Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Алешко О.Б.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца В.Я. на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 октября 2016 года по делу
по иску В.Я. к Управлению Пенсионного фонда Российской федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.Я. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края, в котором просит признать решение ответчика ***.11.1 от ДД.ММ.ГГ незаконным.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГ подала заявление в Управление ПФР в г.Барнауле Алтайского края о перерасчете пенсии на северную, приложив справку о переименовании организации где она работала, а также справку о среднемесячной зарплате среднего медперсонала, т.к. лицевые счета в архиве работодателя не сохранились. Однако ответчиком было отказано в перерасчете размера пенсии из-за отсутствия лицевых счетов.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 октября 2016 года исковые требования В.Я. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд необоснованно не принял во внимание справку работодателя от ДД.ММ.ГГ, которой подтверждается среднемесячная заработная плата среднего медицинского персонала в Якутской городской туберкулезной больнице и Якутской детской туберкулезной больнице. Причиной невозможности представления справки о заработной плате истца за период времени с 1972 года по 1978 год явилось уничтожение лицевых счетов заработной платы работников ЯНИИТ до 1980 года в связи с аварией системы отопления. Также не сохранились сведения о лицевых счетах и в архивах.
В суде апелляционной инстанции истец на доводах жалобы настаивал, просил решение суда отменить, удовлетворить исковые требования.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились. В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, выслушав истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что в 1969 году В.Я. принята на работу медсестрой клиники Якутского научно - исследовательского института туберкулеза Минздрава РСФСР; в 1970 году принята на работу фельдшером; в 1972 году переведена в распоряжение главного врача клиники ЯНИИТ; ДД.ММ.ГГ принята на должность медсестрой клиники; с ДД.ММ.ГГ переведена фельдшером - лаборантом; уволена из данной организации - ДД.ММ.ГГ
В настоящее время В.Я. является получателем пенсии по старости, что сторонами не оспаривается.
В силу ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон "О страховых пенсиях") страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 18 Закон "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
В соответствии со ст. 23 Закон "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии.
Истец обратился в Управление ПФР в г.Барнауле Алтайского края с заявлением о перерасчете размера пенсии по основанию - увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГ, дополнено заявление указанием - перерасчет на северную пенсию.
К заявлению приложена справка ГБУ Республики Саха (Якутия) "Научно - практический Центр "Фтизиатрия" N 120-ОК от ДД.ММ.ГГ, в соответствии с которой В.Я. работала в Якутском НИИ туберкулеза МЗ РСФСР в период времени с 1972 по 1978 г.г. Лицевые счета Якутского НИИ туберкулеза до 1982 года в архиве не сохранились из-за аварии отопительной системы. Все документы были уничтожены в связи с непригодностью. Акты уничтожения отсутствуют. Справка выдана на основании книги приказов за 1972 - 1978 г.г.
В данной справке также представлены данные за период с октября 1972 года по август 1978 года о среднемесячной заработной плате среднего медицинского персонала по документам (лицевым счетам) Якутской городской туберкулезной больницы и Якутской детской туберкулезной больницы (л.д. 13).
В соответствии с архивной справкой ГУ Якутский НИИ туберкулеза лицевые счета заработной платы работников ЯНИИТ до 1980 года уничтожены из-за порчи документов, при аварии отопительной системы документы пришли в негодность. В связи с чем отсутствует возможность выдать справку о заработной плате за период работы в ЯНИИТ с 1972 - 1978 г.г.
Иных доказательств представлено не было.
Решением Управление ПФР в г.Барнауле Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ В.Я. отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости по заявлению от ДД.ММ.ГГ Пенсионным органом указано на то, что представленная истцом справка от ДД.ММ.ГГ *** о средней заработной плате среднего медицинского персонала не принята во внимание, поскольку использование данных о среднемесячной заработной плате работников конкретного предприятия, отрасли, региона для подтверждения заработка законодательством не предусмотрено. Также указано, что не допускается подтверждение среднемесячной заработной платы и свидетельскими показаниями.
На основании ст. 15 Закон "О страховых пенсиях" величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года исчисляются по нормам Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п. 2 ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 30 указанного выше Закона, при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" разработка порядка и оснований для перерасчета размера трудовой пенсии по старости поручена Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации.
Согласно п. 15 Приказа Минтруда России от 28.11.2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 48 вышеуказанного Приказа, для перерасчета размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Как разъяснено в подп. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в п.п. 3 и 4 ст. 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Указанием от 20.05.1992 г. N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработной плате для назначения государственной пенсии", утвержденным Министерством социальной защиты населения Российской Федерации установлено, что одним из обязательных реквизитов справки о заработной плате является основание выдачи справки (лицевые счета, платежные ведомости).
Из письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 г., следует, что в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Среднемесячный заработок лица может быть подтвержден только лишь на основании документов, выданных в установленном порядке.
При этом никакие усредненные показатели - средние данные о заработной плате по организации, региону или отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, данные, определенные расчетным путем, не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка для установления (перерасчета размера) пенсии.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что представленная истцом справка о среднемесячной заработной плате среднего медицинского персонала по документам (лицевым счетам) Якутской городской туберкулезной больницы и Якутской детской туберкулезной больницы правомерно ответчиком не принята во внимание, поскольку не подтверждает индивидуальный характер заработка В.Я.
Отсутствуют и какие-либо документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника в указанный период на данном конкретном предприятии, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Таким образом, у суда первой инстанции при установленных обстоятельствах не имелось правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов и обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение при рассмотрении дела по существу, выводов суда первой инстанции не опровергают.
Судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения в порядке ст. 330 ГПК РФ, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца В.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Судья Аникина Л.А. Дело N 33-14061/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(Резолютивная часть)
28 декабря 2016 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Алешко О.Б.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца В.Я. на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 октября 2016 года по делу
по иску В.Я. к Управлению Пенсионного фонда Российской федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края об оспаривании решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца В.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.