Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Саховаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 декабря 2016 года апелляционную жалобу администрации Серпуховского муниципального района Московской области на решение Серпуховского городского суда Московской области от 27 сентября 2016 года по делу по административному иску Городовой Е. В. к администрации Серпуховского муниципального района Московской области о признании незаконным уведомления о демонтаже нестационарного торгового объекта,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя Городовой Е.В. - Подлегаева Ю.П., представителя администрации Серпуховского муниципального района Московской области - Сегенюк С.В.,
установила:
Городова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Серпуховского муниципального района Московской области, в котором просила признать незаконным письмо от 8 августа 2016 года "данные изъяты" о принятии мер по демонтажу незаконно установленных нестационарных торговых объектов, расположенных на принадлежащем Городовой Е.В. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты", в срок до 18 августа 2016 года; обязать административного ответчика не препятствовать размещению вспомогательных объектов в виде бетонных блоков, деревянной конструкции на опорных столбах из бетонных блоков, фрагментов металлического ограждения для обслуживания земельного участка и расположенных на нем здания промтоварного магазина, кафе.
Свои требования Городова Е.В. мотивировала тем, что никаких торговых объектов в виде заявленных администрацией Серпуховского муниципального района Московской области торговых павильонов у нее не имеется.
В судебном заседании представитель административного истца Подлегаев Ю.П. поддержал заявленные требования, пояснив, что Городова Е.В. не планирует осуществлять какие-либо торговые функции из вспомогательных объектов. В спорных помещениях хранится спецодежда, хозяйственный инвентарь, что не свидетельствует об осуществлении торговой деятельности.
Представители административного ответчика - администрации Серпуховского муниципального района Московской области - Пупышева Е.А., Сегенюк С.В. иск не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление (л.д. 160-162).
Представитель заинтересованного лица - администрации сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области - в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 27 сентября 2016 года административное исковое заявление Городовой Е.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация Чеховского муниципального района Московской области просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Городова Е.В., представитель администрации сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя Городовой Е.В. - Подлегаева Ю.П., представителя администрации Серпуховского муниципального района Московской области - Сегенюк С.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела усматривается, что Городовой Е.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство магазина и кафе с благоустройством прилегающей территории, общая площадь 825 кв. м, расположенный по адресу: "данные изъяты" (л.д. 70), а также здание магазина, кафе, назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью 248,6 кв. м, расположенные по адресу: "данные изъяты" (л.д. 69).
29 июня 2016 года заместитель руководителя администрации Серпуховского муниципального района Московской области обратился в Серпуховскую городскую прокуратуру с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования по факту незаконной предпринимательской деятельности торговых объектов, в том числе торговой палатки "Овощи и фрукты", находящейся по адресу: "данные изъяты", а также выявленной на данной территории незаконной постройки (л.д. 123-124).
Согласно справке администрации Серпуховского муниципального района Московской области разрешение на строительство и размещение нестационарных торговых объектов по адресу: "данные изъяты"-а администрацией Серпуховского муниципального района Московской области не выдавались (л.д. 125).
По итогам совместной выездной проверки объектов торговли, расположенных по указанному адресу, старшим помощником Серпуховского городского прокурора совместно со специалистом-экспертом ТОУ Роспотребнадзора, консультантом ОСН N 9 ГУ ГСН МО, экспертами отдела потребительского рынка, поддержки предпринимательства и сферы услуг администрации Серпуховского муниципального района Московской области 22 июля 2016 года был составлен акт, из которого следует, что на земельном участке, принадлежащем Городовой Е.В., установлены торговые павильоны Г-образной формы, представляющие деревянное строение площадью 4х28 метров с пластиковыми окнами, с шестью отдельными входами. Указанные объекты установлены на бетонных блоках и кирпичах, фундамент отсутствует. В торговых павильонах никакая деятельность не ведется. Подхода и благоустройства территории не проведено. Разрешение на установление названного нестационарного объекта от администрации не получено. Кроме того, с правой стороны от основного капитального здания установлена металлическая палатка "Овощи-фрукты", которая сдана Дементьевой Г.А. в аренду индивидуальному предпринимателю Паку С.М., осуществляющему в ней торговлю фруктами, овощами, орехами, соками (л.д. 128-134).
Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области в адрес Городовой Е.В. направлено уведомление от 8 августа 2016 года за "данные изъяты" с предложением принять меры по демонтажу незаконно установленных нестационарных торговых объектов в срок до 18 августа 2016 года. О результатах демонтажа сообщить в администрацию Серпуховского муниципального района Московской области (л.д. 75).
Признавая незаконным указанное уведомление, суд первой инстанции исходил из того, что спорный объект возведен на земельном участке, принадлежащем Городовой Е.В. на праве собственности. Земельный участок относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование - "под строительство магазина и кафе с благоустройством прилегающей территории", что допускает возведение на данном земельном участке вспомогательных объектов, не относящихся к стационарным, без получения соответствующего разрешения. При этом достоверных данных об осуществлении торговой деятельности в спорном движимом объекте, размещенном на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты", в материалах дела не имеется. Кроме того, вопрос о демонтаже незаконно установленных на территории сельского поселения Калиновское нестационарных торговых объектов входит в компетенцию администрации сельского поселения Калиновское, что закреплено в нормативном правовом акте данного муниципального образования.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" установка некапитальных объектов допускается с разрешения и в порядке, установленном органами местного самоуправления.
Согласно статье 4 в целях настоящего Закона используются следующие основные понятия: объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (некапитальные объекты) - объекты, для размещения которых не требуется оформление разрешения на строительство, выполненные из легковозводимых конструкций без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения, в том числе летние павильоны, небольшие склады, а также торговые киоски, павильоны и иные объекты мелкорозничной торговли, теплицы, парники, беседки, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие подобные сооружения.
Таким образом, установка любых некапитальных объектов допускается с разрешения и в порядке, установленном органами местного самоуправления.
Постановлением главы сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области от 23 сентября 2013 года N 59 утверждено "Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения Калиновское" (л.д. 163-188).
Настоящее Положение определяет порядок организации размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения Калиновское в соответствии с утвержденной схемой.
В материалах дела отсутствует разрешение на установку спорного объекта.
Доводы административного истца о том, что на принадлежащем ей земельном участке отсутствуют нестационарные торговые объекты, опровергаются материалами дела.
Так, согласно пункту 1.1. Договора подряда N 12 от 10 июня 2016 года, заключенного между Городовой Е.В. (Заказчик) и ООО "Афина Плюс" (Подрядчик), Подрядчик принимает на себя выполнение работ по демонтажу и переносу торговых павильонов, расположенных по адресу: "данные изъяты" во исполнение решения Серпуховского городского суда Московской области от 3 марта 2016 года (л.д. 93-98).
28 июля 2016 года Городова Е.В. обращалась в администрацию сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области с заявлением о необходимости включения в схему нестационарных торговых объектов: торговой палатки "Овощи-фрукты" и вспомогательного движимого имущества в виде временной конструкции из дерева на опорных столбах, расположенных на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты" (л.д. 71).
Как следует из объяснений Дементьевой Г.А. (мать Городовой Е.В.) от 25 июля 2016 года, она осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу: "данные изъяты" более 5-ти лет. По ее заказу строительной фирмой были построены торговые павильоны, которые представляют деревянное строение площадью 4х28 метров с пластиковыми окнами, с шестью отдельными входами. Это было произведено с целью благоустройства территории (чтобы убрать внутрь этого объекта объекты торговли - "Овощи-фрукты", "Протвинские колбасы"). Павильон установлен буквой "Г". Также на данном земельном участке Дементьевой Г.А. 7 лет назад установлена палатка "Овощи-фрукты", которая все время функционировала. В настоящее время эта палатка сдана в аренду ИП Пак С.М., который осуществляет в ней торговлю овощами и фруктами (л.д. 135-136).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Закона).
Таким образом, оспариваемое Городовой Е.В. уведомление вынесено администрацией Серпуховского муниципального района Московской области в пределах предоставленных ей полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом изложенного постановленное по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Городовой Е.В.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 27 сентября 2016 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Городовой Е. В. к администрации Серпуховского муниципального района "данные изъяты" о признании незаконным уведомления о демонтаже нестационарного торгового объекта отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.