Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.
судей Храмцовой В.А., Сачкова А.Н.
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Главного управления Алтайского края по труду и социальной защиты, Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 17 октября 2016г. по делу по иску
Индюковой А. Г. к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите, Управлению социальной защите населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края о возложении обязанности включить в дополнительный список на предоставление материальной помощи на неотложные нужды и взыскании материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией.
Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Индюкова А.Г. обратилась в суд с иском, указав в его обоснование на то, что является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: "адрес", ул. "адрес" что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ г., ДД.ММ.ГГ. В ДД.ММ.ГГ. ее дом, расположенный по адресу: "адрес", пострадал в результате паводка: был полностью затоплен земельный участок, подполье квартиры, надворные постройки: сарай, баня; однако администрация Усть-Пристанского района не включила ее в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи на неотложные нужды в размере "данные изъяты" рублей в связи с тем, что вода в доме не поднималась выше уровня пола.
Поскольку отказ во включении ее в списки на получение единовременной материальной помощи на неотложные нужды нарушает её права и законные интересы, она просит суд обязать администрацию Усть-Пристанского района включить её в дополнительный список граждан на предоставление материальной помощи на неотложные нужды, а также взыскать с Главсоцзащиты и Управления социальной защиты населения материальную помощь на неотложные нужды за счет средств краевого бюджета.
Решением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 17 октября 2016г. иск Индюковой А. Г. удовлетворен частично.
Взыскана с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края в пользу Индюковой А. Г. единовременная материальная помощь в размере "данные изъяты" коп. за счет средств бюджета Алтайского края.
Взысканы с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края в пользу Индюковой А. Г. судебные расходы по оплате юридических услуг в размере "данные изъяты" коп. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" коп.
В удовлетворении требований Индюковой А. Г. о возложении на администрацию Усть-Пристанского района Алтайского края обязанности по включению в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка на территории "адрес" Алтайского края в мае-июне 2014г., для предоставления единовременной материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края, отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление Алтайского края по труду и социальной защиты просит решение отменить, принять новое, которым истцу в иске отказать, ссылаясь на то, что оснований для вывода о наличии у истца Индюковой А.Г. неотложных нужд, для удовлетворения которых необходимо более "данные изъяты"., у органов местного самоуправления и Управления социальной защиты населения по "адрес" не было. Не было оснований для данного вывода и у суда, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства недостаточности "данные изъяты"., полученных ею за счет федерального бюджета, для удовлетворения неотложных нужд истца, весь ущерб которой состоит в затоплении подполья жилого дома.
Управление социальной защиты населения по "адрес" в апелляционной жалобе просит отменить решение о выплате материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края, взыскании судебных расходов и принять в этой части новое решение об отказе истцу в иске, ссылаясь на то, что паводок на территории "адрес" произошел в мае-июне 2014г. и соответственно на тот период были неотложные нужды. Индюковой А.Г. не были представлены документы, подтверждающие невозможность самостоятельного преодоления ими последствий паводка в органы социальной защиты.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327-1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. "г") оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; и (п. "д") оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Во исполнение данного постановления, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 N994 постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2014 N 270 утвержден Порядок выплаты гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах Алтайского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Пунктами 2.1, 2.2, 2.3 указанного Порядка предусмотрено, что получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации.
К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации
Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства или пребывания в зоне затопления подтвержденному регистрацией.
Единовременная материальная помощь предоставляется в размере "данные изъяты". рублей на человека.
Кроме указанных выплат из федерального бюджета (единовременной материальной помощи в размере "данные изъяты" рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости "данные изъяты" руб. или "данные изъяты" руб.) распоряжением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-р гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года, предусмотрено выделение средств на оказание единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.
На основании распоряжения Администрации Алтайского края от 01.06.2014г. N 187-р приказом начальника Главалтайсоцзащиты N 209 от 05.06.2014г. Управление социальной защиты населения по "адрес" и комиссия по предоставлению материальной помощи гражданам при данном управлении были наделены полномочиями по принятию решения о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка, на неотложные нужды в пределах "данные изъяты" руб. на каждое домовладение на основании списков пострадавших граждан и информации о затопленных домовладениях, предоставленных администрацией района и органами МЧС.
Как следует из материалов дела Индюкова А.Г. является собственником земельного участка площдью "данные изъяты".м и жилого дома, расположенных по адресу: "адрес". Индюкова А.Г. зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает по указанному адресу (л.д. 12-13, 6, 10, 30).
В июне 2014 года "адрес" Алтайского края, в том числе жилой "адрес", попал в зону затопления в связи со сложившейся ситуацией, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Согласно акту обследования поврежденного объекта от ДД.ММ.ГГ. ***, утвержденного главой администрации "адрес" и согласованного с начальником отдела ГО и ЧС администрации "адрес", жилой дом по адресу: "адрес", имеет повреждения: замачивание подпола, вымывание земли из-под опор, оседание пола, перекос оконных блоков. Требуется капитальный ремонт дома (л.д.42).
Индюкова А.Г. была включена в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка на территории "адрес" Алтайского края в мае-июне 2014г. (л.д.43-44)
Индюкова А.Г. получила единовременную материальную помощь за счет средств федерального бюджета в размере "данные изъяты" руб. (л.д.26). Выплата же единовременной материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края в размере "данные изъяты" руб. на домовладение, Индюковой А.Г. не была произведена.
Рассматривая дело, суд полно исследовал обстоятельства дела, представленным доказательствам дал оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, изложив при этом результаты этой оценки в решении, с указанием соответствующих мотивов и исходя из того, что дом Индюковой А.Г. пострадал от паводка, что дает основание для отнесения истца Индюковой А.Г. к категории граждан, пострадавших от паводка и в силу вышеуказанного распоряжения администрации Алтайского края дает Индюковой А.Г. право на получение единовременной материальной помощи в размере "данные изъяты" рублей на домовладение за счет средств краевого бюджета.
Доводы жалоб о недоказанности нахождения истца в трудной жизненной ситуации, со ссылкой на приказ Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 N 187 "Об утверждении Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи" и постановление Администрации Алтайского края от 05.10.2007 N 466 "Об утверждении Правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации" не могут быть приняты во внимание, т.к Правила и Порядок предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, регулируют иные отношения.
Нормативным правовым актом, определяющим порядок формирования списков пострадавших граждан в результате паводка в мае-июне 2014г., является Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, утвержденный постановлением Администрации края от ДД.ММ.ГГ ***.
Различием в формировании списков (структуре, наименовании) для выплаты из резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда Алтайского края является указание в последнем случае на краевой бюджет как источник финансирования.
Списки пострадавших граждан являются основанием для последующего рассмотрения органом социальной защиты населения вопроса о предоставлении единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.
Иного порядка формирования списков для получения выплаты из резервного фонда краевого бюджета (включая наделение органов местного самоуправления правом оценки трудной жизненной ситуации каждого проживающего в зоне затопления при формировании списков) ни органы государственной власти Алтайского края, ни органы местного самоуправления не предусмотрели.
Кроме того, Федеральный закон от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не содержит такого основания для осуществления единовременных денежных выплат в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера как трудная жизненная ситуация. Не упомянута трудная жизненная ситуация и в распоряжении Администрации Алтайского края от 01.06.2014 N 187-р.
Доводы жалоб ответчиков об отсутствии оснований для получения спорной выплаты, в связи с получением истцом материальной помощи в размере "данные изъяты" рублей за счет средств федерального бюджета, судебной коллегией отклоняется, поскольку предусмотренная единовременная выплата являлась дополнительной по решению субъекта Российской Федерации.
Другие доводы жалоб также не могут быть приняты во внимание, поскольку апеллянтами неправильно понимаются нормы материального права.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы ответчиков Главного управления Алтайского края по труду и социальной защиты, Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 17 октября 2016г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.