Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.,
судей Рудь Е.П., Белодеденко И.Г.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите, Управления социальной защите населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 17 октября 2016 года по делу по иску
Сысоева Д. П. к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите, Управлению социальной защите населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края, о возложении обязанности включить в дополнительный список на предоставление материальной помощи на неотложные нужды и взыскании материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сысоев Д.П. обратился в суд с иском к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите, Управлению социальной защите населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края о возложении обязанности на администрацию Усть-Пристанского района включить его в дополнительный список граждан на предоставление материальной помощи на неотложные нужды, а также взыскать с Главсоцзащиты и Управления социальной защиты населения материальную помощь на неотложные нужды из средств краевого бюджета в размере 10 000 руб. и судебные расходы в размере *** руб.
В обоснование требований указано, что в мае-июне 2014 гола его домовладение, расположенное по адресу: "адрес" пострадало в результате паводка: был полностью затоплен огород, подполье жилого дома, надворные постройки (сарай, баня). Администрация Усть-Пристанского района не включила истца в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи на неотложные нужды в размере 10 000 руб. в связи с тем что вода в доме не поднималась выше уровня пола. Считает отказ во включении истца в списки на получение единовременной материальной помощи на неотложные нужды нарушают его права и законные интересы.
Решением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 17 октября 2016 года исковые требования Сысоева Д.П. удовлетворены частично.
Взыскана с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края в пользу Сысоева Д.П. единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. за счет средств бюджета Алтайского края.
Взысканы с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края в пользу Сысоева Д.П. судебные расходы по оплате юридических услуг в размере *** руб. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере *** руб., всего *** руб.
В удовлетворении требований Сысоеву Д.П. о возложении на администрацию Усть-Пристанского района Алтайского края обязанности по включению в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка на территории Усть-Пристанского района Алтайского края в мае-июне 2014 г., для предоставления единовременной материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края, отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края просит решение суда отменить и принять новое решение.
Жалоба мотивирована тем, что при рассмотрении спора судом не были приняты во внимание нормативные акты Алтайского края, регулирующие предоставление краевой материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Паводок рассматривается в качестве трудной жизненной ситуации, которую гражданин не может преодолеть самостоятельно, и понятие которой закреплено в п. 3 Правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 05.10.2007 N 466. Основанием для предоставления материальной помощи является заявление гражданина с приложением соответствующих документов, подтверждающих наличие трудной жизненной ситуации. Данные нормы судом не были применены. Под неотложными нуждами подразумеваются потребности безотлагательного характера, однако, учитывая, что ситуация у других жителей села была намного критичнее, истцом не доказано наличие неотложных нужд. При рассмотрении спора необходимо учесть, что первые выплаты материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края начали производиться 06.06.2014, а первые списки на оказание материальной помощи из федерального бюджета были сформированы 16.06.2014. Истцом не представлено документов, подтверждающих невозможность самостоятельного преодоления последствий паводка. В списках на выплату материальной помощи нет персональных данных истца, который уже получал материальную помощь за счет федеральных средств в размере 10 000 руб. на человека.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указано, что судом не были применены действующие на территории края Правила предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденные постановлением Администрации Алтайского края от 05.10.2007 N466 и Порядок рассмотрения и обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденный приказом Главного управления от 02.11.2009 N187. Основанием для отказа заявителю в предоставлении материальной помощи является, в том числе, отсутствие средств краевого бюджета на финансирование указанных расходов в текущем финансовом году. В силу указанных актов гражданин обязан представить суду документы, подтверждающие, что он не может самостоятельно преодолеть трудную для него жизненную ситуацию - паводок. В список на выплату краевой материальной помощи, подтверждающего наличие у граждан трудной жизненной ситуации, персональных данных истца и банковских реквизитов не было. В распоряжении органов социальной защиты была информация и документы, представленные органами местного самоуправления, подтверждающие отсутствие у истца неотложных нужд в связи с паводком. В отношении истца уже было принято решение об оказании материальной помощи за счет федеральных средств в размере 10 000 руб. на человека.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закона) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Закона определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110, утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила).
Подпунктами "г, д" пункта 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Постановлением Администрации Алтайского края от 29.05.2014 N 254 "О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с 29.05.2014 введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением главы Администрации Усть-Пристанского района от 01.06.2014 N184-р на территории Усть-Пристанского района Алтайского края был введен режим чрезвычайной ситуации.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации N 994 от 09.06.2014 предусмотрено ассигнование бюджета Алтайского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, для предоставления пострадавшим гражданам указанных единовременных денежных выплат, в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года.
В целях реализации данного распоряжения администрацией Алтайского края 10.06.2014 принято постановление N 270, на основании которого утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года (далее - Порядок).
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 Порядка к категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации. Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке.
Согласно п. 2.3 Порядка единовременная материальная помощь предоставляется в размере 10 тыс. рублей на человека.
Таким образом, гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, попавшем в зону затопления гарантировано предоставление единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека за счет средств федерального бюджета.
Кроме указанных выплат федерального бюджета распоряжением администрации Алтайского края от 01.06.2014 N 187-р, приказом начальника Главалтайсоцзащиты N 209 от 05.06.2014, управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району и комиссия по предоставлению материальной помощи гражданам при данном управлении были наделены полномочиями по принятию решения о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка, на неотложные нужды в пределах 10 000 руб. на каждое домовладение на основании списков пострадавших граждан и информации о затопленных домовладениях, предоставленных администрацией района и органами МЧС.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой "адрес" в "адрес" Алтайского края, принадлежит Сысоеву Д.П., где он зарегистрирован с семьей и проживает.
Сысоев Д.П. был включен в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка на территории Усть-Пристанского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, в размере 10 000 руб. на каждого члена семьи, за счет средств федерального бюджета, на основании Порядка осуществления единовременных денежных выплат, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2014 N 270, указанные денежные средства им получены, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
В Списки граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края в размере 10 000 руб. на домовладение, ни истец, ни члены его семьи, проживающие в указанном доме, не были включены.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам гражданского процессуального законодательства, в том числе акт *** от ДД.ММ.ГГ обследования поврежденного жилого дома в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, утвержденный главой администрации Усть-Пристанского района и начальником отдела ГО и ЧС администрации района, справку администрации Чеканихинского сельсовета Усть-Пристанского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ о нахождении домовладения в зоне затопления, суд первой инстанции пришел к выводу, что принадлежащий истцу дом пострадал в результате паводка в мае-июне 2014 года, в связи с чем имеются основания для отнесения истца к категории граждан, пострадавших от паводка и имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на домовладение за счет средств краевого бюджета.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Факт причинения ущерба домовладению истца нашел свое подтверждение при рассмотрении дела надлежащими и допустимыми доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка, оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Оспаривая выводы суда первой инстанции в части обоснованности признания за истцом права на выплату из краевого бюджета по причине недоказанности нахождения истца в трудной жизненной ситуации, ответчики в жалобах ссылаются на Приказ Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 N 187 "Об утверждении Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи", постановление Администрации Алтайского края от 05.10.2007 N 466 "Об утверждении Правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации".
Данные доводы судебной коллегией признаются несостоятельным в силу того, что распоряжение Администрации Алтайского края от 01.06.2014 N187-р, являющееся основанием направления средств резервного фонда Администрации Алтайского края на оказание единовременной помощи в связи с паводком в мае-июне 2014 года, не содержит указания на порядок предоставления такой материальной помощи, круг лиц в целях предоставления единовременной материальной помощи в распоряжении определен как граждане, пострадавшие от паводка в мае-июне 2014 года.
Правила и Порядок предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации регулируют иные отношения.
Таким образом, нормативным правовым актом, определяющим порядок формирования списков пострадавших граждан в результате паводка в мае-июне 2014 года, является Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, утвержденный постановлением Администрации края от 10 июня 2014 года N 270.
Единственным различием в формировании списков (структуре, наименовании) для выплаты из резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда Алтайского края является указание в последнем случае на краевой бюджет как источник финансирования.
Списки пострадавших граждан являются основанием для последующего рассмотрения органом социальной защиты населения вопроса о предоставлении единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.
Иного порядка формирования списков для получения выплаты из резервного фонда краевого бюджета (включая наделение органов местного самоуправления правом оценки трудной жизненной ситуации каждого проживающего в зоне затопления при формировании списков) ни органы государственной власти Алтайского края, ни органы местного самоуправления не предусмотрели.
Кроме того, Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не содержит такого основания для осуществления единовременных денежных выплат в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера как трудная жизненная ситуация. Не упомянута трудная жизненная ситуация и в распоряжении Администрации Алтайского края N 187-р от 01.06.2014. При таких обстоятельствах оснований для применения указываемых в жалобах нормативно-правовых актов у суда не имелось.
Факт получения истцом и членами его семьи единовременной помощи за счёт средств федерального бюджета свидетельствует о получении Сысоевым Д.П. материальной помощи по иному основанию, и не препятствует получению материальной помощи за счёт средств краевого бюджета, во исполнение распоряжения Администрации Алтайского края N 187-р от 01.06.2014.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда апелляционные жалобы не содержат.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчиков Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите, Управления социальной защите населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 17 октября 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.