Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Шевчук Т.В.,
судей Воронко В.В., Савоскиной И.И.,
при секретаре Архиповой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 ноября 2016 года апелляционную жалобу Чашиной В. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Чашина Т. Г., Чашина Е. Г., Петуховой Н. В., Петухова А. Д., Бондаренко Л. М., Ершова М. Н. на решение Волоколамского городского суда Московской области от 06 сентября 2016 года по делу по иску Чашиной В. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Чашина Т. Г., Чашина Е. Г., Петуховой Н. В., Петухова А. Д., Бондаренко Л. М., Ершова М. Н. к Администрации Волоколамского муниципального района Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания и ремонту,
заслушав доклад судьи Шевчук Т.В.,
объяснения представителя по доверенности Министерства строительного комплекса Московской области Захаровой Д.А., представителя по доверенности Администрации Волоколамского муниципального района Медовикова Д.А.,
установила:
Чашина В. А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Чашина Т.Г., "данные изъяты" года рождения, Чашина Е.Г., "данные изъяты" года рождения, Петухова Н.В., Петухов А.Д., Бондаренко Л.М., Ершов М.Н. обратились в суд с иском к Администрации Волоколамского муниципального района "данные изъяты", Министерству строительного комплекса Московской области о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания и ремонту.
Просили суд обязать Администрацию Волоколамского муниципального района Московской области включить их в подпрограмму "Переселение граждан из многоквартирного жилых домов, признанных аварийными в установленном законом порядке" входящую в состав муниципальной программы Волоколамского муниципального района "Жилище" на 2015-2019 год; обязать Администрацию Волоколамского муниципального района Московской области предоставить им жилые помещения взамен непригодных для проживания.
В обоснование своих требований истцы указали, что они являются собственниками квартир "данные изъяты" в доме по адресу: "данные изъяты".
В соответствии с Актом "данные изъяты" от 29.04.2014 года "данные изъяты",3,8 были обследованы на предмет их пригодности для проживания и аварийности. На основании данного обследования было вынесено заключение "данные изъяты" от 16.06.2014 года о признании квартир "данные изъяты",3,8 не пригодными для проживания. Постановлениями главы сельского поселения Осташевское от 20.06.2014 года данные квартиры признаны не пригодными для проживания.
Постановлениями от 25.09.2014 года собственники данных квартир были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включены в список внеочередников.
Постановлением Администрации сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района "данные изъяты" от 20.06.2014 года собственники квартир "данные изъяты",3,8 были поставлены на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с актом и Постановлением "данные изъяты" от 07.09.2015 года "данные изъяты" была обследована на предмет ее пригодности для проживания и аварийности. На основании данного обследования, "данные изъяты" была признана аварийной.
24.09.2015 года истцы обратились в Администрацию Волоколамского муниципального района с заявлением о включении их в муниципальную программу Волоколамского муниципального района "Жилище" на 2015-2019 год по переселению граждан из аварийного жилого фонда. 22.12.2015 года Администрация сообщила, что она не участвует в вышеуказанной программе. На протяжении длительного времени Администрации Волоколамского муниципального района не принимает никаких мер по переселению истцов их аварийного жилья.
Полагали, что их требования предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года "данные изъяты" "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Ссылались на то, что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, предоставляются жилые помещения вне очереди. Также считают, что в силу ч. 2 ст. 50, ч. 5 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма должны предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В судебном заседании истица Чашина В.А., действующая также в интересах несовершеннолетних детей Чашина Т.Г. и Чашина Е.Г., представитель истицы Бондаренко Л.M. по доверенности Волкова Н.К., представитель по доверенности всех истцов Завалко B.C. поддержали свои исковые требования.
Представитель ответчика Администрации Волоколамского муниципального района Московской области Медовиков Д.А. исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Министерства строительного комплекса Московской области по доверенности Захарова Д.А. в судебном заседании от 05.09.2016 года просила в иске отказать.
Третьи лица Администрация сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области письменно ходатайствовали о рассмотрении данного дела в отсутствие своего представителя.
Третьи лица Отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Волоколамскому, Лотошинскому и Шаховскому муниципальным районам письменно ходатайствовали о рассмотрении данного дела в отсутствие своего представителя.
Решением Волоколамского городского суда Московской области от 06 сентября 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
С решением не согласились истцы, обратились с апелляционной жалобой, в которой просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как следует из содержания ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Статьей 87 Жилищного кодекса РФ, установлено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как установлено судом первой инстанции, многоквартирный (десять квартир) одноэтажный деревянный жилой дом по адресу: "данные изъяты" является зданием 1917 года постройки.
Согласно Акту от 13.12.2012 года данное строение представляло собой "конный двор", в помещениях которого, на тот момент, располагался муниципальный дом культуры, пожарная часть, отделение Сбербанка РФ, баня и 10 квартир, в которых проживали граждане. Из документов следует, что "конный двор" расположенный в парке в перечень объектов Усадьбы Бестужева-Рюмина не входит.
Согласно экспертного заключения "данные изъяты"/Э ЗАО "Ресурс" по состоянию на 16.04.2013 года, строение имеет 78 % износа, значительные признаки разрушения и характеризуется как "плохое", провести ремонт затруднительно.
Истица Чашина В.А. (6/8 доли) и ее несовершеннолетние дели Чашин Т.Г. и Чашин Е.Г. (по 1/8 доли каждый) на основании договора мены недвижимого имущества от 25.12.2015 года, договора купли-продажи квартиры от 25.10.2012 года являются собственниками квартиры общей площадью 32.7 кв.м. по адресу: "данные изъяты". Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Истица зарегистрирована по данному адресу с 20.11.2012 года, что подтверждается выпиской из домовой книги.
29.04.2014 года межведомственной комиссией, назначенной Постановлением главы сельского поселения Осташевское "данные изъяты" от 26.02.2014 года, был составлен Акт обследования помещения - "данные изъяты" спорном доме, которым данная квартира признана не пригодной для проживания (т.1 л.д. 45-46). 16.06.2014 года в отношении "данные изъяты" вынесено Заключение о непригодности для проживания (т.1 л.д.47-48).
Постановлением главы сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района "данные изъяты" от 20.06.2014 года, жилое помещение по адресу: "данные изъяты", признано непригодным для проживания на основании п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года "данные изъяты" "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Постановлением главы сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района "данные изъяты" от 25.09.2014 года, Чашина В.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ и включена в список внеочередников на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ.
Истец Ершов М.Н. на основании договора купли-продажи от 23.01.1996 года является собственником квартиры общей площадью 26.6 кв.м. по адресу: "данные изъяты". Право собственности зарегистрировано в БТИ. Согласно Заключения межведомственной комиссии от 16.06.2014 года "данные изъяты" признана непригодной для проживания. Постановлением главы сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района "данные изъяты" от 20.06.2014 года, "данные изъяты" расположенная в спорном доме признана непригодной для проживания. Постановлением главы сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района "данные изъяты" от 25.09.2014 года, Ершов М.Н. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ и включен в список внеочередников на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ (т.1 л.д.92).
Истцы Петухов А.Д. и Петухова Н.В. на основании договора на передачу квартир в собственность граждан "данные изъяты" от 22.09.2004 года являются собственниками, по 1/2 доли каждый, квартиры общей площадью 21.70 кв.м. по адресу: "данные изъяты". Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.10.2004 года. Из Акта обследования помещения от 29.04.2014 года следует, что "данные изъяты" не пригодна для проживания.
Согласно Заключения межведомственной комиссии от 16.06.2014 года "данные изъяты" признана непригодной для проживания. Постановлением главы сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района "данные изъяты" от 20.06.2014 года, жилое помещение - "данные изъяты", признано непригодным для проживания на основании п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года "данные изъяты" "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Постановлением главы сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района "данные изъяты" от 25.09.2014 года, Петухов А.Д. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ и включен в список внеочередников на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ.
Истец Петухов А.Д. зарегистрирован по данному адресу с 26.06.2008 года. Истица Петухова Н.В. с 07.06.2011 года проживает и зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "данные изъяты", принадлежащем ей на праве собственности. На очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит.
Истица Бондаренко Л.M. на основании договора купли-продажи квартиры от 27.04.2015 года является собственником квартиры общей площадью 37.30 кв.м. по адресу: "данные изъяты". Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.05.2015 года. Согласно Акту межведомственной комиссии от 10.08.2015 года, утвержденной Постановлением главы Волоколамского муниципального района "данные изъяты" от 02.04.2015 года, "данные изъяты" спорного жилого дома по вышеуказанному адресу, признана аварийной и непригодной для проживания. Постановлением главы Волоколамского муниципального района "данные изъяты" от 07.09.2015 года, Акт межведомственной комиссии от 10.08.2015 года по результатам обследования жилого помещения по адресу: "данные изъяты" заключение комиссии о признании квартиры аварийной - утверждены. Истица в спорной квартире не проживает, зарегистрирована и проживает по адресу: "данные изъяты" ул. "данные изъяты". На очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, обратилась в Администрацию с заявлением о постановке ее на учет 12.07.2016 года.
Согласно книги учета, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением, предоставленной "данные изъяты", Ершов М.Н. занимает в списке внеочередников очередь под "данные изъяты" (N общей очереди 78), Петухов А.Д. в списке внеочередников под "данные изъяты" (N общей очереди 77), Чашина В.А. в списке внеочередников под "данные изъяты" (N общей очереди 76).
Истцы Петухова Н.В. и Бондаренко Л.M. в списке нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением, отсутствуют.
Как следует материалов дела, Постановлением Постановления главы Волоколамского муниципального района Московской области от 14.10.2014 года "данные изъяты" (в ред. от 30.06.2016 года утверждена муниципальная программа Волоколамского муниципального района "Жилище" на 2015-2019 годы".
В Приложении "данные изъяты" данной муниципальной программы содержится подпрограмма "Переселение граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными в установленном законодательством порядке". Муниципальный заказчик подпрограммы - городское поселение Волоколамск Волоколамского муниципального района. Целью подпрограммы является расселение жителей 20 аварийных и ветхих многоквартирных жилых домов (320 человек), расположенных на территории городского поселения Волоколамск. Согласно Реестра ветхих и аварийных жилых многоквартирных домов, в подпрограмму входят 20 домов, расположенных в городе Волоколамске. Спорный жилой дом по адресу: "данные изъяты" данном списке не указан.
Из ответа Администрации района на письмо Бондаренко JI.M. и других жителей данного дома следует, что Администрация Волоколамского муниципального района Московской области в адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Московской области на 2015-2019 годы" не участвует.
Истцы, обращаясь в суд с настоящим иском, просили одновременно включить их в подпрограмму "Переселение граждан из многоквартирного жилых домов, признанных аварийными в установленном законом порядке", входящую в состав муниципальной программы Волоколамского муниципального района "Жилище" на 2015-2019 год" и обязать предоставить им жилые помещения взамен непригодных для проживания. Уточнять свои требования истцы и их представители отказались.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для" проживания предусмотрены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47.
Согласно п. 7 вышеуказанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома, установленным в Положении требованиям.
Исходя из п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений (в виде заключения): о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно пункту 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из содержания приведенного пункта следует, что межведомственная комиссия должна принять решение не только в отношении конкретного жилого помещения, но и в отношении всего многоквартирного жилого дома.
Последующее заключение межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшей судьбе дома и дальнейшем использовании помещений в нем, сроках отселения лиц (жителей дома), проведения ремонтно-восстановительных работ.
В данном случае, спорный десятиквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", в котором расположены квартиры истцов, в целом не признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу; отсутствует заключение о необходимости и возможности (или невозможности) проведения его капитального ремонта или реконструкции; отсутствует заключение по другим квартирам (6 квартир) часть из которых находиться в муниципальной собственности; не обследованы иные помещения данного дома, в которых располагаются офисы юридических лиц.
Вследствие чего, спорный жилой дом не вошел в программу "Переселение граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными в установленном законодательством порядке", куда вошли 20 жилых домов, расположенных на территории городского поселения Волоколамск, признанных до 01.01.2015 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также аварийные дома, представляющие угрозу жизни и здоровью граждан.
Список (реестр) ветхих и аварийных жилых многоквартирных домов, предусмотренный подпрограммой "Переселение из аварийных домов" муниципальной программы Волоколамского муниципального района "Жилище на 2015-2019 год" является исчерпывающим и не подлежит расширению, поскольку объем средств, предусмотренный на реализацию указанной подпрограммы рассчитан и предусмотрен в соответствии с количеством объектов недвижимого имущества, подлежащих расселению.
Учитывая, что данная программа носит целевой и адресный характер, список объектов и количество жильцов сформирован, а весь жилой дом, в котором расположены квартиры истцов не признан аварийным и не пригодным для проживания, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истцы не могут быть включены в указанную программу о переселении.
Требование истцов об обязании Администрации района предоставить им жилые помещения взамен непригодных для проживания, суд также верно счел не подлежащими удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, истцы Чашина В.А., Петухов А.Д. и Ершов М.Н. поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ, включены в список внеочередников на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ. Истцы Петухова Н.В. и Бондаренко JI.M. не признаны в установленном порядке нуждающимися.
Из системного толкования статей 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма направлено на устранение угрозы жизни и здоровью, обеспечение нормальных жилищных условий граждан, лишившихся единственного жилья по причине его непригодности для проживания.
Между тем, истцы Чашина В.А. и Бондаренко JI.M. приобрели квартиры по договору мены и купли-продажи в доме, 1917 года постройки, имеющим 78 % износа. Согласно отчету жилой дом имел признаки разрушения, строение по справочной таблице характеризовалось как "плохое". Согласно пояснений истцов Чашиной, Петуховой, представителя Бондаренко, в квартирах, принадлежащих им на праве собственности и расположенных в данном доме, они не проживают. Истица Чашина В.А. с семьей проживает в квартире, принадлежащей ей на праве собственности по адресу: "данные изъяты". Из выписки Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от "данные изъяты" усматривается, что Петухова Н.В. постоянно проживает и зарегистрирована в жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности по адресу: "данные изъяты". Истица Бондаренко JI.M. постоянно проживает и зарегистрирована в жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности по адресу: "данные изъяты" ул. "данные изъяты".
При этом в материалах дела нет бесспорных доказательств, подтверждающих проживание истцов Петухова А.Д. и Ершова М.Н. в спорных жилых помещениях, отсутствие у них иного жилья.
Истцы по делу являются собственниками квартир "данные изъяты",3,8,9 в спорном жилом доме, поэтому отсутствуют правовые основания для обеспечения истцов жилым помещением во внеочередном порядке по договору социального найма, поскольку право на обеспечение жильем истцов и членов их семей может быть реализовано только в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Из положений статьи 87, части 1 статьи 89 ЖК РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
На основании ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. Частью 8 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Исходя из положений ст. ст. 85, 86, 87 ЖК РФ, гражданам, выселяемым из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, признанных непригодным для проживания, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по договору социального найма.
Из содержания положений ст. 32 ЖК РФ в их системной взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
Истцы являются собственникам вышеуказанных квартир. С заявлениями к Администрации района о предоставлении им взамен непригодного для проживания жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, не обращались. Доказательств обратного суду не предоставлено.
Решения об изъятии, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен жилой дом, в котором находятся квартиры истцов, а равно самих спорных квартир, администрацией Волоколамского муниципального района не принималось. Какие-либо соглашения между истцами - собственниками квартиры и ответчиком по поводу выкупа и изъятия жилых помещений не заключалось. С учетом изложенного, суд пришел к верному и обоснованному выводу о том, что у ответчика отсутствует обязанность предоставить истцам другие жилые помещения вне очереди.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы истцов о наличии у Администрации Волоколамского муниципального района Московской области обязанности включить их в подпрограмму "Переселение граждан из многоквартирного жилых домов, признанных аварийными в установленном законом порядке" входящую в состав муниципальной программы Волоколамского муниципального района "Жилище" на 2015-2019 год и предоставить им жилые помещения взамен непригодных для проживания полностью повторяют доводы искового заявления, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, основаны на неправильном толковании правовых норм, не опровергают правильности выводов суда, в связи с чем, не принимаются судебной коллегией во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда, как необоснованные.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с постановленным по делу решением и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Волоколамского городского суда Московской области от 06 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чашиной В. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Чашина Т. Г., Чашина Е. Г., Петуховой Н. В., Петухова А. Д., Бондаренко Л. М., Ершова М. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.