Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Бусиной Н.В., Костогладовой О.Г.,
при секретаре Рогожиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Локтевского района на решение Локтевского районного суда Алтайского края от 18 октября 2016 года
по иску прокурора "адрес" в интересах Григоряна А. Д. к "адрес" Алтайского края о признании постановления незаконным, возложении обязанности по определению размера ущерба и выплате компенсации.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор "адрес" в интересах Григоряна А.Д. обратился в Локтевский районный суд с названным иском к "адрес" Алтайского края.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка обращения Григорян А.Д. о нарушении "адрес" Алтайского края законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Установлено, что в апреле *** года на территории "адрес" в результате снеготаяния произошло подтопление ряда населенных пунктов, в том числе "адрес". Распоряжением N 84-р от 13.04.2015г. по "адрес" был объявлен режим чрезвычайной ситуации. В результате данного паводка в зоне подтопления оказалось домовладение Григоряна А.Д., находящееся по адресу: "адрес". Постановлением "адрес" от 28.04.2015г *** указанное домовладение включено в перечень домов, попавших в зону подтопления.
Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района в силу п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения муниципального района.
Статьей 24 Федерального закона от 21.12.1994г N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных данным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций отнесено к расходным обязательствам муниципальных образований.
В связи с тем, что весенний паводок 2015 года не признан чрезвычайной ситуацией регионального характера, то расходные обязательства по финансовому обеспечению ликвидации последствий чрезвычайной ситуации возлагаются на "адрес".
Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 68-ФЗ).
Специально созданной комиссией был обследован дом Григоряна А.Д., составлен акт от 28.04.2015г. и передан в "адрес". Согласно акту истцу Григоряну А.Д., паводковыми водами причинен значительный ущерб имуществу (домостроение, мебель, бытовая техника, гибель домашних животных).
На основании ст.32 Закона Алтайского края от 17.03.1998г N 15-ЗС "О защите населения и территорий Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" "адрес" Алтайского края была обязана определить размер компенсации ущерба, причиненного чрезвычайной ситуацией Григоряну А.Д. и выплатить денежную компенсацию.
"адрес" Алтайского края принято постановление *** от 16.03.2016г, согласно которому гражданам, пострадавшим в результате паводка в апреле *** года, отказано в оказании единовременной материальной и финансовой помощи.
Указанное постановление противоречит вышеуказанным нормам федерального и регионального законодательства, нарушает права лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. "адрес" предусмотренных законом мер влечет не только нарушение закона, но и создает негативные предпосылки к нормальной жизнедеятельности пострадавшего от весеннего паводка 2015 года
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным постановление "адрес" Алтайского края *** от 16.03.2016г "Об отказе в оказании единовременной материальной и финансовой помощи гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории "адрес" в результате паводка в апреле 2015г"; обязать "адрес" Алтайского края определить размер компенсации ущерба, причиненного Григоряну А.Д. чрезвычайной ситуацией на территории "адрес" в результате паводка в апреле 2015 года; обязать администрацию "адрес" Алтайского края выплатить компенсацию ущерба, причиненного Григоряну А.Д. чрезвычайной ситуацией на территории "адрес" в результате паводка в апреле 2015 года.
Решением Локтевского районного суда Алтайского края от 18 октября 2016 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор просит решение отменить, заявленный иск удовлетворить, ссылаясь на то, что суд необоснованно признал не подлежащими удовлетворению требования о возложении обязанности на ответчика определить размер ущерба, сославшись при этом на то, что такой размер определен актом комиссии администрации Успенского сельсовета, в то время как данные полномочия возложены именно на органы муниципального района. Вывод суда о том, что Григорян А.Д. не обращался в "адрес", противоречит обстоятельствам дела. Несостоятельным является и вывод суда о недоказанности истцом факта полной или частной утраты имущества, поскольку ответчиком данный факт, а также право на получение компенсации не оспаривались. Судом не принято во внимание то, что оспариваемым постановлением отказано в оказании единовременной материальной и единовременной помощи всем гражданам, включенным в список пострадавших, в том числе и Григоряну А.Д. Судом неверно истолкована выплата Григоряну А.Д. Главтрудсоцзащиты материальной помощи в размере *** руб. из краевого бюджета на ремонт жилого помещения, поскольку данная выплата произведена по иным основаниям и из бюджета иного уровня.
В возражениях на апелляционное представление прокурора "адрес" Алтайского края просит решение оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Мищенко Е.Ю. апелляционное представление поддержала, ссылаясь на приведенные в нем доводы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии с ч.3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Мищенко Е.Ю., проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении прокурора и возражениях на него, обсудив данные доводы, судебная коллегия находит решение подлежащими отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что в апреле 2015 года на территории "адрес" в результате снеготаяния произошло подтопление ряда населенных пунктов, в том числе села Успенка.
Распоряжением Администрации Локтевского района N 84-р от 13.04.2015г. по "адрес" был объявлен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Администрации Локтевского района N 272 от 28.04.2015г. утвержден перечень домов, попавших в зону подтопления. В число данных домов в "адрес" включен "адрес", в котором проживала семья Григоряна А.Д.
Актом комиссионного обследования жилого помещения Григоряна А.Д., утвержденного Главой администрации Успенского сельсовета ДД.ММ.ГГ, установлено, что жилой дом по "адрес", попал в зону паводка весной 2015 года. Повреждено имущество первой необходимости. Заключение комиссии: размер единовременной материальной помощи пострадавшему составляет *** руб.
Актом комиссионного обследования жилого помещения Григоряна А.Д., утвержденного Главой администрации Успенского сельсовета ДД.ММ.ГГ, установлено, что жилой дом по "адрес", пострадал в результате паводка весной 2015 года, вода зашла в жилое помещение на уровень 40 см. пришли в негодность 2 холодильника, стиральная машина, два кресла, диван, кровать с матрацами, шифоньер, компьютерный стол, кухонная мебель, мебельная стенка. Затопило водой кормосмесь для животных. Обвалился колодец для питьевой воды. Утонули 27 голов поросят 6 месяцев.
В соответствии со сведениями о повреждении жилых домов на территории Успенского сельсовета в период весеннего паводка 2015 года домовладение Григоряна А.Д., расположенное по адресу: "адрес", имеет сильную степень повреждения.
14.04.2015г. Григорян А.Д. обратился в Администрацию Успенского сельсовета "адрес" с заявлением о включении его в списки на оказание единовременной материальной помощи в связи с тем, что дом, в котором он проживает с членами своей семьи, оказался в зоне чрезвычайной ситуации и пострадал. Он и члены его семьи утратили полностью имущество. В качестве членов семьи указал: жену Киракосян А.В., детей - Григорян Н.А., Григорян А.А. и Григорян Д.А.
Григорян А.Д. и члены его семьи включены в Список граждан Успенского сельсовета, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате весеннего паводка 2015 года, а также в Список граждан Успенского сельсовета, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в период весеннего паводка 2015 года.
В соответствии с заключением от 05.06.2015г. межведомственной комиссии, образованной постановлением "адрес" *** от 05.03.2013г., жилое помещение в "адрес", принадлежащее Григоряну А.Д., в связи с физическим износом, частичным разрушением и повреждением оснований несущих конструкций жилого помещения, приводящем к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, непригодно для постоянного проживания.
Согласно акту о пожаре от 15.12.2015г. жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", 15.12.2015г. пострадал в результате пожара.
Решением Главтрудсоцзащиты Алтайского края 01.06.2016г. принято решение об оказании семье Григоряна А.Д. материальной помощи на восстановление дома после паводка и пожара в сумме *** руб.
Постановлением "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ было отказано в оказании единовременной материальной и финансовой помощи гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории "адрес" в результате паводка в апреле 2015 года.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, при этом исходил из того, что прокурором не указано, каким образом оспариваемое постановление "адрес" Алтайского края, в котором не указана фамилия Григоряна А.Д., нарушает права последнего; решение не производить выплаты компенсаций пострадавшим от паводка гражданам принято ДД.ММ.ГГ специальной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и данное решение комиссии прокурором не оспорено; истцом не подтвержден факт полной или частичной утраты указанного в актах от 14.04.2015г. и от 28.04.2015г. имущества первой необходимости; в "адрес" Алтайского края Григорян А.Д. о предоставлении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости не обращался; законом не предусмотрена обязанности государства или органа местного самоуправления производить выплаты гражданам компенсации ущерба, причиненного чрезвычайной ситуацией, кроме случаев, когда чрезвычайная ситуация произошла по вине государственных органов или органов местного самоуправления.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным постановления "адрес" Алтайского края *** от 16.03.2016г. "Об отказе в оказании единовременной материальной и финансовой помощи гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории "адрес" в результате паводка в апреле 2015г", ввиду следующего.
Согласно п.п. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и иные.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Статьей 24 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что финансовое обеспечение установленных данным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций отнесено к расходным обязательствам муниципальных образований.
Пунктом 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ предусмотрено что, исходя из классификации чрезвычайной ситуации, ликвидация чрезвычайной ситуации муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.31 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 53-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции, действующей на день возникновения чрезвычайной ситуации и на день вынесения оспариваемого постановления) резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются Администрацией Алтайского края и органами местного самоуправления в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок создания и использования средств указанных резервов, а также порядок их восполнения определяются соответственно Администрацией Алтайского края и органами местного самоуправления.
Согласно ст.32 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 53-ЗС для определения объемов нанесенного чрезвычайными ситуациями материального ущерба, его стоимостного выражения территориям, организациям и гражданам органами местного самоуправления, руководителями организаций, их комиссиями по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности создаются специальные комиссии.
На основании актов указанных комиссий органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления, руководителями организаций с учетом выплат из страховых фондов и возмещения потерь за счет виновников создания чрезвычайной ситуации оперативно, но не более чем в месячный срок принимаются решения о компенсации ущерба, нанесенного чрезвычайной ситуацией пострадавшей территории, организации и гражданам, из соответствующих резервных фондов.
Решение Администрации Алтайского края о возмещении из средств краевого бюджета ущерба территориям, организациям и гражданам, нанесенного стихийными бедствиями, принимается на основании документов, представляемых органами местного самоуправления и организациями в установленном порядке.
"адрес" в установленном порядке представляется необходимая документация в Правительство Российской Федерации на возмещение ущерба от стихийных бедствий территориям, организациям, гражданам из федеральных источников.
Таким образом, вышеприведенными нормативными актами установлено, что ликвидация чрезвычайной ситуации муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, компенсация ущерба, нанесенного чрезвычайной ситуацией пострадавшей территории, организации и гражданам, производится из соответствующих резервных фондов.
Согласно протоколу *** от ДД.ММ.ГГ заседания комиссии "адрес" по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации района комиссия установила, что резервный фонд "адрес" на 2015 год составил *** руб., израсходовано на ликвидацию чрезвычайной ситуации около "данные изъяты", имеющихся в резервном фонде денежных средств на производство выплат всем пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации недостаточно, в связи с чем комиссия решилавыплаты не производить.
В соответствии с представленной "адрес" Алтайского края в суд апелляционной инстанции информацией на день вынесения оспариваемого постановления остаток средств резервного фонда администрации района составлял "данные изъяты"
Поскольку ст.32 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС предусматривает принятие органом местного самоуправления решения о компенсации ущерба, нанесенного чрезвычайной ситуацией пострадавшей территории, организации и гражданам, из соответствующего резервного фонда, и возможность отказа в производстве таких выплат из имеющегося резервного фонда законом не предусмотрена, постановление "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, которым отказано в оказании единовременной материальной и финансовой помощи гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории "адрес" в результате паводка в апреле 2015 года, следует признать незаконным, как принятое в нарушение требований закона и нарушающее права граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в том числе права истца Григоряна А.Д.
Данные обстоятельства не были учтены судом при разрешении спора, что привело к вынесению неправильного решения в части разрешения требований об оспаривании постановления администрации "адрес".
При этом тот факт, что в оспариваемом постановлении фамилия Григоряна А.Д. не указана, не может являться препятствием к рассмотрению требований прокурора о признании постановления незаконным, учитывая то, что постановление вынесено в отношении всех пострадавших от чрезвычайной ситуации на территории "адрес" граждан, в том числе истца Григоряна А.Д.
Вынесение специальной комиссией решения не выплачивать компенсацию, которое не оспаривалось прокурором, на что указано судом первой инстанции, не может свидетельствовать о законности оспариваемого постановления, учитывая то, что в силу положений ст.32 Закона Алтайского края от 12.07.2005 N53-ЗС в полномочия специальной комиссии входит определение объемов нанесенного чрезвычайными ситуациями материального ущерба и его стоимостного выражения, а решение по выплате компенсаций на оснований акта комиссии в данном случае должно быть вынесено органом местного самоуправления.
В связи с изложенным, судебная коллегия отменяет решение в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным постановления "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ и принимает в указанной части новое решение о признании данного постановления незаконным.
В части отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении на "адрес" Алтайского края обязанности определить размер компенсации ущерба, причиненного Григоряну А.Д., и выплатить истцу данную компенсацию ущерба, оснований для отмены решения не имеется.
Требование о возложении обязанности на ответчика по определению размера компенсации ущерба Григоряну А.Д. не подлежат удовлетворению, поскольку размер компенсации ущерба всем пострадавшим от чрезвычайной ситуации подлежит определению в порядке установленном ст.32 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС. До принятия "адрес" Алтайского края соответствующего решения (учитывая то, что постановление "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ признанно незаконным) не подлежит удовлетворению как преждевременно заявленное также требование о возложении на ответчика обязанности по выплате Григоряну А.Д. компенсации ущерба.
В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное представление прокурора "адрес" Алтайского края удовлетворить частично.
Решение Локтевского районного суда Алтайского края от 18 октября 2016 года отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным постановления "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ.
Принять в данной части новое решение, требования прокурора удовлетворить. Постановление "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ признать незаконным.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.