Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе председательствующего Зубовой Л.М.,
судей Глумовой Л.А., фио9,
при секретаре фио2
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 ноября 2016 г. гражданское дело по иску фио к Администрации муниципального образования "Городское поселение Ликино-Дулево" об оспаривании решения об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по апелляционным жалобам Администрации муниципального образования "Городское поселение Ликино-Дулево", Министерства строительного комплекса "данные изъяты", подписанной представителем по доверенности фио3 на решение Орехово-Зуевского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты"
Заслушав доклад судьи фио9,
объяснения фио, представителей Администрации муниципального образования "Городское поселение Ликино-Дулево" фио4, фио5ъ, представителя Министерства строительного комплекса "данные изъяты" фио3, судебная коллегия
установила:
фио обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Городское поселение Ликино-Дулево" и просила признать незаконным и отменить постановление руководителя администрации "данные изъяты" Орехово-Зуевского муниципального района "данные изъяты" от "данные изъяты", которым ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения за счет средств федерального бюджета как выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В обоснование иска она ссылается на то, что добровольно выехала из г. "данные изъяты", подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем имеет право на на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз, в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
"данные изъяты" она обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения за счет средств федерального бюджета. Однако постановлением "данные изъяты" от "данные изъяты" в удовлетворении заявления ей было отказано ввиду ее проживания в "данные изъяты" менее 5 лет.
В судебном заседании истец фио исковые требования поддержала, пояснив, что имеет право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 "данные изъяты" того, она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как собственного жилья на территории "данные изъяты" не имеет.
Представитель ответчика иск не признала, указав, что отсутствуют нормативные правовые акты, наделяющие органы местного самоуправления полномочиями по признанию граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в жилых помещениях.
Представитель 3-го лица Министерства строительного комплекса "данные изъяты" в судебное заседание не явился, прислал отзыв, в котором возражал в удовлетворении иска, указывая, что истец не может считаться лицом, нуждающимся в жилом помещении, ввиду непродолжительности проживания в "данные изъяты".
Решением суда исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с постановленным решением, ответчик обжалует его в апелляционном порядке, в своей жалобе просит решение суда отменить.
В заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица настаивали на доводах апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, а истец фио возражала против удовлетворения требований жалобы, просила оставить решение без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение незаконным и подлежащим отмене. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Названным требованиям постановленное решение не соответствует исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, истец фио является добровольно выехавшей из зоны проживания с правом на отселение, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. "данные изъяты" управлением социальной защиты населения "данные изъяты" ей выдано удостоверение единого образца.
После вступления в брак фио в 2014 г. снялась с регистрационного учета в населенном пункте г. "данные изъяты" и зарегистрировалась по месту жительства мужа - в "данные изъяты" в "данные изъяты". В этой квартире, кроме нее, также зарегистрированы и проживают ее супруг фио6, их несовершеннолетняя дочь фио7 и мать супруга фио8 Квартира состоит из 3-х комнат общей площадью 57,9 кв. м, в том числе жилой - 36,5 кв. м.
В связи с расторжением брака между истцом и фио6 "данные изъяты" был заключен договор безвозмездного пользования указанной квартирой.
"данные изъяты" фио обратилась в администрацию городского поселения Ликино- "данные изъяты" с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в связи с отсутствием у нее жилого помещения в "данные изъяты" и наличием статуса гражданина, подвергнувшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, как лица, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Постановлением администрации "данные изъяты" "данные изъяты" от "данные изъяты" ей было в заявлении отказано, поскольку она проживает в "данные изъяты" менее 5 лет.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции ссылался на положения ст. ст. 49, 51 и 52 Жилищного кодекса РФ, на положения подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты" и Закона РФ от "данные изъяты" "данные изъяты" "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Применив указанные нормы, суд пришел к выводу о том, что истец является нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеет право на улучшение жилищных условий за счет средств бюджета Российской Федерации, поскольку ее право на такое обеспечение предусмотрено Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При этом суд счел несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению "данные изъяты" от "данные изъяты" "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", в котором установлено обязательное требование 5-летнего проживания на территории "данные изъяты" при принятии решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Поскольку фио просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не как малоимущую и не за счет средств муниципального бюджета, а как имеющую право на обеспечение жилым помещением, которое установлено федеральным законом и за счет федерального бюджета (ч. 3. ст. 49 ЖК РФ), то ее право на обеспечение жилым помещением государственного жилищного фонда установлено Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку судом допущено неправильное применение норм материального права.
Действительно, в соответствии с абз. 14 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты", правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют, в числе других, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу п. 7 ст. 17 Закона РФ от "данные изъяты" "данные изъяты" "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, добровольно выехавшим на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, гарантируется, в том числе, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от "данные изъяты" "данные изъяты" "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Однако суд первой инстанции не учел, что положения Закона "данные изъяты" устанавливают только права граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, но не определяют непосредственно сам порядок предоставления права на улучшение жилья указанным в нем гражданам.
В данном случае определяющим является указание в п. 7 ст. 17 названного Закона на то, что обеспечение граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью осуществляется в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Такой порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты" "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы. Этим же Постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
В соответствии с п. е) п. 5 Правил установлено, что граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом "данные изъяты" имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы.
Анализ и толкование приведенного подпункта свидетельствует о том, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, возникает лишь при одновременном наличии двух конкретных условий, установленных законодателем: необходимость состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и иметь право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с вышеуказанным Законом "данные изъяты".
Таким образом, суд первой инстанции не принял во внимание, что истец фио должна была не только иметь право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом "данные изъяты", но и в установленном порядке поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает необходимым указать на следующее.
Согласно пункту к) части 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Согласно п. 5 и п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 52 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В "данные изъяты" вопрос принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентирован только "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". Пунктом 1 ст. 2 названного Закона установлено обязательное требование 5-летнего проживания на территории "данные изъяты" при принятии решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий), а так же требование о признании граждан малоимущими.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Как установлено по настоящему делу, ответчик фио имеет постоянное место жительства на территории "данные изъяты" только с "данные изъяты", т. е. менее пяти лет. Кроме того, в отношении нее никогда не принималось решение о признании ее малоимущей.
При таких обстоятельствах в настоящее время у нее отсутствует право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения за счет средств федерального бюджета как выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем постановленное решение подлежит отмене.
Разрешая заявленный спор по существу, судебная коллегия принимает новое решение, которым отказывает фио в удовлетворении иска с учетом всего изложенного выше.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Орехово-Зуевского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" отменить, постановить по делу новое решение, которым фио в удовлетворении иска к Администрации муниципального образования "Городское поселение Ликино-Дулево" об оспаривании решения об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.