ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 января 2017 года по делу N 3а-60/2016г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Ибрагимовой А.М.,
с участием представителя административного ответчика - Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО2, представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Республике Дагестан (Управления Росреестра по РД) по доверенности ФИО3
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Дорснаб" (далее - ОАО "Дорснаб") об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
ОАО "Дорснаб" в лице представителя по доверенности ФИО7 обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Дагестан (далее Комиссии) в отношении земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв.м., расположенного по адресу: "адрес", и установлении кадастровой стоимости данного земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование иска в заявлении указано, что установленная Правительством РД в размере N рублей кадастровая стоимость принадлежащего ОАО "Дорснаб" земельного участка с кадастровым номером N превышает рыночную стоимость данного земельного участка, которая по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости составляла N рублей.
В ходе судебного разбирательства дела представителем административного истца по доверенности ФИО7 заявленные исковые требования уточнены путем предъявления требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка равным его рыночной стоимости в размере N рубля.
Представитель административного ответчика - Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО2 в ходе судебного заседания против удовлетворения административного иска не возражал.
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по Республике Дагестан по доверенности ФИО3 в ходе судебного заседания заявленные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.
Административный истец, а также его представитель по доверенности ФИО7, представители ФГБУ "ФКП Росреестра", извещенные о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав заключение проведенной по делу экспертизы и письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дорснаб" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью N кв.м., расположенный по адресу: г.Махачкала, Северная промзона, район УЗК, категория земель: земли населённых пунктов. Согласно представленной в суд кадастровой справке содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка составляет N рублей.
Основанием внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан".
Полагая установленную и внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка необоснованной и не соответствующей его рыночной стоимости, ОАО "Дорснаб" обратилось в Верховный Суд Республики Дагестан с настоящим административным иском, представив в обоснование заявленных требований отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от "дата" N А-0100/15, выполненный оценщиком ФИО4 (ООО "Академия оценки бизнеса"), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.12.2012г. составляла N рублей.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.18 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Досудебный порядок урегулирования спора о результатах определения кадастровой стоимости путем обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию, предусмотренный статьей 24.18. Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обязательный для юридических лиц, административным истцом соблюден.
"дата" ОАО "Дорснаб" обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Дагестан, решением которой от "дата" поданное заявление отклонено.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N, установлена по состоянию на "дата".
В связи с возникшими сомнениями относительно обоснованности выводов представленного ОАО "Дорснаб" в суд отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от "дата" N А-0100/15, судом по делу назначена экспертиза для определения рыночной стоимости принадлежащего ОАО "Дорснаб" земельного участка по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости, т.е. на "дата"
В соответствии с заключением судебного эксперта ООО "Республиканский центр судебной экспертизы" ФИО5 N от "дата" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на "дата" составляла N.
Оценивая указанное экспертное заключение по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает его выводы обоснованными, в связи с чем, признает его допустимым и достоверным доказательством, объективно подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.12.2012г.) в размере N.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание. В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 35 ГПК РФ, статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований ОАО "Дорснаб" с установлением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.12.2012г. в размере N рубля.
В соответствии с пунктом 31 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
В этой связи, учитывая отсутствие по делу возражений Правительства Республики Дагестан, как органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, относительно права ОАО "Дорснаб" на установление в отношении принадлежащего ему земельного участка кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, расходы ОАО "Дорснаб" по оплате государственной госпошлины и понесенные расходы на проведение экспертизы, подлежат отнесению на административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление открытого акционерного общества "Дорснаб" (ОГРН N) удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, район УЗК, Северная промзона, равной его рыночной стоимости по состоянию на "дата" в размере N) рубля, на период с "дата" и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать "дата".
Понесенные открытым акционерным обществом "Дорснаб" при подаче административного искового заявления судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме N) рублей и расходы по оплате проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы, отнести на административного истца - открытое акционерное общество "Дорснаб" (ОГРН N).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 16 января 2017 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан А.М.Ибрагимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.