Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Редченко Е.В.,
при секретаре Нечиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 декабря 2016 года апелляционную жалобу Петровой Л. И. на решение Химкинского городского суда Московской области от 5 сентября 2016 года по делу по административному иску Петровой Л. И. к администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным решения от 21 июня 2016 года "данные изъяты",
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения явившихся лиц,
установила:
Петрова Л.И. обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным решения от 21 июня 2016 года "данные изъяты" о признании жилого помещения по адресу: "данные изъяты" пригодным для проживания.
Свои требования административный истец мотивировала тем, что она является собственником указанного жилого помещения. Согласно выводам технического заключения ООО "Лаборатория строительной экспертизы" от 2 июля 2015 года принадлежащая ей квартира не отвечает требованиям пригодности к постоянному проживанию как жилое помещение. Однако 21 июня 2016 года административный ответчик вынес решение, которым признал данное жилое помещение пригодным для проживания.
Административный истец считает решение администрации городского округа Химки Московской области от 21 июня 2016 года "данные изъяты" незаконным, нарушающим ее права.
В судебном заседании Петрова Л.И. и её представитель Юшкова Г.В. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика - администрации городского округа Химки Московской области - Давыдов М.Б. иск не признал.
Заинтересованное лицо Федулаев А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 5 сентября 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Петровой Л.И. отказано.
В апелляционной жалобе Петрова Л.И. просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Федулаев А.А. не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав объяснения Петровой Л.И. и ее представителя Морозовой С.В., представителя администрации городского округа Химки Московской области - Давыдова М.Б., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из материалов дела усматривается, что Петрова Л.И. является собственником квартиры, назначение: жилое, общая площадь 17,1 кв. м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты" (л.д. 36).
29 февраля 2016 года Петрова Л.И. обратилась в администрацию городского округа Химки Московской области с заявлением, в котором просила создать квалифицированную комиссию для рассмотрения вопроса о пригодности/непригодности принадлежащей ей квартиры для проживания и вынести соответствующее официальное заключение (л.д. 37-38).
27 апреля 2016 года комиссией в составе представителей участка "данные изъяты" МП "ДЕЗ ЖКУ" и подрядной организацией ООО "Креатив" произведено обследование жилого помещения административного истца и составлен акт "данные изъяты" от 27 апреля 2016 года (л.д. 40). По результатам обследования комиссией сделаны выводы, что жилое помещение и находящиеся в нем стены, напольное покрытие, потолочные перекрытия и сантехническое оборудование находятся в работоспособном удовлетворительном состоянии.
3 июня 2016 года Межведомственной комиссией городского округа Химки Московской области по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений, переводу жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения, по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - МВК) было принято решение, которым занимаемое Петровой Л.И. жилое помещение по адресу: "данные изъяты" признано пригодным для проживания (л.д. 173-174).
На основании заключения МВК администрацией городского округа Химки Московской области вынесено решение от 21 июня 2016 года "данные изъяты" о признании занимаемого Петровой Л.И. жилого помещения по указанному выше адресу пригодным для проживания (л.д. 184).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Такой порядок и основания определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, которым утверждено "Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии (пункт 8 Положения).
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Пунктом 49 Положения предусмотрено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 25 февраля 2016 года N 170 образована Межведомственная комиссия городского округа Химки Московской области по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений, переводу жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения, по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и утверждено Положение о комиссии (л.д. 177-183).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Петровой Л.И. требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено достоверных доказательств, объективно свидетельствующих об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, поскольку при вынесении МВК решения о пригодности занимаемого административным истцом жилого помещения не была соблюдена процедура принятия такого решения, предусмотренная пунктом 47 Положения.
Указанное обстоятельство подтверждается протоколом N 7 заседания МВК городского округа Химки Московской области от 3 июня 2016 года, в котором не содержится сведений о членах комиссии, которые присутствовали на заседании (не указаны их фамилии и инициалы), нет данных о том, проводилось ли голосование по вопросам повестки дня, соответственно, не отражены результаты голосования (л.д. 159-176).
С учетом изложенного оспариваемое решение администрации городского округа Химки Московской области от 21 июня 2016 года "данные изъяты" о признании жилого помещения по адресу: "данные изъяты" пригодным для проживания не может быть признано законным, в связи с чем постановленное по делу решение подлежит отмене. Одновременно судебная коллегия принимает новое решение об удовлетворении административного иска Петровой Л.И.
В качестве способа восстановления нарушенного права истца судебная коллегия считает необходимым обязать администрацию городского округа Химки Московской области провести обследование жилого помещения по адресу: "данные изъяты" на предмет пригодности для проживания и принять решение в установленном порядке.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Химкинского городского суда Московской области от 5 сентября 2016 года отменить, постановить по делу новое решение, которым административное исковое заявление Петровой Л. И. удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации городского округа Химки Московской области от 21 июня 2016 года "данные изъяты" о признании пригодным для проживания жилого помещения по адресу: "данные изъяты".
Обязать администрацию городского округа Химки Московской области провести обследование жилого помещения по адресу: "данные изъяты" на предмет пригодности для проживания и принять решение в установленном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.