Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.,
судей Рудь Е.П., Белодеденко И.Г.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Главтрудсоцзащита, Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 31 октября 2016 года
по делу по иску Сапаевой Н. С. к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите, Управлению социальной защите населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края, о возложении обязанности включить в дополнительный список на предоставление материальной помощи на неотложные нужды и взыскании материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сапаева Н.С. обратилась в суд с иском к ответчикам, указав в обоснование своих требований, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
В мае-июне 2014 г. на территории муниципального образования Усть-Пристанский район Алтайского края произошло чрезвычайное происшествие - наводнение. Ее дом, расположенный по адресу: "адрес", попал в зону затопления в связи со сложившейся ситуацией, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связана с затоплением жилых домов, приусадебных участков.
В результате паводка: был полностью затоплен огород, подполье, надворные постройки: сарай, баня; однако, администрация Усть-Пристанского района не включила истца в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи на неотложные нужды в размере 10000 рублей.
Поскольку отказ во включении истца в списки на получение единовременной материальной нарушает её права и законные интересы, она просит суд обязать администрацию Усть-Пристанского района включить её в список граждан на предоставление материальной помощи на неотложные нужды, а также взыскать с Главсоцзащиты и Управления социальной защиты населения материальную помощь на неотложные нужды из средств краевого бюджета в размере 10 000 рублей и судебные расходы в размере 1300 рублей.
Решением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 31 октября 2016 года иск Сапаевой Н. С. удовлетворен частично.
Взысканы с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края в пользу Сапаевой Н. С. единовременная материальная помощь в размере 10000 (десять тысяч) рублей 00 коп. за счет средств бюджета Алтайского края, а также судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 1000 (одна тысяча) рублей 00 коп. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере *** ***) рублей 00 коп., всего *** рублей.
В удовлетворении требований Сапаевой Н. С. о возложении на администрацию Усть-Пристанского района Алтайского края обязанности по включению в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка на территории Усть-Пристанского района Алтайского края в мае-июне 2014 г., для предоставления единовременной материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края, отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Главтрудсоцзащита просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указано, что Алтайский край самостоятельно определяет условия предоставления материальной помощи за счет средств краевого бюджета и в качестве условия возникновения права на такую помощь является наличие неотложных нужд и ситуация нарушения жизнедеятельности, которую гражданин не может преодолеть самостоятельно. Полагает, что судом были неправильно применены либо неверно истолкованы нормы материального права, содержащиеся в Порядке рассмотрения обращений малоимущих граждан, и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, согласно которому предоставление документов, подтверждающих невозможность самостоятельного преодоления трудной жизненной ситуации является обязанностью гражданина и только в исключительных случаях, при невозможности предоставления таких документов, комиссия вправе принять решение о предоставлении краевой материальной помощи. Кроме того, основанием отказа в предоставлении такой помощи является отсутствие средств краевого бюджета на финансирование указанных расходов в текущем финансовом году. Истцом необходимых документов не предоставлено, в списках на выплату материальной помощи из средств краевого бюджета истец не указана, в отношении истца уже было принято решение об оказании материальной помощи за счет средств федерального бюджета, в связи с чем оснований для вывода о наличии у истца неотложных нужд, для удовлетворения которых необходимо более 10 000 руб., у органов местного самоуправления и УСЗН по Усть-Пристанскому району, а также у суда не было, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства недостаточности уже выплаченной суммы для удовлетворения неотложных нужд истца, ущерб которой состоял лишь в затоплении подполья жилого дома.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на те же обстоятельства, которые указаны в апелляционной жалобе ответчика Главтрудсоцзащита, дополнив, что паводок произошел в мае-июне 2014 г., то есть неотложные нужды были именно в тот период, а поскольку у истца были затоплены огород, колодец, сено и подпол в доме, то полагает у истца не было неотложных нужд.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены. В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
На основании постановления Правительства РФ от 15.02.2014г. N 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. "г") оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; и (п. "д") оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Во исполнение данного постановления, а также распоряжения Правительства РФ от 09.06.2014 N 994, постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2014 N 270 утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года.
Кроме указанных выплат федерального бюджета (единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости 50 000 руб. или 100 000 руб.) распоряжением администрации Алтайского края от 01.06.2014 N 187-р гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года, предусмотрено выделение средств из резервного фонда Администрации Алтайского края в размере 50 млн. руб. на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года (по 10 000 руб. на домовладение).
На основании указанного распоряжения Администрации Алтайского края от 01.06.2014 N 187-р приказом начальника Главалтайсоцзащиты N 209 от 05.06.2014 Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району и комиссия по предоставлению материальной помощи гражданам при данном управлении были наделены полномочиями по принятию решения о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка, на неотложные нужды в пределах 10 000 руб. на каждое домовладение на основании списков пострадавших граждан и информации о затопленных домовладениях, предоставленных администрацией района и органами МЧС.
Таким образом, определяющее значение для выплаты указанной компенсации имеет факт наличия или отсутствия затопления дома и включения граждан в связи с этим в списки пострадавших.
При этом, отсутствие у гражданина права собственности на занимаемое им жилое помещение в момент паводка не является основанием для отказа в выплате данной помощи, поскольку, исходя из содержания вышеуказанных актов, единовременная материальная помощь предоставляется в связи с нахождением в зоне чрезвычайной ситуации, а не в связи с наличием или отсутствием права собственности на пострадавшее домовладение.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сапаева Н.С. зарегистрирована и фактически проживала на момент паводка май-июнь 2014 г. в "адрес" Алтайского края, по "адрес" проживает в настоящее время.
Указанный дом принадлежит истцу на праве собственности.
Данное домовладение действительно находилось в зоне затопления и было подтоплено в результате массового паводка май-июнь 2014 года в "адрес"
В июне 2014 г. "адрес" Алтайского края, в том числе и жилой "адрес", попал в зону затопления в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Также в судом установлено, что Сапаева Н.С. была включена в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка в размере 10000 рублей за счет средств федерального бюджета, на основании Порядка осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 г., утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2014 г. N 270, и получила указанные денежные средства, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
В то же время, как следует из письма Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району от ДД.ММ.ГГ ***, другие выплаты, в том числе за счет средств бюджета Алтайского края Сапаевой Н.С. не производились.
Принимая решение об удовлетворении иска в части, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принадлежащий истцу дом пострадал в результате паводка в мае-июне 2014 года, что свидетельствует о наличии оснований для отнесения истца к категории граждан, пострадавших от паводка и имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на домовладение за счет средств краевого бюджета.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела и правильном применении норм материального права.
Вопреки доводам жалобы ответчика, факт причинения ущерба истцу в результате паводка нашел свое подтверждение при рассмотрении дела надлежащими и допустимыми доказательства, которым судом дана надлежащая оценка в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ, оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Оспаривая выводы суда первой инстанции в части обоснованности признания за истцом права на выплату из краевого бюджета по причине недоказанности нахождения истца в трудной жизненной ситуации, ответчики в жалобах ссылаются на приказ Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 N 187 "Об утверждении Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи" и постановление Администрации Алтайского края от 05.10.2007 N 466 "Об утверждении Правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации".
Ссылка ответчиков на указанные правовые акты судебной коллегией признается несостоятельной в силу того, что распоряжение Администрации Алтайского края от 01.06. 2014 N187-р, являющееся основанием направления средств резервного фонда Администрации Алтайского края на оказание единовременной помощи в связи с паводком в мае-июне 2014 года, не содержит указания на порядок предоставления такой материальной помощи, круг лиц в целях предоставления единовременной материальной помощи в распоряжении определен как граждане, пострадавшие от паводка в мае-июне 2014 года.
Правила и Порядок предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, регулируют иные отношения.
Таким образом, нормативным правовым актом, определяющим порядок формирования списков пострадавших граждан в результате паводка в мае-июне 2014 года, является Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, утвержденный постановлением Администрации края от 10.06.2014 N 270.
Различием в формировании списков (структуре, наименовании) для выплаты из резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда Алтайского края является указание в последнем случае на краевой бюджет как источник финансирования.
Списки пострадавших граждан являются основанием для последующего рассмотрения органом социальной защиты населения вопроса о предоставлении единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.
Иного порядка формирования списков для получения выплаты из резервного фонда краевого бюджета (включая наделение органов местного самоуправления правом оценки трудной жизненной ситуации каждого проживающего в зоне затопления при формировании списков) ни органы государственной власти Алтайского края, ни органы местного самоуправления не предусмотрели.
Кроме того, Федеральный закон от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не содержит такого основания для осуществления единовременных денежных выплат в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера как трудная жизненная ситуация. Не упомянута трудная жизненная ситуация и в распоряжении Администрации Алтайского края от 01.06.2014 N 187-р.
При таких обстоятельствах оснований для применения указываемых в жалобах нормативно-правовых актов у суда не имелось.
Доводы жалоб ответчиков об отсутствии оснований для получения спорной выплаты, в связи с получением истцом материальной помощи в размере 10 000 рублей за счет средств федерального бюджета, а также о длительности прошедшего времени, что свидетельствует об отсутствии у истца неотложных нужд, судебной коллегией отклоняются, поскольку предусмотренная единовременная выплата являлась дополнительной по решению субъекта Российской Федерации.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда, жалобы не содержат в связи с чем, оснований для их удовлетворения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчиков Главтрудсоцзащита, Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 31 октября 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.