Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Мизюлина Е.В., Гулиной Е.М.,
при секретаре Ильине Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2016 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 21 июля 2016 года по делу
по иску М.В. к Министерству социального развития Московской области об установлении факта постоянного (преимущественного) проживания, признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, обязании предоставить меры социальной поддержки,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
М.В. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области об установлении факта места жительства его и членов его семьи по адресу: Московская "данные изъяты", признании незаконным отказа в предоставлений мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50% с мая 2015 года, обязании предоставить меры социальной поддержки.
В обоснование требований указал, что является ветераном боевых действий, с 2006г. реализует меры социальной поддержки, предусмотренные п.5 ч.1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах". Однако, с мая 2015 года ответчиком прекращена выплата ему ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренная Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2008г. N1235/52 "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категорий гражданам, имеющим место жительства в Московской области", которая регулярно перечислялась ответчиком на банковский счет истца до апреля 2015г. из-за отсутствия отметки в паспорте о регистрации по адресу фактического проживания. Истец считает действия ответчика незаконными, противоречащими действующему законодательству, просит заявленные исковые требования удовлетворить.
Ответчик иск не признал.
Решением суда заявленные требования удовлетворены. Установлен факт места жительства М.В. и членов его семьи - Е.М., Е.М., Д.М. в жилом помещении по адресу: Московская "данные изъяты". Признаны действия Министерства социального развития по Московской области по прекращению компенсационных выплат М.В., в соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Закона Российской Федерации от 12.0.1.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" незаконными и на ответчика возложена обязанность возобновить выплаты М.В. денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50% с мая 2015 года.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ответчик обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в части признания действий Министерства социального развития по Московской области по прекращению компенсационных выплат М.В. в соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Закона Российской Федерации от 12.0.1.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" незаконными и возложении на ответчика обязанности возобновить выплаты М.В. денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50% с мая 2015 года, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Закона Российской Федерации от 12.0.1.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов.
Согласно ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Законом Московской области от 23.03.2006 года N36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (далее Закон Московской области N36/2006-ОЗ) устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым, в том числе, относятся ветераны боевых действий в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с преамбулой данного Закона он в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области.
В соответствии со ст. 3 Закона Московской области от 23.03.2006 г. N36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" ветераны боевых действий (п.34 ст.1) имеют право, в том числе, на ежемесячную денежную компенсацию в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение); лица, проживающие в домах, не имеющих центрального отопления имеют право на ежемесячную денежную компенсация в размере 50 процентов: стоимости платы за твердое топливо при наличии печного отопления и транспортных услуг для его доставки; стоимости платы за природный газ или бытовой газ в баллонах и электроэнергию, используемые для отопления в объемах, соответствующих нормативам расхода тепловой энергии на указанные цели.
Статьей 1.1 названного Закона действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьями 1, 2 Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в Московской области от 30.12.2008 года N1235/52 предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области.
Таким образом, указанной нормой законодатель субъекта Российской Федерации распространил действие закона на отдельную категорию граждан, имеющих место жительства в Московской области.
В целях реализации данного Закона Правительством Московской области, Министерством социальной защиты Московской области предусмотрен ряд организационно-учетных правил, в соответствии с которыми обязательным условием признания за гражданином права на получение мер социальной поддержки является наличие у него регистрации как доказательство проживания на законных основаниях на территории Московской области.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, М.В. является ветераном боевых действий, военнослужащим по контракту, постоянно зарегистрирован по месту прохождения военной службы по адресу воинской части по адресу: Московская "данные изъяты", общежитие.
Вместе с тем, 22.10.2010г. между ФГУ "Архангельская КЭЧ района" Минобороны РФ и М.В. заключен договор найма жилого помещения в общежитии N3497, согласно которому истцу и членам его семьи - Е.В., Д.М., Е.М., предоставлена квартира в общежитии, расположенном по адресу: Московская область, Красногорский район, п.Новый, д. 12, кв.62.
Как следует из представленной суду переписки, истец и его супруга Е.В. неоднократно обращались в УФМС России по Московской области в Красногорском районе, 1 отдел ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России с заявлениями о постоянной регистрации по адресу фактического проживания по адресу: Московская "данные изъяты", в чем им было отказано.
Также, судом установлено, что с мая 2015 года истцу прекращены выплаты, предусмотренные п.5 ч.1 ст.16 Федерального П.М. от "данные изъяты" N5-ФЗ "О ветеранах", поскольку истец не проживает по месту регистрации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что Закон Московской области от 23.03.2006 года N36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" предусматривает предоставление мер социальной поддержки гражданам, имеющим местожительство в Московской области, а поскольку материалами дела подтверждается место постоянного жительства истца в Московской области, то в соответствии с указанными нормами закона он имеет право на предоставление мер поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50%.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, исходя из следующего.
В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 06.10.2008 года N619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции.
Материалами дела подтверждается факт регистрации и проживания истца и членов его семьи по адресу: "данные изъяты" Московской области.
Каких-либо сведений о том, что истец проживает и зарегистрирован в другом субъекте Российской Федерации, материалами дела не подтверждается.
С учетом системного толкования приведенных выше норм, анализа установленных по делу обстоятельств, согласно которым истец проживает в "данные изъяты" Московской области, мерами социальной поддержки в виде льгот по оплате жилого помещения по месту жительства в ином субъекте Российской Федерации не пользуется, право на реализацию М.В. указанной льготы должно быть гарантировано по месту его фактического проживания по адресу: Московская "данные изъяты".
Таким образом, на Министерство социальной защиты населения Московской области суд обоснованно возложил обязанность предоставить истцу меры социальной поддержки ветеранов боевых действий в виде денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50% с мая 2015 года.
В данной части суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения в части признания действий Министерства социального развития по Московской области по прекращению компенсационных выплат М.В. в соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Закона Российской Федерации от 12.0.1.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" незаконными и возложении на ответчика обязанности возобновить выплаты М.В. денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50% с мая 2015 года.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе в вышеуказанной части, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда в указанной части.
Вместе с тем, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда в части удовлетворения требований об установления факта места жительства М.В. и членов его семьи - Е.М., Е.М., Д.М. в жилом помещении по адресу: Московская "данные изъяты", оставив данные требования без рассмотрения, по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции в указанной части данным требованиям закона не соответствует.
В силу статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Судебная коллегия считает, что по данному делу требования об установлении факта места жительства М.В. и членов его семьи являются не предметом спора, а являются основанием для определения фактического места жительства истца и членов его семьи по адресу: Московская "данные изъяты", для возобновления выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50% с мая 2015 года и соответственно не требуют разрешения в порядке установления факта, имеющего юридическое значение.
С учетом изложенного, в соответствии с ч. 3 ст. 263 ГПК РФ решение суда подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований об установления факта места жительства М.В. и членов его семьи - Е.М., Е.М., Д.М. в жилом помещении по адресу: Московская "данные изъяты", с оставлением без рассмотрения требований в данной части.
Руководствуясь ст. 328 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Химкинского городского суда Московской области от 21 июля 2016 года отменить в части удовлетворения исковых требований об установления факта места жительства М.В. и членов его семьи - Е.М., Е.М., Д.М. в жилом помещении по адресу: Московская "данные изъяты".
Требования об установления факта места жительства М.В. и членов его семьи - Е.М., Е.М., Д.М. в жилом помещении по адресу: Московская "данные изъяты" оставить без рассмотрения.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.