Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ермакова Э.Ю.,
судей Мокрушиной В.П., Титовой В.В.,
при секретаре Ждановой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Волковой Т. В. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 10 октября 2016 года по делу по административному иску
Волковой Т. В. к Алтайской таможне об оспаривании решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГ Волкова Т.В. обратилась в Алтайскую таможню с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства (далее по тексту также - ПТС, паспорта) в отношении автомобиля " ... ", " ... " года выпуска, кузов N ***, ввезенного с территории " ... " Республики.
Решением Алтайской таможни от ДД.ММ.ГГ *** отказано в выдаче паспорта транспортного средства на вышеуказанный автомобиль.
Не согласившись с данным решением, Волкова Т.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать решение таможенного органа незаконным, возложить обязанность на Алтайскую таможню выдать паспорт транспортного средства на автомобиль " ... ", " ... " года выпуска, номер кузова ***.
В обоснование заявленных требований ссылалась на отсутствие оснований для отказа в выдаче ПТС на автомобиль, ввезенный на территорию Российской Федерации, поскольку к заявлению о выдаче паспорта транспортного средства было приложено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, что свидетельствует о соответствии вышеназванного автомобиля требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) и экологическому классу 4. Согласно пункту 70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, являющегося приложением N 1 к приказу МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года N 496/192/134, в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, паспорта не выдаются. Иных оснований для отказа в выдаче паспорта транспортного средства законодательством не предусмотрено. Таким образом, оспариваемое решение таможенного органа является незаконным, создает препятствия в реализации права собственности в отношении вышеназванного транспортного средства.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 10 октября 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Волкова Т.В. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах об отсутствии законных оснований для отказа в выдаче ПТС на ввезенный автомобиль, учитывая факт представления в отношении данного автомобиля свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Алтайская таможня просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Волкова Т.В. и ее представитель Бешенова Е.С. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Алтайской таможни, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, являющимся приложением N 1 к Приказу МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года N 496/192/134 (далее также - Положение о паспортах транспортных средств), паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию (пункт 1).
Паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, а также лицам без гражданства в порядке, установленном настоящим Положением (пункт 2).
К полнокомплектным транспортным средствам относятся, в том числе транспортные средства легковые автомобили и автобусы, оборудованные кузовами и двигателями (пункт 3).
Паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях (пункт 4).
Таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года (пункт 6).
Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении (пункт 9).
Паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами на полнокомплектные транспортные средства, классифицируемые в следующих позициях единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, в том числе из 8703 - автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (пункт 55).
Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии одобрения типа транспортного средства (ОТТС), одобрения типа шасси (ОТШ) или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси (пункт 57).
Пунктом 58 Положения установлено, что выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.
Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси.
В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД ТС может указываться должностным лицом таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.
При выдаче паспорта представленные на транспортные средства или шасси документы, послужившие основанием для его выдачи, вместе с копией паспорта остаются в таможенном органе и учитываются в установленном порядке.
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче паспорта в отношении транспортных средств или шасси, указанных в абзаце первом настоящего пункта, должно быть принято не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о выдаче паспорта.
При необходимости направления таможенным органом запросов для проверки сведений, указанных в заявлении о выдаче паспорта и приложенных к нему документах, и (или) проверки подлинности приложенных к заявлению документов, срок принятия решений, предусмотренный абзацем пятым настоящего пункта, продлевается начальником либо заместителем начальника таможенного органа до 30 суток со дня поступления заявления.
Согласно пункту 70 Положения о паспортах транспортных средств заполнение строки "Экологический класс" паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в ОТТС, ОТШ, сертификатах соответствия и Свидетельствах.
Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, установлены требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.
Транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI настоящего технического регламента. Датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси) (пункт 7 Технического регламента).
Документами, удостоверяющими соответствие требованиям данного Технического регламента при выпуске в обращение, являются:
для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, - одобрение типа транспортного средства;
для шасси - одобрение типа шасси;для единичных транспортных средств - свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС);
для компонентов транспортных средств - декларация о соответствии или сертификат соответствия (пункт 8 названного регламента).
Свидетельством о безопасности конструкции транспортного средства является документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента (пункт 6 регламента).
В соответствии с пунктом 4.1.1 раздела 4 приложения N 4 к Техническому регламенту транспортное средство считается соответствующим требованиям настоящего технического регламента и экологическому классу 4 при выполнении, как минимум, следующих условий: год выпуска (модельный год) транспортного средства - не ранее 2007 г. Примечанием к данной норме установлено, что транспортное средство более раннего года выпуска (модельного года) считается соответствующим требованиям настоящего технического регламента и экологическому классу 4 при наличии сообщения об официальном утверждении типа или сертификата соответствия, выданного государством - членом Таможенного союза на основании результатов испытаний по Правилам ЕЭК ООН, указанным в таблице 3 приложения N 1 настоящего технического регламента.
При этом согласно пункту 68 Технического регламента проверка выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение осуществляется аккредитованной испытательной лабораторией, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции, проведения необходимых испытаний и измерений. Проверке подвергаются только комплектные транспортные средства.
В соответствии с пунктом 70 Технического регламента оценка соответствия единичного транспортного средства проводится в следующем порядке:
1) подача заявки и прилагаемых документов, предусмотренных приложением N 12 к настоящему техническому регламенту, в аккредитованную испытательную лабораторию;
2) принятие решения по заявке в течение трех рабочих дней;
3) идентификация единичного транспортного средства;
4) проверка выполнения требований, предусмотренных пунктами 11 - 14 и приложениями N N 4 - 6, пунктом 4 приложения 7 посредством проведения технической экспертизы конструкции и, при необходимости, испытаниями;
5) подготовка протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства;
6) оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и передача его заявителю.
Аккредитованная испытательная лаборатория предоставляет заявителю всю необходимую информацию в отношении правил, процедур и требований, связанных с проведением оценки соответствия.
Аккредитованная испытательная лаборатория согласует с заявителем сроки проведения оценки соответствия.
В качестве доказательственных материалов, подтверждающих соответствие единичного транспортного средства требованиям, предусмотренным приложениями N 4 - 6 к настоящему техническому регламенту, могут представляться протоколы испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории.
Аккредитованная испытательная лаборатория проводит осмотр транспортного средства с целью идентификации, в том числе, по идентификационному номеру, техническую экспертизу конструкции транспортного средства, в том числе, необходимые испытания и измерения, и по их результатам оформляет протокол.
Если единичное транспортное средство относится к типу, на который действует одобрение типа транспортного средства, то свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства оформляется на основании указанного одобрения типа транспортного средства.
При представлении заявителем сообщений об официальном утверждении типа транспортного средства, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 10 - 12, 14, 16 - 18, 21, 26, 34, 39, 46, 48, 58, 73 и 107, техническая экспертиза по соответствующим разделам приложения N 4 к настоящему техническому регламенту не проводится.
По результатам изучения всех необходимых доказательственных материалов аккредитованная испытательная лаборатория выдает заявителю свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, в которое при необходимости заносятся отметки об ограничении применения транспортного средства. Форма указанного документа предусмотрена приложением N 17 к настоящему техническому регламенту.
Как следует из материалов дела, транспортное средство " ... ", за получением ПТС на которое Волкова Т.В. обратилась в таможенный орган, выпущено в " ... " году, то есть до 2007 года. Данный автомобиль был приобретен на территории " ... " Республики (г. " ... "). К заявлению о выдаче ПТС на вышеназванное транспортное средство было приложено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства от ДД.ММ.ГГ N ***, выданное испытательной лабораторией ООО " " ... " ".
ДД.ММ.ГГ начальником Барнаульского таможенного поста принято решение о необходимости проверки сведений о транспортном средстве, указанных в заявлении о выдаче ПТС и приложенных к нему документах, а также подлинности приложенных к заявлению документов, путем направления запросов в соответствующие организации, в связи с чем срок выдачи паспорта транспортного средства продлен до ДД.ММ.ГГ.
Правомерность принятия данного решения соответствовала вышеприведенным нормам Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.
С целью установления действительности выданного свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и соответствия автомобиля, выпущенного до 2007 года, четвертому экологическому классу, административным ответчиком были направлены письма в адрес Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СМТУ Росстандарта) *** и ООО " " ... " " ***.
Кроме того, Алтайской таможней были инициировано письмо от ДД.ММ.ГГ *** в Управление Росаккредитации по Сибирскому федеральному органу с целью проведения проверки правомерности выдачи ООО " " ... " " СБКТС на транспортные средства, выпущенные ранее 2007 года.
Данное обращение, согласно письму Управления Росаккредитации по Сибирскому федеральному органу от ДД.ММ.ГГ N *** " О предоставлении информации по обращению" в связи с признаками возможного нарушения законодательства в сфере аккредитации было перенаправлено в адрес Федеральной службы по аккредитации для рассмотрения и принятия соответствующих мер реагирования.
ДД.ММ.ГГ Барнаульским таможенным постом получен протокол технической экспертизы конструкции единичного транспортного средства ООО " " ... " " от ДД.ММ.ГГ ***, в котором указано на то, что протокол выдан, в том числе, на основании сообщения об официальном утверждении типа транспортного средства, однако само сообщение таможенному органу не представлено, что лишило его возможности проверить действительность сведений, отраженных в протоколе технической экспертизы, и, соответственно, свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства.
Запрошенная таможенным органом информация из Росаккредитации и Росстандарта до окончания срока проверки в Алтайскую таможню не поступила.
Таким образом, в результате проведенной таможенным органом проверки соответствие транспортного средства четвертому экологическому классу не установлено, в том числе в силу отсутствия документов, обязательное наличие которых прямо предусмотрено в пункте 4.1.1 приложения N 4 к Техническому регламенту.
Само по себе представление административным истцом свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, вопреки утверждениям в жалобе, не свидетельствует о безусловной обязанности таможенного органа выдать паспорт транспортного средства. При установленных по делу обстоятельствах у административного ответчика имелись законные основания для проверки сведений, указанных в представленном Волковой Т.В. свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства. В рамках проведенной проверки действительность этих сведений не подтверждена, выявленные недостатки названного документа не устранены.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для выдачи паспорта транспортного средства и законности принятого решения.
Ссылки в жалобе на неправильное применение судом норм материального права ошибочны, поэтому во внимание не принимаются.
Доводы апелляционной жалобы Волковой Т.В. повторяют позицию, высказанную ею в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут повлечь отмену решения.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 10 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волковой Т. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.