Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ермакова Э.Ю.
судей Титовой В.В., Ковалюк Л.Ю.
при секретаре Клименко А.Н.
с участием прокурора Тюменцева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Безгрешного А. А.ча
на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 06 июля 2016 года по делу по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения Исправительная колония N9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю об установлении административного надзора в отношении Безгрешного А. А.ча.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
установила:
федеральное казенное учреждение Исправительная колония N9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее по тексту - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Безгрешного А.А. на срок 6 лет с назначением административных ограничений: запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22-00 часов до 06-00 часов; обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрет выезда за пределы "адрес".
Требования мотивированы тем, что Безгрешный А.А. осужден за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве, является нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 06 июля 2016 года заявление удовлетворено частично. В отношении Безгрешного А.А. установлен административный надзор сроком на 6 лет; установлены административные ограничения: запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 22-00 часов до 06-00 часов; обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Срок административного надзора постановленоисчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В апелляционной жалобе с учетом доводов, изложенных в дополнительно поступившей жалобе, Безгрешный А.А. просит отменить решение суда, изменить в описательной части решения суждение суда о его намерении проживать в "адрес" путем указания на проживание в "адрес", ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает на то, что не истребованы все материалы, характеризующие его личность, а представленные административным истцом материалы не соответствуют фактическим обстоятельствам о его поведении в период отбывания наказания; в справке о поощрениях и взысканиях указаны дисциплинарные взыскания, срок действия которых истек.
Безгрешный А.А. в судебном заседании на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал по изложенным в ней основаниям.
Представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем судебной коллегий дело по жалобе рассмотрено в его отсутствие.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав Безгрешного А.А., заслушав заключение прокурора о наличии оснований для отмены решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, определены в статье 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее по тексту - Закон об административном надзоре) и в статье 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу части 2 статьи 3 данного Закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Исходя из разъяснений, содержащихся пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре", применение административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства возможно при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях.
Согласно приговору Бабушкинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ Безгрешный А.А., гражданин "данные изъяты", зарегистрированный в "адрес", признан виновным в совершении трех преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 30, пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, четырнадцати преступлений, предусмотренных пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации; двух преступлений, предусмотренных пунктами "а, в" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в соответствии с частью 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, пунктом "в" части 7 статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьей 70 Уголовного кодекса Российской в виде четырех лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Совершенные Безгрешным А.А. преступления относятся к категории тяжких, совершены при особо опасном рецидиве.
В силу статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что законно находящимся в Российской Федерации является иностранный гражданин, имеющий действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что документов, подтверждающих законность нахождения в Российской Федерации, Безгрешный А.А. не имеет.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из положений подпунктов 5,6 пункта 1 статьи 7, подпунктов 5, 6 пункта 1 статьи 9, пункта 22 статьи 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранному гражданину, осужденному за совершение тяжкого преступления, либо преступления, рецидив которого признан опасным, имеющему непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления на территории Российской Федерации, не могут быть выданы (а в случае их выдачи подлежат аннулированию) разрешение на временное пребывание в Российской Федерации, вид на жительство, патент и разрешение на работу, то есть документы, с наличием которых указанный Закон связывает возможность законного нахождения на территории Российской Федерации.
В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию (части 4, 7 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 27 названного Федерального закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства также не разрешается в случае, если это лицо имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
По делу установлено, 29 июня 2015 года Министерством юстиции Российской Федерации на основании части 4 статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" признано нежелательным пребывание (проживание) Безгрешного А.А., гражданина Украины, в Российской Федерации сроком до ДД.ММ.ГГ (Распоряжение ***-рн).
ДД.ММ.ГГ в отношении Безгрешного А.А. ГУ МВД России по Алтайскому краю принято решение о депортации.
Изложенное свидетельствует о том, что каких-либо законных оснований для проживания (пребывания) Безгрешного А.А. на территории Российской Федерации после отбытия наказания не имеется.
Отсутствие у Безгрешного А.А. после освобождения из ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации с учетом вышеприведенных нормативных положений препятствовало применению к нему мер административного надзора.
При вынесении решения суд первой инстанции указанные обстоятельства не учел, что привело к неправильному применению норм материального права, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю в удовлетворении административного искового заявления об установлении административного надзора в отношении Безгрешного А.А.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 06 июля 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю в удовлетворении административного искового заявления об установлении административного надзора в отношении Безгрешного А. А.ча отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.