Буйнакский районный суд
судья Магомедов А.Ю.
Суд апелляционной инстанции:
Верховный Суд Республики Дагестан
судьи Устаева Н.Х. (докл.),
Алиева Э.З.,
Магамедов Ш.М.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
г. Махачкала 21 декабря 2016 года
Президиум Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Орцханова А.И.,
членов президиума Абдулхалимова М.М., Загирова Н.В., Магомедова М.А., Мустафаевой З.К., Османова Т.С., Сулейманова С.М.,
при секретаре Магомедовой Х.М.,
рассмотрел по кассационной жалобе Рашидхановой С.М. на решение Буйнакского районного суда от 25 декабря 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 15 марта 2016 года гражданское дело по иску Рашидхановой С.М. к ЗАО "МАКС" о взыскании единовременного пособия в связи с гибелью военнослужащего.
Заслушав доклад члена президиума Загирова Н.В., объяснения представителя Рашидхановой С.М. - адвоката Гамзатова М.М., просившего кассационную жалобу удовлетворить, доводы представителя ЗАО "МАКС" Каляпина А.И., полагавшего, что кассационная жалоба подлежит отклонению, президиум
установил:
представитель Рашидхановой С.М. по доверенности Гамзатов М.М. обратился в суд к ЗАО "МАКС" с иском о взыскании с ответчика единовременного пособия в связи со смертью ее дочери Рашидхановой Б.М. при исполнении обязанностей военной службы.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Рашидханова Б.М. проходила службу по контракту в в/ч 63354 Южного военного округа МО РФ. "." Рашидханова Б.М., находясь в установленное распорядком время на территории в/ч 63354, скончалась от ".". По данному факту было произведено разбирательство врио помощника командира в/ч по работе с личным составом Кадыровым С. Факт смерти Рашидхановой Б.М. подтверждается свидетельством о смерти и справкой N от "дата".
Установлено, что Рашидханова Б.М. умерла при исполнении обязанностей военной службы в установленное распорядком время на территории в/ч 63354. Согласно выписке из приказа командира в/ч 63354 N от "дата" Рашидханова Б.М. была во исполнение приказа МО РФ N от "дата" с "дата" исключена из списков личного состава в/ч в связи со смертью. В данной выписке из приказа также указывается, что смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.
После смерти Рашидхановой Б.М. "дата" истица обращалась к ответчику по вопросу выплаты единовременного пособия, однако ответом ЗАО "МАКС" от "дата" ей было отказано в связи с тем, что в медицинском свидетельстве о смерти Рашидхановой Б.М. сказано, что она умерла дома. Заявление истицы также было направлено в военную прокуратуру Южного Федерального округа для проверки, в ходе которой установлено, что Рашидханова Б.М. была зарегистрирована в в/ч 63354, где фактически и проживала. В этом ответе также указано, что в медицинском свидетельстве о смерти не предполагается выбор места смерти "на службе", в связи с чем в п. 9 свидетельства была сделана запись "дома". Такой же ответ военная прокуратура направила и истице 31 октября 2014 года за исх. N, где указано, что ей положено данное единовременное пособие в связи со смертью ее дочери в размере "." руб., и в случае отказа ЗАО "МАКС" она имеет право обратиться в суд за взысканием положенного ей пособия.
20 сентября 2013 года истица направила ответчику заявление о выплате единовременного пособия в связи со смертью ее дочери Рашидхановой Б.М. с необходимыми документами. Повторно заявление было направлено 10 июня 2014 года, однако пособие ей до сих пор не выплачено.
Решением Буйнакского районного суда от 25 декабря 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 15 марта 2016 года, в удовлетворении исковых требований Рашидхановой С.М. было отказано.
В кассационной жалобе Рашидхановой С.М. содержится просьба об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как вынесенных с существенными нарушениями норм материального права, которые повлияли на исход дела.
В обоснование жалобы заявительница указывает на то, что выводы судов первой и апелляционной инстанции о необходимости представления в данном случае заключения ВВК о причинно-следственной связи в формулировке "военная травма" являются ошибочными и основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В п. 2 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" приводится исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим) при исполнении обязанностей воинской службы. В п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что исходя из положений п.п. 8 и 9 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей вследствие исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим Законом пособия и компенсации. Разрешая споры, связанные с предоставлением членам семьи указанных лиц социальных гарантий и компенсаций, судам следует проверять, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, принимая во внимание то, что при обстоятельствах, перечисленных в п. 2 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (например, совершение ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы.
В настоящем деле обстоятельства, предусмотренные в указанном пункте закона и исключающие возможность признания смерти военнослужащей Рашидхановой Б.М. в качестве наступившей при исполнении ею обязанностей военной службы, судами установлены не были.
Судами не принято во внимание, что согласно п. 2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации доказательством, подтверждающим гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, является копия документа, подтверждающая такую гибель (свидетельство о смерти), а копия заключения ВВК представляется для подтверждения смерти военнослужащего вследствие военной травмы.
В данном случае основанием исковых требований о взыскании с ответчика единовременного пособия была названа смерть ее дочери Рашидхановой Б.М. при исполнении ею обязанностей военной службы, а не вследствие военной травмы. Следовательно, судами неправильно определены правоотношения сторон и, соответственно, обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи Верховного Суда Республики Дагестан Омарова Х.М. от 5 декабря 2016 года кассационная жалоба с делом передана на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Дагестан.
Президиум находит кассационную жалобу подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Отказывая в выплате единовременного пособия, ЗАО "МАКС" сослалось на то, что из материалов административного расследования и копии медицинского свидетельства о смерти следует, что Рашидханова Б.М. умерла дома, что в соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" исполнением обязанностей военной службы не является.
В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившим в силу с 1 января 2012 года, в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере "." руб.
П. 10 Порядка выплаты в МО РФ единовременных пособий, предусмотренных ч.ч. 8 и 12 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установлено, что причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с исполнением обязанностей военной службы определяется военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123.
П. 12 Порядка установлено, что для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего воинские части (военные комиссариаты, отделы военных комиссариатов) оформляют и направляют в организацию документы, включая справку согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Данная справка должна содержать сведения о смерти военнослужащего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, которые вносятся с указанием формулировки в соответствии с заключением ВВК: "военная травма".
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в пп. 2 п. 1 ст. 61 предусматривает, что военно-врачебная экспертиза проводится, в том числе в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).
Из вышеприведенных норм следует, что установление причинной связи увечья, повлекшего смерть военнослужащего, с исполнением им обязанностей военной службы, действительно отнесено к компетенции военно-врачебной комиссии, а факт определения военно-врачебной экспертизой такой причинной связи в формулировке "военная травма" имеет значение для разрешения вопроса о наличии у членов семьи погибшего военнослужащего права на соответствующие выплаты.
Таким образом, при разрешении настоящего спора к юридически значимым обстоятельствам относились вопросы, касающиеся проведения военно-врачебной экспертизы в отношении Рашидхановой Б.М., представления истцом документов в подтверждение права на единовременное пособие при обращении за его получением. При этом на истице лежала обязанность доказывания наличия причинной связи между увечьем, повлекшим смерть Рашидхановой Б.М., и исполнением ею обязанностей военной службы, в том числе представления соответствующего заключения военно-врачебной комиссии.
Как было установлено судами и следует из материалов дела, Рашидханова Б.М. проходила военную службу по контракту в в/ч 63354 Южного военного округа МО РФ.
Приказом МО РФ от "дата" N Рашидханова Б.М. с "дата" исключена из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в связи со смертью. Смерть наступила в результате раковой кистокахении 11 стадии.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что право на получение страховой выплаты, единовременного пособия имеют члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего в случае его гибели (смерти), наступившей при исполнении обязанностей, перечисленных в ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", однако, Рашидхановой С.М. не представлены документы, подтверждающие наступление страхового случая, причинно-следственная связь между заболеванием военнослужащей Рашидхановой Б.М., послужившим причиной ее смерти, и исполнением ею обязанностей военной службы, отсутствует.
Исчерпывающий перечень случаев, при которых военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, предусмотрен п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Порядок определения причинно-следственной связи полученных в период прохождения военной службы увечий и заболеваний с исполнением служебных обязанностей в соответствии с действующим правовым регулированием, в том числе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, устанавливается лишь посредством проведения военно-врачебной экспертизы.
Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (п. 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).
В силу пп. "г" п. 3 Положения о военно-врачебной экспертизе на военно-врачебную комиссию возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти Рашидхановой Б.М. отсутствует, а другие материалы дела указывают на отсутствие связи заболевания с исполнением обязанностей военной службы.
Факт пребывания Рашидхановой Б.М. в составе вооруженных сил, наступление смерти на территории войсковой части, котороя одновременно являлось и местом жительства военнослужащей (военнослужащая проживала в общежитии на территории войсковой части), сам по себе не позволяет судить о наступлении смерти при исполнении обязанностей военной службы.
Кроме того, п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определен перечень случаев, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы.
Так, в соответствии с пп. "б" и "е" п. 1 ст. 37 данного Федерального закона военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случае исполнения должностных обязанностей, в случае нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью.
Между тем, как видно из медицинского свидетельства о смерти, Рашидханова Б.М. умерла дома, что не будет считаться исполнением обязанности военной службы в силу указанного выше перечня.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.390 ГПК РФ, президиум
постановил:
кассационную жалобу Рашидхановой С.М. оставить без удовлетворения.
Решение Буйнакского районного суда от 25 декабря 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 15 марта 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий А.И.Орцханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.