Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Дмитриевой О.С., Кавуновой В.В.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Бобылевой Н. И. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 сентября 2016 года
по делу по иску Бобылевой Н. И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Б.Д.С, Б.И.С., Л.Н.М., Л.В.М, к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бобылева Н.И. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Б.Д.С, Б.И.С., Л.Н.М., Л.В.М обратилась в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Министерству финансов Российской Федерации, просила признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного паводка, имевшего место в Алтайского крае в мае-июне 2014 года, на семью из 5 человек, исходя из общей площади в 90 кв.м.
В обоснование требований указала, что зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес", которая является для нее и несовершеннолетних детей единственным жилым помещением, в котором она постоянно проживает. Квартира принадлежит на праве собственности сестре ее сожителя У.О.В. В результате паводка от сильных дождей, произошедших в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, "адрес" в "адрес" Алтайского края находилась в подтопляемой зоне, в результате чего имущество истицы, находившееся в спорной квартире, пришло в негодность. В результате наводнения пострадала и сама квартира. Межведомственной комиссией администрации Бийского района Алтайского края спорная квартира признана непригодной для проживания.
Распоряжением Администрации Алтайского края от 25 мая 2015 года ***-р истица и несовершеннолетние дети включены в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка 2014 года на территории Алтайского края. Пакет обосновывающих документов согласован МЧС России, однако Минфин России возвратил документы Бобылевой Н.И. без согласования, отказав тем самым в предоставлении государственного жилищного сертификата, мотивировав отказ отсутствием возможности изменения ранее утвержденных списков граждан-получателей сертификатов, а также отсутствием указания на площадь жилого помещения.
Истица полагает, что имеет право на получение сертификата, поскольку постоянно проживала в указанной квартире, была зарегистрирована по месту жительства, является членом семьи собственника квартиры У.О.В., решением Бийского районного суда Алтайского края от 29 сентября 2014 года она и дети признаны членами семьи собственника жилого помещения.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 сентября 2016 года исковые требования Бобылевой Н.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Б.Д.С, Б.И.С., Л.Н.М., Л.В.М, к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Бобылева Н.И. просит решение отменить, ссылаясь на то, что пояснения в судебном заседании о том, что сестра ее сожителя У.О.В. не вселялась и никогда не жила в спорной квартире, а проживала по иному адресу, она дала в связи с неверным восприятием данного вопроса суда. Указывает, что до момента затопления домовладения и фактического выселения их из аварийного дома она со своими несовершеннолетними детьми, сестрой ее сожителя постоянно проживали, вели совместное хозяйство, обеспечивали благоустройство жилого помещения по "адрес". Данный факт подтвержден решением Бийского районного суда от 25.09.2014. С момента выселения их из аварийного дома У.О.В. проживает отдельно. Ссылку суда на то, что государственный жилищный сертификат выдается с учетом членов семьи лица, имеющего право на получение данного сертификата, и члены семьи не обладают самостоятельными правами на получение сертификата, полагает несостоятельной.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчики Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Министерство финансов Российской Федерации просят оставить ее без удовлетворения.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы истец Бобылева Н.И. и ее представитель доводы жалобы поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец не отнесена законом к числу лиц, которым предоставлено право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, за Бобылевой Н.И. и ее несовершеннолетними детьми не может быть признано право на получение государственного жилищного сертификата.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются представленными по делу доказательствами.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с вышеуказанной нормой закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
07.06.1995 Правительством Российской Федерации принято Постановление N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Согласно указанному Постановлению (пункт 2) государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Выдача сертификатов осуществляется гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным, из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Во исполнение указанного Постановления 10.07.1995 Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации, Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (далее - Порядок).
В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (п.2 Порядка).
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (п.3 Порядка).
По смыслу вышеприведенных нормативно-правовых актов государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, включенным в соответствующие списки, подготовленные органами местной исполнительной власти и утвержденные высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. При этом жилое помещение, в котором проживали граждане, претендующие на получение жилищного сертификата, должно быть для них единственным и постоянным местом жительства на день возникновения чрезвычайной ситуации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по состоянию на 29 мая 2014 года на территории Бийского района сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог. Дом по адресу: "адрес" попал в зону затопления.
Квартира *** по "адрес" в "адрес" принадлежит на праве собственности У.О.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.04.2014.
Истец имеет регистрацию по месту жительства и фактически проживает в вышеуказанной квартире, на момент возникновения чрезвычайной ситуации не имела в собственности жилых помещений, не имеет их и в настоящее время.
При этом Бобылева Н.И. пояснила суду, что У.О.В. приходится сестрой ее сожителя Л.М.С. (отца двоих ее детей)., У.О.В. никогда в указанную квартиру не вселялась и проживает со своим сожителем по другому адресу.
Бобылева Н.И. и ее несовершеннолетние дети распоряжением Администрации Алтайского края от 25 мая 2015 года ***-р включены в список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов без собственника утраченной квартиры У.О.В.
Проанализировав представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд обоснованно указал, что тот факт, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации истец была зарегистрирована в спорном жилом помещении, постоянно в нем проживала, указанное жилое помещение являлось для нее единственным и постоянным местом жительства, иного жилья не имела и не имеет, не является достаточным основанием для признания за ней и несовершеннолетними детьми права на получение сертификата.
В силу п.п. 2 п. 1 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 982, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.
В соответствии с главой 4 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", утвержденных МЧС России 03.10.2014 года N 2-4-87-24-7, для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда, созданную органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления следующие документы: заявление от гражданина, чье жилье повреждено в результате произошедшей чрезвычайной ситуации; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (свидетельство о праве собственности или договор социального найма); заключение специализированной, проектно-изыскательской организации.
Из содержания положений вышеперечисленных нормативных правовых актов в их взаимосвязи следует, что государством гарантировано право на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения гражданам Российской Федерации, утратившим жилое помещение по независящим от них обстоятельствам, повлекшим невозможность дальнейшего использования утраченного жилого помещения в связи с разрушением, либо в случаях, когда его дальнейшее использование может создать угрозу для жизни, здоровья и имущества собственника или нанимателя жилого помещения и членов их семьи.
То есть нормы Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", направлены на защиту прав собственников или нанимателей жилых помещений, которые были утрачены ими в связи с чрезвычайной ситуацией.
При этом указанными нормами предусмотрен ряд условий, при соблюдении которых граждане приобретают право на получение жилищного сертификата: жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным; они должны быть зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживать в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.
В остальных случаях риск гибели жилого помещения несет его собственник (ст.211 ГК РФ).
Как указывалось выше, в силу абз. 1 п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 561 от 07.06.1995 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. на семью из 2 человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при составе 3 и более человек.
Таким образом, государственный жилищный сертификат выдается с учетом членов семьи лица, имеющего право на получение данного сертификата, члены семьи не обладают самостоятельным правом на получение государственного жилищного сертификата.
В вышеприведенном Постановлении (в редакции Постановления Правительства РФ от 12.03.2015 N 213) к членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Данные нормы согласуются с положениями ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно пояснениям Бобылевой Н.И. собственник помещения У.О.В. в спорное жилое помещение не вселялась и не проживала в нем, в указанном жилом помещении с момента его приобретения в собственность У.О.В. зарегистрирована и проживает истец с несовершеннолетними детьми.
С учетом приведенных выше положений действующего законодательства и обстоятельств дела судом сделан правильный вывод о том, что истец Бобылева Н.И. членом семьи собственника жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, не является.
Поскольку положения вышеперечисленных нормативных правовых актов направлены на защиту прав собственников, нанимателей жилых помещений и членов их семей, которые были утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, оснований для признания за истцом права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации у суда не имелось.
Само по себе длительное проживание истца в квартире, собственником которой она не является, как и членом семьи собственника, не может служить основанием для признания за ней права на получение государственного жилищного сертификата, поскольку в данном случае ее права производны от права собственника и не носят самостоятельный характер, при этом защита прав членов семьи осуществляется путем определения собственнику площади жилого помещения с учетом численности его семьи.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не принимаются судебной коллегией как направленные на неверное толкование норм материального права.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что истица не отнесена законом к числу лиц, которым предоставлено право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, является правильным.
Ссылка в апелляционной жалобе истицы на неправильное изложение ее пояснений в судебном заседании в связи с неверным восприятием вопроса суда отклоняется судебной коллегией.
В судебном заседании 04 августа 2016 года Бобылева Н.И. четко и ясно пояснила, что квартира оформлена на У.О.В., которая не вселялась и никогда не жила в данной квартире, что зафиксировано в протоколе судебного заседания (л.д. 112 об.). Замечания на протокол не принесены.
Решение Бийского районного суда Алтайского края от 25 сентября 2014 года, как верно указано судом первой инстанции, не имеет для настоящего дела преюдициального значения.
Суд правильно установилимеющие значение для дела обстоятельства, верно применил нормы материального и процессуального права и постановилзаконное и обоснованное решение, которое по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Бобылевой Н. И. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 сентября 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.