Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Шевчук Т.В.,
судей Фоминой Н.И., Савоскиной И.И.,
при секретаре Бычкове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 декабря 2016 года апелляционную жалобу администрации г.о. Балашиха Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 26 сентября 2016 года по делу по иску прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.о. Балашиха Московской области о присуждении к исполнению обязанности,
заслушав доклад судьи Шевчук Т.В., объяснения помощника прокурора Московской области Полегаева Е.А.,
установила:
Балашихинский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации г.о. Балашиха Московской области по тем основаниям, что Балашихинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере благоустройства придомовых и муниципальных территорий, в части содержания детских игровых и спортивных площадок.
В ходе проверки установлено, что по адресу: "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", у "данные изъяты", размещена детская площадка, которая является бесхозной, поскольку не находится в собственности и не состоит на балансе управляющей организации ООО "Лидер-Эксплуатация", а также не значится в реестре муниципальной собственности Городского округа Балашиха. Указанная детская площадка не входит в границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты".
Управляющая организация ООО "Лидер-Эксплуатация" не может быть лицом, ответственным за содержание детской игровой площадки, поскольку ее ответственность ограничена границами земельного участка, на котором расположен жилой дом.
Детская площадка, расположенная у "данные изъяты" по вышеуказанному адресу, находится на территории городского округа Балашиха на земельном участке не разграниченной формы собственности, в управление кому-либо в установленном порядке не передавалась, в связи с чем, ее владельцем, а также лицом, ответственным за ее содержание является администрация городского округа Балашиха.
Балашихинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать администрацию городского округа Балашиха принять в муниципальную собственность детскую площадку, расположенную у "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты".
В судебном заседании прокурор поддержал иск.
Администрация г.о. Балашиха и третье лицо ООО "Лидер-Эксплуатация" своего представителя в судебное заседание не направили.
Решение Балашихинского городского суда "данные изъяты" от 26 сентября 2016 года иск удовлетворен, администрация городского округа Балашиха обязана принять в муниципальную собственность детскую площадку, расположенную у "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты".
С решением ответчик администрации г.о. Балашиха Московской области не согласилась, представитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, в иске отказать.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение явившегося прокурора, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда.
Разрешая спор, суд установил, что Балашихинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере благоустройства придомовых и муниципальных территорий, в части содержания детских игровых и спортивных площадок.
В ходе проверки установлено, что по адресу: "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", у "данные изъяты", размещена детская площадка, которая является бесхозной, поскольку не находится в собственности и не состоит на балансе управляющей организации ООО "Лидер-Эксплуатация", а также не значится в реестре муниципальной собственности Городского округа Балашиха.
Указанная детская площадка не входит в границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой "данные изъяты", "данные изъяты".
Кроме этого, как следует из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по "данные изъяты", детская площадка, расположенная по адресному ориентиру: "данные изъяты", "данные изъяты", у "данные изъяты" находится на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" расположенном по адресу: "данные изъяты"".
Земельный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: комплексное освоение земельного участка в целях строительства жилого микрорайона с полным замкнутым комплексом инфраструктуры, граница установлена в соответствии с требованием земельного законодательства. Право на земельный участок зарегистрировано. Государственная собственность, подлежащая разграничению.
Таким образом, управляющая организация ООО "Лидер-Эксплуатация" в данном случае не может быть лицом, ответственным за содержание детской игровой площадки, поскольку ее ответственность определена границами земельного участка, на котором расположен жилой дом.
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон) устанавливает единые нормы и требования в сфере благоустройства, в том числе требования к созданию, содержанию, развитию объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству (включая освещение улиц, уборку и озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательные к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требования к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области.
Статьей 4 Закона определено, что благоустройство - комплекс мероприятий по созданию и развитию, в том числе по проектированию, объектов благоустройства, направленный на обеспечение и повышение комфортности и безопасности условий жизнедеятельности граждан, улучшение состояния и эстетического восприятия территории Московской области; содержание объекта благоустройства - обеспечение чистоты, поддержание в надлежащем техническом, физическом, санитарном и эстетическом состоянии объектов благоустройства, их отдельных элементов.
Согласно ч. 1 ст. 5 указанного Закона собственники (правообладатели) земельных участков осуществляют содержание и мероприятия по развитию благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или на ином вещном праве.
Детские и спортивные площадки являются элементами благоустройства (ч. 3 ст. 5 настоящего Закона).
В соответствии с ч. 11 ст. 45 настоящего Закона в случае, если лицо, эксплуатирующее площадку, отсутствует, контроль за техническим состоянием оборудования и покрытия площадки, техническим обслуживанием и ремонтом, наличием и состоянием документации и информационным обеспечением безопасности площадки осуществляет правообладатель земельного участка, на котором она расположена.
Согласно п. "б" ч. 1 ст. 68 Закона обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов возлагаются по содержанию объектов капитального строительства и объектов инфраструктуры - на собственников, владельцев, пользователей указанных объектов, а по бесхозяйным объектам - на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, на которых они расположены.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Детская площадка, расположенная у дома N 4 по вышеуказанному адресу, находится на территории городского округа Балашиха, в управление кому-либо в установленном порядке не передавалась, в связи с чем, ее владельцем, а также лицом, ответственным за ее содержание является администрация городского округа Балашиха.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу правильно определены юридически значимые для дела обстоятельства, верно проанализированы представленные доказательства и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы администрации г.о. Балашиха Московской области об ошибочности вывода суда о том, что управляющая организация ООО "Лидер-Эксплуатация" не может быть лицом, ответственным за содержание детской игровой площадки, судебная коллегия не принимает, как необоснованные, поскольку детская площадка не находится на земельном участке, отведенном под многоквартирный дом, в связи с чем, возложение обязанности по содержанию детской площадки на ООО "Лидер-Эксплуатация" противоречит требованиям ст. 36 Ж РФ.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с постановленным по делу решением и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Балашихинского городского суда Московской области от 26 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.о. "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.