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года; с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года; с 10.11.2009 года по 31.12.2009 года; с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года; с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года; с 01.01.2012 года по 31.12.2012 года; с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года; с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года; с 01.01.2015 года по 31.05.2015 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп.13 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 30.06.2015 года оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Главное управление пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.