Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Мокрушиной В.П., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Ждановой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Октябрьского районного суда города Барнаула от 12 октября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Ш. к Алтайской таможне об оспаривании решений об отказе в выдаче паспортов транспортных средств, возложении обязанности выдать паспорта транспортного средства.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГ Ш. обратился на Барнаульский таможенный пост Алтайской таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на ввезенный на территорию Российской Федерации из Кыргызской Республики автомобиль "Мицубиси GTO", "данные изъяты", предоставив свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства от ДД.ММ.ГГ N ***, выданное испытательной лабораторией ООО "Сертификационный центр Профи".
Таможенным органом ДД.ММ.ГГ срок принятия решения по заявлению Ш. продлен до 30 суток в целях проверки сведений, указанных в заявлении и приложенных к нему документах.
Письмом Алтайской таможни от ДД.ММ.ГГ *** в выдаче паспорта транспортного средства отказано в связи с непредставлением необходимых документов, подтверждающих соответствие транспортного средства, выпущенного ранее 2007 года, экологическому классу 4.
ДД.ММ.ГГ Ш. обратился на Барнаульский таможенный пост Алтайской таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на ввезенный на территорию Российской Федерации из Кыргызской Республики автомобиль "Тойота Ипсум", "данные изъяты", представив свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства от ДД.ММ.ГГ N ***, выданное испытательной лабораторией ООО "Сертификационный центр Профи".
Таможенным органом ДД.ММ.ГГ срок принятия решения по заявлению Ш. продлен до 30 суток в целях проверки сведений, указанных в заявлении и приложенных к нему документах.
Письмом Алтайской таможни от ДД.ММ.ГГ *** в выдаче паспорта транспортного средства отказано в связи с непредставлением необходимых документов, подтверждающих соответствие транспортного средства, выпущенного ранее 2007 года, экологическому классу 4.
Ш. обратился в суд с административным иском к Алтайской таможне об оспаривании решений об отказе в выдаче паспортов транспортных средств, возложении обязанности выдать паспорта транспортных средств, в обоснование указал, что им представлены предусмотренные законом документы, подтверждающие соответствие транспортных средств четвертому экологическому классу, оснований к отказу в выдаче ПТС не имелось, в связи с чем отказы таможенного органа являются незаконными и нарушают право собственности административного истца.
Решением Октябрьского районного суда города Барнаула от 12 октября 2016 года в удовлетворении административных исковых требований отказано полностью.
В апелляционной жалобе Ш. просит отменить решение, вынести новое об удовлетворении заявленных требований, в обоснование указывает, что контроль соответствия транспортного средства Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" осуществляется таможенными органами путем проверки наличия на автомобиль действительного документа, подтверждающего соблюдение Технического регламента. Таким документом является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, которое выдается аккредитованными в установленном порядке испытательными центрами и лабораториями. СБКТС были представлены Ш. в Алтайскую таможню совместно с заявлениями о выдаче ПТС. Действующее законодательство не возлагает на физическое лицо обязанность представления каких-либо дополнительных документов. По истечении окончания срока проверки Алтайская таможня должна была выдать ПТС, либо предоставить мотивированный отказ, основанный на достоверно установленных фактах, а не на предположениях. В случае дальнейшего признания документов, на основании которых был выдан ПТС, поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными), выданный паспорт признается недействительным (п.72 Положения о ПТС). Утверждения Алтайской таможни о возможности повторного обращения с аналогичным заявлением не основаны на законе, тем более, что представленные документы на транспортное средство остаются в таможенном органе. Выводы судебного решения носят противоречивый характер: ссылаясь на отсутствие возлагаемых на Ш. обязанностей по предоставлению дополнительных документов, суд, тем не менее, указывает, что им не были представлены ни сообщение об утверждении официального типа, ни сертификат соответствия.
В дополнении к жалобе Ш. указывает, что перемещение через таможенную границу товаров для личного пользования осуществляется в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза. Пунктом 3 статьи 4 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, а также ст.352 ТК ТС предусмотрено, что к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования. Таким образом, предоставление таможенным органам РФ документов о соответствии автомобилей техническим регламентам с целью получения ПТС не требуется, следовательно, не требуется предоставление СБКТС.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Алтайская таможня просит оставить решение без изменения, полагает жалобу необоснованной.
Ш., его представитель о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, в судебное заседание не явились, об отложении не просили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав пояснения представителей Алтайской таможни Г., К., рассмотрев дело в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд установил, что в ходе проведения проверки достоверности сведений, указанных в заявлениях о выдаче паспортов транспортных средств и приложенных документах, соответствие приобретенных Ш. транспортных средств экологическому классу 4 не было установлено, в связи с чем пришел к правомерному выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для выдачи паспортов транспортных средств.
Так, в соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов (ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании")
В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пункту 8 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, документом, удостоверяющим соответствие требованиям технического регламента при выпуске в обращение единичных транспортных средств, является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (далее - Свидетельство, СБКТС).
Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее Положение). В соответствии с п.9 названного Положения наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
В соответствии с п.6 Положения таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года.
В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии ОТШ. Допускается выдача паспортов на основании ОТТС и Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям, выданных до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, сохраняющих свое действие до истечения срока, на который они были выданы.
Согласно п.57 Положения выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
Пунктом 58 Положения предусмотрено, что выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.
В соответствии с п.70 Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, паспорта не выдаются.
Согласно п.4.1.1. раздела 4 приложения N4 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", единичное транспортное средство считается соответствующим требованиям Технического регламента и экологическому классу 4 при выполнении ряда условий, одним из которых является год выпуска (модельный год) транспортного средства - не ранее 2007 года. При этом примечанием к данному пункту установлено, что транспортное средство более раннего года выпуска (модельного года) считается соответствующим требованиям технического регламента и экологическому классу 4 при наличии сообщения об официальном утверждении типа или сертификата соответствия, выданного государством - членом Таможенного союза на основании результатов испытаний по Правилам Европейской экономической комиссии Организации Объединенных наций (ЕЭК ООН).
Судом установлено, что транспортные средства, в отношении которых административным истцом были поданы заявления о выдаче ПТС, выпущены ранее 2007 года, вместе с тем сообщения об официальном утверждении типа, либо сертификаты соответствия таможенному органу представлены не были, в том числе, в ходе проведенной проверки сведений, указанных в заявлениях о выдаче паспортов и приложенных к ним документов.
Таким образом, решения Алтайской таможни об отказе Ш. в выдаче паспортов транспортных средств соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения. Вопреки доводам апелляционной жалобы оспариваемые решения не нарушают прав и законных интересов административного истца, поскольку техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств, устанавливающее требование о соответствии экологическому классу 4, осуществляется в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности, а также выполнения государствами - членами Таможенного союза своих обязательств, вытекающих из участия в международных соглашениях в сфере безопасности колесных транспортных средств.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения не являются.
В соответствии с п.1 ст.4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" при ввозе товаров для личного пользования на таможенную территорию таможенного союза и (или) вывозе с этой территории применяются запреты и ограничения, указанные в приложении 2 к настоящему Соглашению.
Международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и (или) нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, могут устанавливаться иные запреты и ограничения в отношении товаров для личного пользования.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" разработан на основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (далее - государства - члены Таможенного союза) от 18 ноября 2010 г.
Требования технического регламента гармонизированы с требованиями Правил Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (Правила ЕЭК ООН), принимаемых на основании "Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний", заключенного в Женеве 20 марта 1958 г. (далее - Соглашение 1958 года), Глобальных технических правил, принимаемых на основании "Соглашения о введении Глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах", заключенного в Женеве 25 июня 1998 г. (далее - Соглашение 1998 года) и Предписаний, принимаемых на основании "Соглашения о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров", заключенного в Вене 13 ноября 1997 г. (далее - Соглашение 1997 года), что указано в предисловии к Техническому регламенту.
Таким образом, предусмотренное п.57 Положения о ПТС представление таможенному органу СБКТС соответствует нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, в связи с чем доводы жалобы в данной части основаны на неверном толковании норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется. С учетом изложенного оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Барнаула от 12 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.