Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Ибрагимовой А.М.,
судей - Хираева Ш.М., Хаваева А.Г.,
при секретаре - Муртазаалиевой П.Х.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу МВД по Республике Дагестан на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 28 сентября 2016 года по делу по заявлению Велизаде В. Ш.к об оспаривании решения УФМС по Республике Дагестан о не разрешении ей въезда в Российскую Федерацию,
установила:
Гражданка Республики Азербайджан Велизаде В.Ш. обратилась в суд с административным иском к МВД РД о признании незаконным и недействительным решения УФМС РФ по Республике Дагестан от 25.12.2014 г. о не разрешении ей въезда в Российскую Федерацию до 01.07.2017 г., обязав МВД по РД внести соответствующие сведения в отношении граждански Республики Азербайджан Велизаде В.Ш. об отмене решения о неразрешении въезда на территорию РФ во все необходимые информационные базы, содержащие сведения об иностранных гражданах, в том числе направить документы для предоставления их в ФСБ России с целью исключения Велизаде В.Ш. из контрольного списка граждан, въезд которым не разрешен на территорию Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указала, что 25 декабря 2014 года УФМС по Республике Дагестан в отношении нее вынесло решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию до 01 июля 2017 г. В феврале 2016 года законный супруг административного истца Абасов Ф.Е. обратился в УФМС по Тюменской области, где они проживают, за разъяснением причин закрытия въезда на территорию РФ его супруге Велизаде В.Ш. Согласно полученного письма с УФМС РФ по Тюменской области от 30 марта 2016 года N 4641, Велизаде В.Ш. территориальным пунктом УФМС РФ по Республике Дагестан в Шамильском районе вынесено решение от 01.07.2013 года о неразрешении въезда на территорию РФ на основании ч. 8 ст. 26 ФЗ-114, поскольку иностранный гражданин в период своего предыдущего пребывания в РФ не выехал из РФ до истечения 30 суток со дня окончания срока временного пребывания.
Полагает, что оспариваемое решение УФМС по РД от 25 декабря 2014 года является незаконным и несправедливым в связи со следующим.
Согласно ст. 5. Федерального закона от 25.07.2002г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. Согласно п.2 названной статьи временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1. ст. 6.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона. Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции соответствующий пакет документов. Согласно п. 8 названной статьи, не позднее чем через шестьдесят суток со дня принятия у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание при условии представления им документов, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание по форме, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо предусмотренное пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона уведомление об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
19 ноября 2014 года (вх. N 1286) Велизаде В.Ш. в УФМС России по Тюменской области были представлены заявление с соответствующим пакетом документов для выдачи ей "разрешения на временно проживание в Российской Федерации". То есть, довод ответчика о том, что "Решение о закрытии въезда на территорию РФ" Велизаде В.Ш. от 25 декабря 2014 года было принято раньше выдачи ей разрешения на временное проживание в РФ" от 30 декабря 2014 года, не заслуживает внимания, так как срок пребывания иностранного гражданина в РФ, в случае подачи им заявления на временное пребывание на территории РФ, согласно п. 2 ст. 5 ФЗ N 115-ФЗ, в данном случае документы Велизаде В.Ш. поданы в УФМС России по Тюменской области 19 июня 2015 года, не ограничивается сроками указанными в п. 1 ст. 5. При таких обстоятельствах, у нее отсутствовала обязанность выезда из России по истечении 90 дней.
08 ноября 2014 года (до принятия решения о закрытии въезда в РФ) Велизаде В.Ш. вступила в законный брак с гражданином Российской Федерации Абасовым Ф. Г.-оглы "дата" г.р., о чем имеется запись Акта о браке N N в книге регистрации браков Тобольского отдела ЗАГС Управления записи актов гражданского состояния Тюменской области. То есть, оспариваемое решение УФМС России по Республике Дагестан не учло то обстоятельство, что у Велизаде В.Ш. в Российской Федерации постоянно проживает её супруг Абасов Ф.Г., зарегистрированный по адресу: "адрес".
Решение УФМС РФ по Республике Дагестан от 25.12 2014 года о закрытии въезда на территорию РФ Велизаде В.Ш. грубо нарушает право на уважение личной и семейной жизни, так как оно не оправдано насущной социальной необходимостью. Велизаде В.Ш. ранее к административной ответственности не привлекалась и в оспариваемом решении не указана степень опасности, которую представляет заявительница российскому обществу и интересам государства.
Оспариваемое решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию Велизаде В.Ш. сроком до 01.07.2017 года, существенно нарушает право на уважение семейной жизни не только самой Велизаде В.Ш., но и их дочери Абасовой А. "дата" г.р., которая в результате закрытия въезда не смола продолжить учебу в средней школе N 5 г. Тобольска.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 28 сентября 2016 года заявление Велизаде В.Ш. удовлетворено, судом постановлено:"Признать незаконным и отменить решение УФМС России по Республике Дагестан от 25.12.2014 г. о неразрешении гражданке Республики Азербайджан Велизаде В. Ш.к, "дата" г.р., въезда в Российскую Федерацию до 01.07.2017 года, обязав УФМС России по Республике Дагестан внести соответствующие сведения в отношении гражданки Республики Азербайджан Велизаде В. Ш.к, "дата" г.р., об отмене решения о не разрешении въезда на территорию РФ во все необходимые информационные базы, содержащие сведения об иностранных гражданах, в том числе направить документы для предоставления их в ФСБ России с целью исключения гражданки Республики Азербайджан Велизаде В. Ш.к, "дата" г.р., из контрольного списка граждан, въезд которым не разрешен на территорию Российской Федерации".
В апелляционной жалобе МВД по РД содержится просьба об отмене решение суда и принятии по делу нового судебного акта, отказав в удовлетворении требований заявителя, в связи с неправильным применением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
УФМС России по Республике Дагестан при вынесении решения о запрете на въезд в Российскую Федерацию в отношении гражданки Республики Азербайджан Велизаде В.Ш. действовало в рамках закона, исполняло свои функциональные обязанности, закрепленные нормативно-правовыми актами по факту нарушения миграционного законодательства, установленного обстоятельствами, содержащимися в материалах дела. Довод административного истца, о том, что у нее имеется разрешение на временное проживания выданное УФМС России по Тюменской области от 30.12.2014 г. за N 14074 несостоятелен, поскольку решение УФМС России по Республике Дагестан о закрытии въезда на территорию Российской Федерации административному истцу принято 25.12.2014 г.
Наличие в Российской Федерации близких родственников граждан Российской Федерации не дает административному истцу индульгенцию на игнорирование правовых норм, а именно ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115- ФЗ " О правовом положении иностранных граждан з Российской Федерации". Более того, наличие у иностранного гражданина супруга, имеющего гражданство Российской Федерации не освобождает данного иностранного гражданина от соблюдения законов Российской Федерации ответственности за их не исполнение. Кроме того, семейно-брачные отношения не ограничены конкретными формами ведения совместного хозяйства супругов, семейным законодательством предусмотрено многообразие построения форм взаимоотношений супругов.
Доводы сводятся лишь к наличию у административного истца устойчивых семейных связей на территории России и не указывают на допущенные УФМС России по Республике Дагестан нарушения закона при вынесении оспариваемого решения.
В силу статьи 150 КАС РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда исходя из доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя МВД по РД Изиева К.Б., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя Велизаде В.Ш. - Эмирбекова А.М., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
В силу п. 8 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон N 114-ФЗ) въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехал из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию Российской Федерации по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в Российской Федерации, либо вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) или иных явлений стихийного характера, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.
Иностранный гражданин, уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 25.10 Закона N 114-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что УФМС России по Республике Дагестан 25 декабря 2014 года принято решение о неразрешении гражданке Республики Азербайджан Велизаде В.Ш. въезда в Российскую Федерацию сроком до 01.07.2017 года на основании п. 8 ст. 26 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в соответствии с которым въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию Российской Федерации по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в Российской Федерации, либо вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) или иных явлений стихийного характера, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.
Согласно ст. 5. Федерального закона от 25.07.2002г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. Согласно п. 2 названной статьи, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1. ст. 6.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона. Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции соответствующий пакет документов. Согласно п. 8 названной статьи, не позднее чем через шестьдесят суток со дня принятия у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание при условии представления им документов, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание по форме, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо предусмотренное пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона уведомление об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
Из материалов дела усматривается, что 19 ноября 2014 года (вх. N 1286) Велизаде В.Ш. в УФМС России по Тюменской области были представлены заявление с соответствующим пакетом документов для выдачи ей разрешения на временно проживание в Российской Федерации. Таким образом, довод ответчика о том, что "Решение о закрытии въезда на территорию РФ" Велизаде В.Ш. от 25 декабря 2014 года было принято раньше выдачи ей разрешения на временное проживание в РФ" от 30 декабря 2014 года, не заслуживает внимания, поскольку срок пребывания иностранного гражданина в РФ, в случае подачи им заявления на временное пребывание на территории РФ, согласно п. 2 ст. 5 ФЗ N 115-ФЗ не ограничивается сроками указанными в п. 1 ст. 5.
Следовательно, у Велизаде В.Ш. отсутствовала обязанность выезда из Российской Федерации по истечении 90 дней.
Кроме того, обращаясь в суд, Велизаде В.Ш. ссылалась также на то, что принятое УФМС России по Республике Дагестан решение препятствует ей общению с супругом Абасовым Ф. Г.о, "дата" г.р. гражданином Российской Федерации, проживающим по адресу: "адрес", как следствие, влечет нарушение конституционных прав и свобод заявителя. Кроме того, оспариваемое решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию Велизаде В.Ш. сроком до 01.07.2017 года, существенно нарушает право на уважение семейной жизни не только самой Велизаде В.Ш., но и их дочери Абасовой А. 29.01.2007г.р., которая в результате закрытия въезда не может продолжить учебу в средней школе N "адрес".
В силу ст. 15 Конституции РФ и согласно ст. 3 Закона N 115-ФЗ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, наряду с законами Российской Федерации, определяется и международными договорами Российской Федерации.
Исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (ст. 55 ч. 3 Конституции РФ), а также отвечать характеру совершенного деяния.
Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней).
В соответствии со ст. 8 Конвенции каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Принимая во внимание изложенное, учитывая фактические обстоятельства данного дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение УФМС России по Республике Дагестан о запрете (неразрешении) въезда в РФ за нарушение сроков пребывания в РФ иностранного гражданина до 01.07.2017 года в отношении гражданки Республики Азербайджан Велизаде В.Ш., у которой на территории Российской Федерации проживают близкие родственники - супруг, являющийся гражданином Российской Федерации, представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение которой гарантируется ст. 8 Конвенции. Такие меры могут быть применены уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личности иностранного гражданина, незаконно находившегося на территории РФ и нарушившего требования миграционного законодательства.
При этом орган, чье решение оспаривается, не указало на какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований, допускающих вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение семейной жизни, а также оснований, по которым запрет (неразрешение) въезда Велизаде В.Ш. в Российскую Федерацию вызвано крайней необходимостью в интересах национальной безопасности и общественного порядка, целями предотвращения беспорядков или преступлений, целями охраны здоровья или нравственности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о признании незаконным решения УФМС России по Республике Дагестан от 25 декабря 2014 года, вынесенного в отношении Велизаде В.Ш., которым ей запрещен въезд в Российскую Федерацию на определенный срок.
Не может повлиять на законность и обоснованность судебного постановления и ссылка автора жалобы на соблюдение УФМС России по Республике Дагестан порядка принятия оспариваемого решения, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о наличии оснований для вмешательства со стороны публичных властей в осуществление права на уважение семейной жизни Велизаде В.Ш.
Положения, содержащиеся в Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не исключают, исходя из гуманитарных соображений, возможность учета правоприменительными органами и судами при решении вопроса о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ и, тем более, о не разрешении въезда ему в РФ, семейного положения данного лица и иных исключительных, заслуживающих внимания обстоятельств.
Таким образом, УФМС России по Республике Дагестан при решении вопроса о не разрешении заявителю (гражданке Азербайджана) въезда на территорию Российской Федерации сроком до 01.07.2017 г. должно было оценивать фактические обстоятельства дела, в том числе исходя из гуманитарных соображений.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию закона, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ. Сама по себе иная оценка авторами жалобы норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 28 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Дагестан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.