Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Шевчук Т.В.,
судей Фоминой Н.И., Шипиловой Т.А.,
при секретаре Демидове К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 декабря 2016 года апелляционную жалобу администрации Щелковского муниципального района на решение Щелковского городского суда Московской области от 27 апреля 2016 года по делу по иску Егоренкова В. М. к администрации Щёлковского муниципального района Московской области о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в федеральной целевой программе "Жилище" незаконным, об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в федеральной целевой программе "Жилище",
заслушав доклад судьи Шевчук Т.В.,
объяснения представителя администрации Щёлковского муниципального района Московской области по доверенности Брагиной Д.В., Егоренкова В.М.,
установила:
Егоренков В.М. обратился в суд с иском к администрации Щёлковского муниципального района Московской области по тем основаниям, что он 26.06.2015 г. в адрес ответчика обратился с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы, так как был эвакуирован (выехал самостоятельно) с семьей из зоны отселения, образовавшейся после катастрофы на Чернобыльской АЭС, истец имеет жилое помещение общей площадью, приходящееся на каждого члена семьи, менее учетной нормы. К указанному заявлению истец приложил весь пакет документов в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ.
На указанное заявление истцом получен ответ от 02.07.2015 г. N 172-01тг-3299, которым ответчик указал, какие документы необходимо представить. Перечень содержал список документов, ранее представленных истцом в адрес ответчика по делу.
Истец полагает, что применение ответчиком к нему и членам его семьи принципа признания малоимущими и принципа проживания на территории Московской области пять лет незаконным, так как они были эвакуированы (выехали самостоятельно) из зоны отселения, образовавшейся после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Действующее законодательство связывает право на получение жилья гражданами, выехавшими из зоны отселения и подвергшихся радиоактивному облучению лишь с нуждаемостью в жилье.
Просил суд признать незаконным отказ ответчика в принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в федеральной целевой программе "Жилище" и обязать принять его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в федеральной целевой программе "Жилище".
Истец Егоренков В.М. в судебном заседании просил суд удовлетворить исковые требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика по делу Щербакова М.И., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать, так как истец и члены его семьи проживают на территории "данные изъяты" менее пяти лет и не признаны в установленном законом порядке малоимущими.
Решением Щелковского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" исковые требования Егоренкова В.М. удовлетворены. Администрация Щёлковского муниципального района "данные изъяты" обязана принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в федеральной целевой программе "Жилище" с "данные изъяты" Егоренкова В.М. в составе семьи состоящей помимо его из трех человек: супруги Егоренковой Л.Г., дочери Егоренковой Я.В., дочери Егоренковой Е.В..
С решением не согласился ответчик, представитель администрация Щелковского муниципального района "данные изъяты" обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, в иске отказать.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
В силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статьей 1 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
При этом, согласно положений указанной правовой нормы действующего жилищного законодательства Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. При этом, жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Судом установлено, что истец и члены его семьи Егоренкова Л.Г. (супруга), Егоренкова Я.В. (дочь), Егоренкова Е.В. (дочь) проживают в квартире, находящейся по адресу: "данные изъяты", г. Щёлково, "данные изъяты". Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из домовой книги от "данные изъяты" и актом фактического проживания от "данные изъяты" Квартира имеет общую полезную площадь равную 31,6 кв.м., в том числе жилую 18,9 кв.м. Данные обстоятельства следуют из информации, содержащейся в финансовом лицевом счете на "данные изъяты".
Вышеуказанная квартира принадлежит истцу по делу и его супруге Егоренковой Л.Г. на праве общей совместной собственности на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от "данные изъяты", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "данные изъяты" 50-АЕN 386608, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "данные изъяты" взамен свидетельства серии "данные изъяты", выданного "данные изъяты", записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от "данные изъяты" "данные изъяты".
Другого жилья истец и члены его семьи не имеют, что нашло подтверждение в уведомлениях об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданными "данные изъяты" Управлением Росреестра и ответами от "данные изъяты" КП "данные изъяты" "БТИ", ответом Щелковского филиала ГУП МО "МОБТИ" от "данные изъяты" "данные изъяты".01-16/98-15.
Судом так же установлено, что согласно удостоверению серии АК "данные изъяты", выданному "данные изъяты" Щёлковским управлением социальной защиты населения, истец имеет право на меры социальной поддержки, установленные Законом РФ от "данные изъяты" "данные изъяты" "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д. 9).
Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС предусмотрены Законом РФ от "данные изъяты" "данные изъяты" "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Указанным законом в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального Закона от 22.08. 2004 г. N 122-ФЗ (о монетизации льгот) предусматривалось для граждан, эвакуированных (в т.ч. выехавших добровольно) в 1986 и в последующие годы из зоны отселения, одноразовое внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда или одноразовое внеочередное приобретение квартир в том же фонде (п.п. 6, 11 ч. 1 ст. 13, п. 7 ст. 17, ст. 22).
01.01. 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от "данные изъяты" N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым в рамках реформирования системы социальной защиты населения был изменен и порядок обеспечения жильем указанных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации: согласно п. 7 ст. 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в новой редакции тем из них, кто был принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01. 2005 г., было предоставлено право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного предписания Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29.12. 2004 г. "данные изъяты" " "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц", которым в качестве основной формы обеспечения таких граждан жильем за счет средств федерального бюджета было избрано предоставление субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В связи с внесением постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12 2005 г. "данные изъяты" изменений в федеральную целевую программу Жилище на 2002 - 2010 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09 2001 г. "данные изъяты", граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении Маяк, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до "данные изъяты", получили право на участие в подпрограмме Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Соответствующее право предусмотрено и утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты" одноименной подпрограммой федеральной целевой программы Жилище на 2011 -2015 годы.
Механизм предоставления социальных выплат (жилищных субсидий, субсидий) таким гражданам закрепляется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанных подпрограмм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03. 2006 года "данные изъяты", с последующими изменениями и дополнениями.
Для граждан, относящихся к указанным категориям, но принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01. 2005 г., п. 7 ст. 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22.08. 2004 г. N 122-ФЗ) предусмотрел обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты"-П "По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от "данные изъяты" N 122-ФЗ) в связи с жалобой гражданина Е.Н. Степанцова и запросом Челябинского областного суда" указано на недопустимость дифференциации для граждан, относящихся к одной категории, в зависимости исключительно от даты принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до или после "данные изъяты").
Одновременно п. 19 указанных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы Жилище на 2011 - 2015 годы установлено, что для участия в данной программе заявитель должен быть поставлен органом по учету и распределению жилья на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Жилищный кодекс РФ (ст. 49 ЖК РФ) предполагает три категории граждан при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях: малоимущие, иные категории граждан, определенные федеральным законом и иные категории граждан, определенные законом субъекта РФ.
Истец и члены его семьи должны быть поставлены на учет в категорию - иная категории граждан, определенная федеральным законом, поскольку его право на обеспечение жильем предусмотрено Федеральным законом.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что отсутствие решения органа местного самоуправления о признании истца и членов его семьи малоимущими не может являться основанием для отказа Егоренкову В.М. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Жилищное законодательство не связывает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, непосредственно с признанием их малоимущими (ст. 51 ЖК РФ) и предусматривает постановку на такой учет не только граждан, нуждающихся в жилых помещениях и признанных в установленном порядке малоимущими, обеспечиваемых жильем из муниципального жилищного фонда. Законодательство связывает право на получение жилья граждан выехавших из зоны отселения и подвергшихся радиоактивному облучению лишь с нуждаемостью в жилье, поэтому отказ администрации в постановке истца и членов его семьи на учет по указанному основанию является незаконным,
В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ прием на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к компетенции органов местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Таким образом, орган местного самоуправления является органом, осуществляющим принятие на учет как в отношении нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, которым предоставляется жилье за счет муниципального жилищного фонда, так и в отношении нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к числу лиц, указанных в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации (государственного жилищного фонда).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истец и члены его семьи являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеют право на их улучшение за счет средств бюджета Российской Федерации, поскольку его право на такое обеспечение предусмотрено Законом РФ "О защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Кроме того, ст. 17 Федерального закона РФ "О защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жильем у гражданина, переселенного (выехавшего добровольно) из зоны отселения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, нуждаемость в улучшении жилищных условий, не устанавливая при этом требований к длительности проживания соответствующей категории граждан на территории того или иного субъекта РФ и признания их малоимущими.
Таким образом, учитывая вышеуказанные положения действующего федерального законодательства Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу том, что при решении вопроса о постановке истца и членов его семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, к ним не должны применяться требования оседлости и признания малоимущими, тем более, что материалами дела, а именно: справками о том, что проживают в жилом помещении и оплачивают коммунальные платежи, прикреплены и обслуживаются в "данные изъяты"ной больнице 2, свидетельствами о рождении детей, копией трудовой книжки, подтвержден факт проживания истца и членов его семьи на территории "данные изъяты".
Судом первой инстанции, при рассмотрении дела по существу, правильно определены юридически значимые для дела обстоятельства, верно проанализированы представленные доказательства и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы администрации Щелковского муниципального района "данные изъяты" об отсутствии оснований для принятия истца в составе его семьи на учет в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях по основаниям ст. 49 ЖК РФ, судебная коллегия не принимает, как необоснованные, поскольку они налогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своихвозражений, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с постановленным по делу решением и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Щелковского городского суда Московской области от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Щелковского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.