Судья Алтайского краевого суда Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Гайдаровой М. А. на постановление судьи Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 декабря 2016 года, которым
индивидуальный предприниматель Гайдарова М. А., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженка "адрес" Алтайского края, адрес регистрации: "адрес", "адрес"
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного приостановления деятельности на срок пятьдесят суток,
установил:
определением специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах Сысоева А.А. от ДД.ММ.ГГ на основании жалобы группы граждан, проживающих по "адрес" в "адрес", возбуждено дело об административном правонарушении по ст.6.4 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Гайдаровой М.А. (далее ИП Гайдарова М.А.) с проведением административного расследования.
Согласно протоколу *** от ДД.ММ.ГГ об административном правонарушении, совершенном индивидуальным предпринимателем, составленному названным должностным лицом, при осуществлении административного расследования установлено, что по адресу: "адрес", - расположен ритуальный слон " "данные изъяты"", принадлежащий ИП Гайдаровой М.А. При осуществлении деятельности салона индивидуальным предпринимателем нарушается законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, а именно: расстояние от ритуального салона до жилого дома по адресу: "адрес", - составляет фактически 45,5 м при нормативе 50 м, что не соответствует п.2.10 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В соответствии со ст.11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с п.1 ст.24 Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.39 названного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Совершенное правонарушение посягает на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, как на условие реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благополучную среду.
Время и дата совершения административного правонарушения: 14 часов 30 минут ДД.ММ.ГГ.
Действия ИП Гайдаровой М.А. квалифицированы по ст.6.4 КоАП РФ.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, индивидуальный предприниматель Гайдарова М.А. просит отменить постановление, направить дело на новое рассмотрение, в обоснование указывает, что не установлена точная дата и время совершения административного правонарушения; протокол осмотра не может являться доказательством по делу, поскольку осмотр проведен без ее участия, ее подпись в протоколе отсутствует, копия протокола ей не вручалась; кроме того, в протоколе осмотра в графе "понятые, подпись" стоит подпись, однако, фамилия и инициалы понятого отсутствуют, что является нарушением ч.2 ст.25.7 КоАП РФ; судьей не были опрошены лица, принимавшие участие в обследовании помещения, для установления обстоятельств совершения административного правонарушения, времени его совершения; при производстве замеров не были представлены сертификаты или свидетельства на измерительный прибор; в протоколе отсутствует указание на погрешность измерительного прибора, что искажает реальные показатели; специалистом неверно выбраны точки измерения, поскольку не установлена законность месторасположения строения, находящегося по адресу: "адрес"; в постановлении не обоснована необходимость назначения административного наказания в виде приостановления деятельности; назначая административное наказание, судья исходил из того, осуществление деятельности по хранению тел умерших с нарушениями действующего законодательства не допускается, в связи с чем приостановление деятельности не обеспечит достижение целей административного наказания; прощальный зал расположен внутри строения, на расстоянии 5,7 м от внутренней стены, что в совокупности с установленным расстоянием между строениями (45,5 м) составляет более 50 м, кроме того, вмененное правонарушение не содержит угрозы охраняемым общественным отношениям, какие-либо вредные последствия отсутствуют, в связи с чем административное правонарушение следует квалифицировать как малозначительное.
Индивидуальный предприниматель Гайдарова М.А., ее защитник Голобоков А.В. о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще, в судебное заседание не явились, об отложении дела не просили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Выслушав пояснения свидетеля "данные изъяты", проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, не нахожу оснований для отмены постановления.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст.1 названного Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии со ст.11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с п.3 ст.39 Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа от одной тысячи до двух тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Требования к размещению и устройству зданий и сооружений похоронного назначения содержатся в СанПиН 2.1.2882-11. "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84.
В соответствии с п.п.1.1, 1.2 названных СанПиН санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Согласно п.2.10 Санитарных правил расстояние от зданий и сооружений, имеющих в своем составе помещения для хранения тел умерших, подготовки их к похоронам, проведения церемонии прощания до жилых зданий, детских (дошкольных и школьных), спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения должно составлять не менее 50 м.
ДД.ММ.ГГ в "данные изъяты" в ходе административного расследования установлено, что Гайдарова М.А., являющаяся индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которой является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, предоставляет по адресу: "адрес", - помещение для проведения церемонии прощания с умершими. При этом расстояние от здания, в котором находится указанное помещение, до жилого дома по "адрес" в "адрес" составляет 45,5 м. Таким образом, ИП Гайдаровой М.А. нарушаются требования п.2.10 СанПиН 2.1.2882-11. "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения". Ее действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, и правильно квалифицированы должностным лицом и судьей.
Факт совершения и вина ИП Гайдаровой М.А. в совершении вмененного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: актом проведения инструментальных измерений от ДД.ММ.ГГ, заключением эксперта *** от ДД.ММ.ГГ, протоколом об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ.
Доводы жалобы основанием для отмены постановления не являются.
Так, вопреки доводам жалобы в протоколе об административном правонарушении и постановлении указано время совершения правонарушения. При этом вмененное правонарушение является длящимся, в связи с чем правовое значение имеет день его обнаружения, поскольку с указанной даты начинает исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Нахождение помещения для проведения церемоний прощания внутри здания, на расстоянии от внешней стены здания, в связи с чем расстояние непосредственно от помещения для прощаний до жилого дома по "адрес" в "адрес", по мнению ИП Гайдаровой М.А., составляет более 50 м, правового значения не имеет, поскольку п.2.10 Санитарных правил предусматривает требование к расстоянию именно от зданий, имеющих в своем составе помещения для проведения церемонии прощания, до жилых зданий не менее 50 м.
Измерение расстояний от здания по "адрес" в "адрес" до жилых зданий произведено специалистом - физиком-экспертом филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в г.Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах" Селигеевым Ю.Г. с помощью лазерного дальномера ВОSН GLМ 50, на который представлено свидетельство об утверждении типа средства измерения, выданное Федеральным агенством по техническому регулированию и метрологии 11.09.2012 со сроком действия до 17.08.2017, а также свидетельство о поверке N 214667 от 30.03.2016, действительное до 30.03.2017, выданное ФБУ "Новосибирский ЦСМ". Согласно технической документации на лазерный дальномер ВОSН GLМ 50 точность измерения составляет +/- 1,5 мм.
Принимая во внимание точность измерения лазерного дальномера, наличие свидетельства о поверке, а также то обстоятельство, что измерения проводились специалистом, отсутствуют основания полагать, что измерения носят неточный характер. При этом и с учетом погрешности измерительного прибора расстояние до жилого дома составляет менее 50 м. Законность месторасположения жилого дома по "адрес" правового значения по делу не имеет.
То обстоятельство, что судьей не были опрошены лица, принимавшие участие в обследовании помещения, о незаконности постановления не свидетельствует. Так, вина ИП Гайдаровой М.А. в совершении правонарушения подтверждается иными доказательствами. В соответствии с ч.1 ст.25.7 КоАП РФ понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Таким образом, его статус иной, нежели у свидетеля. При этом Гайдаровой М.А., участвовавшей в рассмотрении дела, ходатайств о допросе свидетелей не заявлялось.
Проведение осмотра здания и помещения для церемоний прощания в отсутствие ИП Гайдаровой М.А., невручение ей копии протокола осмотра от ДД.ММ.ГГ основанием для отмены постановления не является. Так, из пояснений допрошенного в качестве свидетеля специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах Сысоева А.А. следует, что 28.11.2016 ИП Гайдарова М.А. находилась в здании по "адрес" в "адрес", ей была вручена копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и требование о предоставлении сведений, однако, перед началом осмотра она покинула помещение, пояснив, что при осмотре будет присутствовать ее представитель Гайдаров М.С. Оснований не доверять пояснениям Сысоева А.А. не имеется, поскольку он предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Таким образом, у Гайдаровой М.А. имелась реальная возможность присутствовать при составлении протокола осмотра, а также в дальнейшем ознакомиться с ним, воспользовавшись правами, предусмотренными ч.1 ст.25.1 КоАП РФ. Кроме того, ее вина в совершении вмененного правонарушения подтверждается совокупность других собранных по делу доказательств.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, состоит, в частности, в нарушении предусмотренных законодательно и в силу этого обязательных для исполнения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений; состав правонарушения является формальным, не требует наступления каких-либо негативных последствий. С учетом того, что правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оно не может быть признано малозначительным, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные отношения.
Довод жалобы о том, что приостановление деятельности не может достигнуть цели наказания, не принимается, поскольку именно такую санкцию предусмотрел законодатель за нарушение санитарно-эпидемиологических требований. Наказание ИП Гайдаровой М.А. назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с санкцией ст.6.4 КоАП РФ и с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы в постановлении обоснована необходимость назначения наказания в виде административного приостановления деятельности, в обоснование судья правомерно указал, что приостановление деятельности предусмотрено Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", является необходимым с учетом существа охраняемых законом общественных отношений.
Каких-либо существенных нарушений, влекущих отмену, изменение постановления по делу не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 декабря 2016 года оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Гайдаровой М. А. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю.Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.