Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску прокурора "адрес" Алтайского края в интересах Терещенко С. В. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, администрации "адрес" Алтайского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Терещенко С.В. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, администрации "адрес" Алтайского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Терещенко С.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Терещенко С.В. - "данные изъяты". Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** Терещенко С.В. был передан под опеку "данные изъяты" Согласно сведениям Рубцовского отделения филиала "ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю, сведения о принадлежности Терещенко С.В. прав на объекты жилого фонда отсутствуют. ДД.ММ.ГГ сведения о Терещенко С.В. внесены в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по дате подачи заявления - ДД.ММ.ГГ, номер в списке 1064. Однако до настоящего времени истец не обеспечен жильем.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая, что Терещенко С.В. имеет право на предоставление ему жилого помещения, прокурор просил суд обязать ответчиков предоставить Терещенко С.В. благоустроенное жилое помещение в границах "адрес" по договору найма специализированного жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора удовлетворены частично.
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность по предоставлению Терещенко С.В. благоустроенного жилого помещения в границах "адрес" Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исковые требования прокурора к администрации "адрес" Алтайского края оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что администрация "адрес" не является надлежащим ответчиком по делу. Ответчиком заявлялось ходатайство о передаче гражданского дела по подсудности в Центральный районный суд "адрес", однако суд не принял его во внимание и вынес решение, неправильно применив процессуальные нормы.
Кроме того, жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласно списку, сформированному Главным управлением строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в рамках подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2014-2020 годы государственной программы Алтайского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края" на 2014-2020 годы.
В связи с изложенным полагает, что вывод суда об обязании Главного управления строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края является преждевременными, поскольку в соответствии с действующим законодательством права истца не нарушены.
Удовлетворяя требования по внеочередному предоставлению истцу жилья, а не согласно имеющемуся списку в рамках реализации целевой программы, суд тем самым нарушает права неограниченного круга лиц, включенных ранее истца в данный список.
При вынесении решения суд не учел, что для его исполнения необходим срок для проведения мероприятий по приобретению жилых помещений и предоставлению их по договорам найма специализированного жилого помещения, то есть для реального исполнения решения суда ответчику необходимо время для проведения указанных мероприятий.
Кроме того, в соответствии с Законом Алтайского края от 06.07.2016 N 57-ЗС в ст.ст. 17.1 и 17.2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" внесены изменения, вступающие в силу с ДД.ММ.ГГ. Согласно указанным изменениям предоставление жилых помещений детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, осуществляется вновь созданным краевым государственным казенным учреждением "Региональное жилищное управление".
В письменных возражениях прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежаще в связи с чем на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно абз. 1,3 п. 1, п.п. 3, 7, 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ, как и другие нормы указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Терещенко С.В. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный факт установлен и сторонами не оспаривается.
Согласно информации Главного Управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, сведения о Терещенко С.В. внесены в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями ДД.ММ.ГГ, номер в списке "данные изъяты" (л.д.13).
ДД.ММ.ГГ Терещенко С.В. окончил обучение в КГБОУ "данные изъяты" ***" по профессии "данные изъяты" (л.д.7).
В настоящее время Терещенко С.В. проживает по адресу: "адрес".
Согласно уведомлению ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ, информации ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от ДД.ММ.ГГ сведения о принадлежности Терещенко С.В. прав на недвижимое имущество отсутствуют (л.д. 10-11).
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд исходил из того, что Терещенко С.В. имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке обратился за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, однако органы власти в нарушение действующего законодательства своевременно не исполнили своих обязательств, не обеспечив его жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку судом при вынесении решения применены надлежащие нормы процессуального и материального права, и сделан обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения иска.
Содержащиеся в п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ положения о том, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не устанавливает положения о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений соответствующей категории граждан в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Не влияют на законность решения также и доводы жалобы, указывающие на преждевременность вывода суда о наличии оснований для возложения спорной обязанности на ответчика, в связи с тем, что права истца не нарушены, и предоставлением жилья вне очереди нарушаются права неограниченного круга лиц, включенных в список по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, как и доводы о том, что при вынесении решения суд не учел необходимости установить срок для проведения мероприятий по приобретению жилых помещений и предоставлению их по договорам найма специализированного жилого помещения.
Исходя из анализа положений Федерального закона N159-ФЗ, Закона Алтайского края от 31.12.2004 N72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" (в редакции от 06.07.2016) следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от очередности, наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования.
Более того, по смыслу статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе установить срок исполнения решения суда, однако в законе отсутствует норма, обязывающая суд устанавливать такой срок и определяющая его продолжительность.
Доводы жалобы о том, что администрация г. Рубцовска не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем иск должен быть передан на рассмотрение Центрального районного суда г. Барнаула, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в силу ч. 1 ст. 31 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца. В связи с тем, что определение круга ответчиков является правом истца, нарушений норм процессуального права судом при рассмотрении дела допущено не было. Кроме того, в удовлетворении исковых требований к администрации "адрес" было отказано.
Вопреки доводам жалобы, ходатайство о передаче гражданского дела по подсудности в Центральный районный суд "адрес" стороной ответчика при рассмотрении дела не заявлялось.
Внесение изменений в ст.ст. 17.1 и 17.2 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" не влияет на отмену по существу правильного решения суда, поскольку на момент вынесения решения данные изменения не вступили в законную силу и не могли быть учтены судом при разрешении спора.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание несостоятельность доводов апелляционной жалобы и то обстоятельство, что данные доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.