Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Новиковой Н.В., Зацепина Е.М.,
при секретаре Клименко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Зенкина Ю. И. на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному иску Зенкина Ю. И. к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации "адрес"" об оспаривания решения.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зенкин Ю.И. обратился в суд с административным иском к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" (далее - МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска") о признании незаконным решения административного ответчика по возложению на Зенкина Ю.И. обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка по адресу: "адрес"; возложении на МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" обязанности рассмотреть заявление Зенкина Ю.И. по вопросу предоставления в собственность бесплатно земельного участка по указанному адресу.
Заявленные требования обоснованы тем, что до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации с 1984 года в фактическом пользовании Зенкина Ю.И. находится самовольно возведенный жилой дом с надворными постройками по адресу: "адрес", в связи с чем он относится к числу лиц, которые вправе обратиться с заявлением об оформлении в свою собственность земельного участка под этим домом бесплатно, без проведения торгов. ДД.ММ.ГГ Зенкин Ю.И. обратился в МБУ "Управление "Единое окно" администрации "адрес" с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка по "адрес" в "адрес" для сохранения самовольной постройки. Письмом от 19 августа 2016 года N 6234-01 административный ответчик сообщил, что удовлетворить заявление невозможно, в связи с необходимостью первоначального обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Данный отказ Зенкин Ю.И. считает незаконным, поскольку он нарушает положения Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", и препятствует реализации права на приобретение в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка. Ссылаясь на ст. 3 Закона Алтайского края N 38-ЗС и ст.ст. 39.14-39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, полагает, что орган местного самоуправления вправе обеспечить подготовку и утверждение схем расположения земельных участков и при отсутствии заявления заинтересованного лица.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 17 октября 2016 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Зенкин Ю.И. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на обстоятельства, указанные при обращении в суд. Дополнительно указывает, что исходя из содержания ст.ст. 39.14-39.17 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления вправе обеспечить подготовку и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков в целях их предоставления в собственность бесплатно гражданам при отсутствии заявления заинтересованного лица. Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации полномочиями по подготовке схемы расположения земельного участка обладает тот исполнительный орган органа местного самоуправления, который осуществляет предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, таким органом является МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска", законодательство в качестве обязательного документа, подлежащего предоставлению заявителем, схему земельного участка не предусматривает; ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает право, а не обязанность заявителя обратиться с заявлением о предварительном согласовании границ земельного участка.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" просит оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Зенкина Ю.И - Зенкина О.А. просила удовлетворить апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представитель административного ответчика МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" Лудцева О.Г. просила в удовлетворении жалобы отказать.
Административный истец Зенкин Ю.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя административного истца Зенкину О.А., представителя административного ответчика Лудцеву О.Г., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в фактическим пользовании Зенкина Ю.И. находится жилой дом по "адрес" в "адрес", который является самовольной постройкой и возведен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации - в 1950 году.
ДД.ММ.ГГ Зенкин Ю.И. обратился в МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации "адрес"" с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером 22:65:011712:3 площадью 897 кв.м по адресу: "адрес" в "адрес", для сохранения самовольной постройки. К заявлению были приложены копия паспорта Зенкина Ю.И., справка о технических характеристиках объекта градостроительной деятельности; справка об отсутствии у Зенкина Ю.И. прав на объекты недвижимости на приобретаемом земельном участке; выписка из домовой книги; техническое заключение специалиста независимой экспертной организации ООО "Бюро оценки и консалтинга".
Письмом заместителя начальника по земельным вопросам МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации "адрес"" Карпенко В.А. от ДД.ММ.ГГ *** указано на невозможность удовлетворения заявления. В обоснование причин отказа сообщено о необходимости обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с уточнением границ земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации "адрес"" в предоставлении бесплатно без проведения торгов земельного участка по "адрес" в "адрес" соответствует требованиям земельного законодательства.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на законе и обстоятельствах дела.
В соответствии с пп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Законом Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" (далее - Закон Алтайского края N 98-ЗС) установлены категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (далее - земельные участки), порядок постановки таких граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, порядок снятия граждан с данного учета, а также порядок предоставления в собственность земельных участков бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении и предельные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность граждан на территории Алтайского края.
В силу п. 4 ст. 2 Закона Алтайского края N 98-ЗС земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Предоставление земельных участков бесплатно в собственность граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4 статьи 2 настоящего Закона, регулируется Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (ч. 1 ст. 7 Закона Алтайского края N 98-ЗС).
Исходя из ч. 31 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
По смыслу п. 11 ст. 7 Закона Алтайского края N 98-ЗС решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть принято не только по основаниям, указанным в настоящем законе, но и по основаниям, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации, что также согласуется с вышеприведенными нормами.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно подпункту 24 которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Аналогичное основание для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов содержится в п. 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Рассмотрение заявлений и принятие решений о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование без проведения торгов", утвержденного постановлением администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ ***.
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 22:65:011712:3, расположенном по "адрес" в "адрес", полученным административным ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, учитывая, что границы спорного земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" обоснованно отказано в предоставлении Зенкину Ю.И. земельного участка, с разъяснением о необходимости обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с ч. 6 ст. 7 Закона Алтайского края N 98-ЗС у заявителя не могут быть истребованы документы, не предусмотренные указанной статьей, во внимание не принимается, поскольку в данном случае административному истцу разъяснен порядок и последовательность действий для последующего предоставления в собственность земельного участка, а при необходимости уточнения границ земельного участка первоначальным является обращение с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
То обстоятельство, что ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено право органа местного самоуправления обеспечить подготовку и утверждение схем расположения земельных участков, не свидетельствует о неправильности выводов суда первой инстанции о необходимости обращения административного истца с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Кроме того, вопрос о необходимости подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка предметом рассмотрения по настоящему делу не являлся, по основанию отсутствия в пакете документов названной схемы административным ответчиком Зенкину Ю.И. отказано не было.
Вопреки доводам жалобы, подпункт 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве обязательного порядка предусматривает обращение гражданина или юридического лица с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Судом правильно применены нормы материального права, существенных процессуальных нарушений по делу не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 17 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зенкина Ю. И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.