Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хрипунова М.И.,
судей Колесник Н.А. и Шилиной Е.М.,
при секретаре Платоненковой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 декабря 2016 года апелляционную жалобу Милосердовой О. М. на решение Щёлковского городского суда "данные изъяты" от 07 июня 2016 года по делу по иску Милосердовой О. М. к А. Щёлковского муниципального района "данные изъяты" об оспаривании бездействия и обязании предоставить земельный участок в аренду ,
заслушав доклад судьи Московского областного суда Хрипунова М.И.,
объяснения ,
установила:
Милосердова О.М. обратилась в суд с административным иском к А. Щ. муниципального района "данные изъяты" об оспаривании бездействия и обязании предоставить в аренду земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу "данные изъяты", Щёлковский р-н, д. Корпуса, "данные изъяты".
В связи с тем, что судом установлено наличие спора о праве, определением судьи Щёлковского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" постановленодело по заявлению Милосердовой О.М. к А. Щёлковского муниципального района "данные изъяты" об оспаривании бездействия и обязании предоставить земельный участок в аренду рассматривать в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
В обоснование иска Милосердова О.М. ссылалась на те обстоятельства, что пунктом 2. ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлен заявительный порядок предоставления земельного участка в аренду. В соответствии с данным требованием закона она обратилась с таким заявлением к ответчику, представив кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок. Однако в нарушение требований, установленных в п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации данное заявление А. не было удовлетворено.
Как полагает Милосердова О.М., бездействие А. Щёлковского муниципального района по вопросу предоставления ей земельного участка, находящегося по адресу: "данные изъяты", Щёлковский р-н, "данные изъяты" с кадастровым номером 50:14:0030509:822, площадью 732 кв.м., в аренду на условиях, установленных ст. 34 Земельного Кодекса Российской Федерации, является незаконным.
В судебном заседании представитель Милосердовой О.М., действуя на основании доверенности, иск поддержала.
Представитель А. Щ. муниципального района "данные изъяты" против удовлетворения иска возражала, пояснив, что у истцы не имеется оснований для получения испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов.
Решением Щёлковского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" Милосердовой О.М. отказано в удовлетворении предъявленного ею иска.
В обоснование решения суд первой инстанции указал, что в ходе судебного разбирательства установлено, что "данные изъяты" Милосердова О.М. обратилась в А. Щёлковского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка, расположенного по адресу "данные изъяты", Щёлковский р-н, д. Корпуса, "данные изъяты". В ответ получила отказ А. в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не сформирован.
Постановлением А. Щёлковского муниципального района от "данные изъяты" "данные изъяты" утверждена схема расположения земельного участка площадью 732 кв. м., расположенного по адресу: "данные изъяты", Щёлковский р-н, "данные изъяты", вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Таким образом, в настоящее время испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учёт.
"данные изъяты" Милосердова О.М. повторно обратилась в А. с заявлением о предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду, на основании вышеуказанного постановления.
В ответном письме от "данные изъяты" "данные изъяты" А. указала на необходимость представления копии документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право на предоставление земельного участка в аренду на условиях, установленных законодательством, тем самым отказала в предоставлении спорного земельного участка истице в аренду.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Федеральным законом от "данные изъяты" N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлен заявительный порядок обращения за предоставлением государственных услуг.
Статьей "данные изъяты" от "данные изъяты" N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований "данные изъяты" отдельными государственными полномочиями "данные изъяты"", вступившего в силу "данные изъяты", установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 6 части 1); реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 этой статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа "данные изъяты", осуществляется при наличии согласия "данные изъяты" или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти "данные изъяты", предоставляемого в порядке, уста
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до "данные изъяты") предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Таким образом, как указал суд, в силу действующего земельного законодательства органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и условиях, и заблаговременную публикацию такой информации.
Реализация принципа публичности при приобретении прав на землю осуществляется путем информирования населения через средства массовой информации.
На официальном сайте А., а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов - torgi.gov.ru.,
26.05.2015г. опубликовано извещение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030509:822, площадью 732 кв.м., местоположение: "данные изъяты", Щёлковский район, "данные изъяты", для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населённых пунктов.
После публикации и размещения на официальном сайте Извещения в А. поступили заявления граждан о предоставлении земельных участков (прилагаются).
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для предоставления земельного участка в аренду без проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка не имеется.
Истица не представила доказательств наличия у нее права на получение земельного участка в пользование пор договору аренды без проведения аукциона.
Кроме того, как указано в обжалуемом решении, судом принято во внимание то обстоятельство, что оспариваемый истицей ответ А. района носит разъяснительный характер и не содержит положения об отказе Милосердовой О.М. в предоставлении в аренду земельного участка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Милосердова О.М. в лице своего представителя, действующего на основании доверенности в пределах предоставленных полномочий, подала апелляционную жалобу на предмет его отмены, указывая, что, по ее мнению, обжалуемое решение принято с нарушением норм материального и процессуального права: судом неверно установлены значимые для рассмотрения дела обстоятельства; применены нормы материального права, не подлежащие применению, и не применен закон, которым следовало руководствоваться при разрешении настоящего спора.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах этих доводов, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, как постановленного в соответствии с действующими нормами материального и процессуального закона.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, правильно определены и в полном объеме установлены значимые для рассмотрения дела обстоятельства. Доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности и в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами.
Выводы суда основаны на материалах дела.
Довод жалобы о том, что суд неправильно в обоснование отказа в иске по причине отсутствия у истицы права на предоставление ей участка в аренду без проведения аукциона сослался на положения ст. 30.1 ЗК РФ, так как предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства - это цели, не связанные со строительством, и в данном случае следует руководствоваться положениями ст. 34 ЗК РФ является несостоятельным, поскольку спорный земельный участок находится на землях населенного пункта. В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 4 Федерального закона от "данные изъяты" N 112-ФЗ (ред. от "данные изъяты") "О личном подсобном хозяйстве", для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Следовательно, спорный земельный участок, являясь приусадебным, предполагается использовать для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений, т.е. связан с целями строительства и не может быть предоставлен, в данном случае, непосредственно истице без проведения аукциона.
Иные доводы апелляционной жалобы Милосердовой О.М. по своей правовой сути аналогичны предъявленного ею иска, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана, как указано выше, надлежащая правовая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щёлковского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" оставить без изменения, апелляционную жалобу
Милосердовой О. М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.