Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.
судей Храмцовой В.А., Новоселовой Е.Г.
при секретаре Ахроменко А.Н.
с участием прокурора Шелудько И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ленинского района г.Барнаула на решение Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 октября 2016г. по делу по иску
прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу ПО "Алтайский шинный комбинат", обществу с ограниченной ответственностью "ЯШЗ Авиа" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г.Барнаула обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к акционерному обществу ПО "Алтайский шинный комбинат" (далее АО ПО "АШК"), обществу с ограниченной ответственностью "ЯШЗ Авиа" (далее ООО "ЯШЗ Авиа") о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
В обоснование требований указал, что АО ПО "АШК" осуществляет деятельность в области государственного оборонного заказа на основании лицензий на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники от ДД.ММ.ГГ N *** *** лицензии на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники от ДД.ММ.ГГ ***, в связи с чем по состоянию на ДД.ММ.ГГ является исполнителем государственного оборонного заказа в рамках 15 действующих государственных контрактов.
Производство авиационных шин в рамках исполнения государственного оборонного заказа осуществляется АО ПО "АШК" в цехе вулканизации шин немассовых размеров (изготовление резиновых смесей, изготовление шин, складирование готовой продукции).
В соответствии с договором субаренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГ, заключенным между ООО "Рента-Профи" и АО ПО "АШК", ответчик является субарендатором нежилых помещений, указанных в приложении 1 к договору, в том числе нежилого помещения Н3 общей площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес" (цех ВШНР), здания административно-бытового корпуса, здания проходной.
При этом, принятые АО ПО "АШК" меры по охране цеха вулканизации шин немассовых размеров, путем заключения договора возмездного оказания услуг с ООО "Управление экономической безопасности", согласно которому ООО "Управление экономической безопасности" обеспечивает работу системы видеонаблюдения за территорией предприятия АО ПО "АШК" и договора с ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю, ФГУП "Охрана" МВД России "об экстренном вызове наряда полиции" посредством тревожной кнопки, не обеспечивают в полной мере выполнение требований по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.
Система тревожной сигнализации, кнопка экстренного вызова полиции, как средства отображения извещения о тревоге, не могут предотвратить проникновение на охраняемый объект террористов, диверсантов, преступников, а служат средством оповещения об уже случившемся факте. По договору "об экстренном выезде наряда полиции" подразделения вневедомственной охраны (ОВО) осуществляют охрану только путем мониторинга технических средств охраны и реагирования на сигналы тревоги.
Полагает, что государственная охрана ОАО ПО "АШК" в части осуществления на постоянной основе мероприятий по предотвращению проникновения на объект, на котором производятся авиационные шины в целях выполнения государственного оборонного заказа, посторонних лиц не организована.
Согласно лицензии N *** от ДД.ММ.ГГ. ООО "ЯШЗ Авиа" осуществляет производство и реализацию вооружения и военной техники (системы торможения колес шасси и их составные части (ЕКПС 1630); шины и камеры пневматические (исключая авиационные) (ЕКПС 2610), авиационные пневматические шины и камеры (ЕКПС 2620)).
Согласно уведомлениям о постановке на учет в налоговом органе местом нахождения обособленного подразделения ООО "ЯШЗ Авиа" в "адрес" является "адрес".
ООО "ЯШЗ Авиа" обладает соответствующими производственными мощностями для производства продукции (в т.ч. вооружения и военной техники) и является исполнителем по 24 действующим государственным контрактам.
Производство авиационных шин в рамках исполнения государственного оборонного заказа осуществляется ООО "ЯШЗ Авиа" в цехе вулканизации шин немассовых размеров (изготовление резиновых смесей, изготовление шин, складирование готовой продукции).
Меры по обеспечению государственной охраны цеха вулканизации шин немассовых размеров ( "адрес", пом.Н3), в котором производятся авиационные шины в целях выполнения государственного оборонного заказа, ООО "ЯШЗ Авиа" не приняло.
Учитывая, что ответчики осуществляют деятельность по производству составных частей военной техники, а именно авиационных шин для нужд государственных заказчиков, в интересах Министерства обороны и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, ответчиками должна быть исполнена обязанность по обеспечению государственной охраны цеха вулканизации шин немассовых размеров ( "адрес", пом.Н3), в котором производятся авиационные шины в целях выполнения государственного оборонного заказа.
В связи с изложенным истец просил признать незаконным бездействие ООО "ЯШЗ Авиа" в части неорганизации обеспечения государственной охраны цеха вулканизации шин немассовых размеров ( "адрес", пом.Н3), в котором производятся авиационные шины в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Возложить на АО ПО "АШК" и ООО "ЯШЗ Авиа" обязанность организовать обеспечение государственной охраны цеха вулканизации шин немассовых размеров ( "адрес", пом.Н3), в котором производятся авиационные шины в целях выполнения государственного оборонного заказа.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования, в связи с тем, что вход (выход) сотрудников, в том числе работников цеха вулканизации шин немассовых размеров, иных лиц на территорию предприятия осуществляется через проходную административно-бытового корпуса, ввоз (вывоз) сырья, материалов, готовой продукции АО ПО "АШК" и ООО "ЯШЗ Авиа" осуществляется через пост КПП *** (транспортные ворота), окончательно просил признать незаконным бездействие АО ПО "АШК" и ООО "ЯШЗ Авиа" в части неорганизации обеспечения государственной охраны территории, помещений, используемых АО ПО "АШК" и ООО "ЯШЗ Авиа" по адресу: "адрес": возложить на АО ПО "АШК" и ООО "ЯШЗ Авиа" обязанность организовать обеспечение государственной охраны территории, помещений, используемых АО ПО "АШК" и ООО "ЯШЗ Авиа" по адресу: "адрес".
Решением Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 октября 2016г. исковые требования прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу ПО "Алтайский шинный комбинат", обществу с ограниченной ответственностью "ЯШЗ Авиа" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор Ленинского района просит решение отменить, ссылаясь на то, что согласно пункту 10 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены в частности объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ (средств взрывания, порохов) промышленного назначения, в том числе, полученных в результате утилизации боеприпасов, и отходов их производства, поэтому на объекты ПО "Алтайский шинный комбинат", ООО "ЯШЗ Авиа" частная охранная деятельность не распространяется. Незаконность охраны объектов ПО "Алтайский шинный комбинат" силами ЧОП "Брест Плюс" уже установлена решением Арбитражного суда Алтайского края. Заключение ПО "Алтайский шинный комбинат" договоров с ФГУП "Охрана МВД России и ФГКУ УВЛ МВД России по Алтайскому краю об экстренном вызове наряда полиции посредством тревожной кнопки не обеспечивает в полной мере выполнение Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" по предотвращению проникновения посторонних лиц.
В возражениях на апелляционное представление ООО "ЯШЗ Авиа" просит решение оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения, полагая, что оснований для удовлетворения апелляционного представления не имеется.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327-1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционного представления, заслушав объяснения прокурора, поддержавшего апелляционное представление, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционное представление подлежит удовлетворению, а решение - отмене на основании п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ.
Отказывая прокурору Ленинского района г.Барнаула в удовлетворении иска, суд сделал вывод о том, что ответчиками предприняты меры к организации охраны цеха, в котором осуществляется производство авиационных шин и складирование готовой продукции по адресу: "адрес", меры по охране территории предприятия, в том числе заключен договор на техническую охрану предприятия с ФГУП "Охрана", подведомственного Министерству внутренних дел Российской Федерации, что можно отнести к организации технической государственной охране.
В силу ст.1 Федерального закона от 27.05.1996г. N57-ФЗ "О государственной охране" государственная охрана - деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер;
охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.Статьей 5 Федерального закона от 27.05.1996г. N57-ФЗ предусмотрено, что государственную охрану осуществляют органы государственной охраны.
В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации, войска национальной гвардии Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.
Согласно ст.11 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996г. N57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.10 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N587 к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ (средств взрывания, порохов) промышленного назначения, в том числе полученных в результате утилизации боеприпасов, и отходов их производства.
Военная техника - технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия (ст.1 Федерального закона от 19 июля 1998г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", абз.2 прим.3 к Перечню сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 февраля 2006г. N 90.
Таким образом, военной техникой являются как сами технические средства в их полной комплектации, так и входящие в их состав изделия, направленные на функционирование этих средств. При этом организационно-правовая форма предприятия, осуществляющего указанную в п.10 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, не имеет никакого значения.
Из материалов дела следует, что АО ПО "АШК" является субарендатором земельных участков, а также нежилых помещений, в том числе, нежилого помещения Н3 общей площадью ***.м ( "адрес", "данные изъяты" (цех ВШНР), часть здания административно-бытового корпуса литер 4 общей площадью "данные изъяты".м ( "адрес", "данные изъяты"), здания проходной литер "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты".м, здания проходной литер "данные изъяты" общей площадью 27,6кв.м ( "адрес",12), что подтверждается договором *** субаренды недвижимого имущества, заключенного ДД.ММ.ГГ. между ООО "Рента-Профи" и АО ПО "АШК" (т.1 л.д.198-204).
ДД.ММ.ГГ. между ООО "ЯШЗ Авиа" и ООО "Рента-Профи" заключен договор *** субаренды недвижимого имущества, в соответствии с которым ООО "ЯШЗ Авиа" была передана в аренду часть помещений общей площадью 68,2кв.м здания административно-бытового корпуса, расположенного по "адрес", "данные изъяты" литер 4, а именно:3 этаж в осях "данные изъяты" каб. "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГ. к данному договору между сторонами заключено дополнительное соглашение ***, согласно которому ООО "ЯШЗ Авиа" была передана в аренду часть помещений общей площадью 118,38кв.м здания административно-бытового корпуса расположенного по "адрес", "данные изъяты" литер "данные изъяты" (т.2 л.д,20-29).
ООО "ЯШЗ Авиа" является арендатором части нежилого помещения, эт. "данные изъяты", пом.Н3 общей площадью "данные изъяты".м по "адрес",12/10 "адрес", что подтверждается договором ***-ШЯВ аренды объектов недвижимости, заключенным ДД.ММ.ГГ. между ООО "ШинПром" и ООО "ЯШЗ Авиа" (т.2 л.д.16-18).
ДД.ММ.ГГ. между АО ПО "АШК" и ООО "ЯШЗ Авиа" заключен договор *** субаренды недвижимого имущества, в соответствии с которым ООО "ЯШЗ Авиа" было передано в субаренду нежилое помещение общей площадью 9983кв.м по "адрес", "данные изъяты" пом.Н3 (т.2 л.д.39-43).
Судом установлено, что АО ПО "АШК" осуществляет деятельность в области государственного оборонного заказа на основании лицензий на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники от ДД.ММ.ГГ N *** ***, лицензии на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники от ДД.ММ.ГГ. ***-АТ, поэтому является исполнителем государственного оборонного заказа в рамках действующих государственных контрактов.
ООО "ЯШЗ Авиа" обладает соответствующими производственными мощностями для производства продукции (в т.ч. вооружения и военной техники). Согласно лицензии N *** от ДД.ММ.ГГ. ООО "ЯШЗ Авиа" осуществляет производство и реализацию вооружения и военной техники (системы торможения колес шасси и их составные части (ЕКПС 1630); шины и камеры пневматические (исключая авиационные) (ЕКПС 2610), авиационные пневматические шины и камеры (ЕКПС 2620) и является исполнителем по действующим государственным контрактам.
Производство авиационных шин в рамках исполнения государственного оборонного заказа осуществляется АО ПО "АШК" и ООО "ЯШЗ Авиа" в цехе вулканизации шин немассовых размеров (изготовление резиновых смесей, изготовление шин, складирование готовой продукции), по адресу: "адрес", пом.Н3.
Авиационные шины, поставляемые АО ПО "АШК" и ООО "ЯШЗ Авиа", в целях исполнения государственного оборонного заказа, относятся к военной технике.
ДД.ММ.ГГ. между ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю, ФГУП "Охрана" МВД России и ОАО ПО "АШК" заключены договоры ***-то5 (тревожная кнопка в здании заводоуправления литер А пр.9-й Заводской, 48) и ***-то5 (тревожная кнопка в здании проходной литер 19 "адрес", КТС в административном здании санатория-профилактория с подвалом литер А,А1, "адрес") "Об экстренном выезде наряда полиции (т.1 л.д.175-197).
Заключение ОАО ПО "АШК" с ФГУП "Охрана" МВД России договора об экстренном вызове нарядов полиции средствами тревожной кнопки (здание проходной литер 19 "адрес"), нельзя отнести в полной мере к организации ОАО ПО "АШК" обеспечения государственной охраны объекта, который такой охраны требует и обеспечивает государственную охрану в понимании ст.1 Федерального закона от 27.05.1996г. N57-ФЗ.
В целях осуществления охраны территории, помещений, используемых АО ПО "АШК" и ООО "ЯШЗ Авиа", последними с ООО "Управление экономической безопасности" заключены 14.01.2010г. и 01.2015г. соответственно договоры возмездного оказания услуг, согласно которым ООО "Управление экономической безопасности", в частности, обеспечивает работу системы видеонаблюдения за территорией предприятия заказчика, осуществляет постоянный контроль за ввозом-вывозом ТМЦ (т.2 л.д.46-58, 14-19).
ООО ЧОП "Брест плюс" на основании заключенного 01.11.2014г. с АО ПО "АШК" договора осуществляет охрану всей территории предприятия, осуществляя пропускной режим в отношении всех лиц и транспортных средств, попадающих на территорию производственной площадки, на которой расположены и объекты, подлежащие государственной охране.
То, что прокурор не указал конкретные здания, сооружения, а также участки территории, на которых необходимо обеспечить государственную охрану, вид государственной охраны не может являться основанием для отказа истцу в иске, поскольку вид охраны определяется организациями, в чью компетенцию входит обеспечение государственной охраны.
Уточняя свои исковые требования, прокурор Ленинского района г.Барнаула, в частности, указал, что на производственной площадки расположены объекты, как подлежащие, так не подлежащие государственной охране. Вход (выход) сотрудников предприятия, иных лиц на территорию предприятия осуществляется через проходную административно-бытового корпуса, ввоз (вывоз) сырья, материалов, готовой продукции - через пост КПП *** (транспортные ворота), поэтому лица, не работающие на объекте, подлежащего государственной охране, могут попасть на этот объект, поэтому должна быть возложена обязанность организации обеспечения государственной охраны всей территории предприятия. При этом из просительной части иска не следует, что прокурор просит возложить на ответчиков обязанность организовать обеспечение государственной охраны территории, помещений используемых ими именно для производства авиационных шин (т.2 л.д.1-7).
Нельзя согласиться с выводом суда о том, что организация обеспечения государственной охраны не входит в компетенцию ответчиков, поскольку АО ПО "АШК" и ООО "ЯШЗ Авиа" осуществляют деятельность по производству авиационных шин для нужд государственных заказчиков в интересах Министерства обороны РФ и Федеральной службы безопасности РФ. Следовательно, являются потенциальными объектами террористических посягательств.
Учитывая изложенное выше решение нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении иска прокурора Ленинского района г.Барнаула.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное представление прокурора Ленинского района г.Барнаула на решение Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 октября 2016г. удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 октября 2016г. отменить, принять новое.
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие ПО "Алтайский шинный комбинат", ООО "ЯШЗ Авиа" в части неорганизации обеспечения государственной охраны территории, помещений, используемых ПО "Алтайский шинный комбинат", ООО "ЯШЗ Авиа" по адресу: "адрес" незаконным.
Возложить на ПО "Алтайский шинный комбинат", ООО "ЯШЗ Авиа" обязанность организовать обеспечение государственной охраны территории, помещений, используемых ПО "Алтайский шинный комбинат", ООО "ЯШЗ Авиа" по адресу: "адрес".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.