Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,
при секретаре Искужиной Г.Р.,
с участием Безымянновой Т.А. - защитника ОАО "Мелеузовский сахарный завод",
Чеглинцева П.А. - представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО "Мелеузовский сахарный завод" Немченко П.Н. на решение судьи Мелеузовского районного суда РБ от 12 октября 2016 г., которым
постановление старшего государственного инспектора РФ по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан от 04 августа 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении АО "Мелеузовский сахарный завод" по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба АО - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА
Постановлением N04-04/21-Н/ОС от 04 августа 2016 г. старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан признал виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, юридическое лицо - АО "Мелеузовский сахарный завод" и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
Судья Мелеузовского районного суда РБ по жалобе АО "Мелеузовский сахарный завод" вынес обжалуемое решение от 12 октября 2016 г
Не согласившись с указанным решением судьи, генеральный директор АО "Мелеузовский сахарный завод" Немченко П.Н. принес в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит решение судьи от 12 октября 2016 г. отменить.
В судебном заседании защитник АО "Мелеузовский сахарный завод" (далее АО "МСЗ") Безымяннова Т.А. доводы жалобы поддержала, представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Чеглинцев П.А. (далее Управление Росприроднадзора по РБ) просил в удовлетворении жалобы отказать за необоснованностью.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав защитника и представителя Управления Росприроднадзора по РБ, прихожу к следующему выводу.
Часть 2 ст.7.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Отношения, связанные с использованием минеральных ресурсов, в том числе подземных вод, регламентированы Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим, право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем лицензии заранее оговоренных условий. Между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право лица на проведение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в целях образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В силу пунктов 1, 10 части второй статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; выполнение условий, установленных лицензией.
Как следует из материалов дела, АО "МСЗ" в соответствии с п.3.2.2 лицензионного соглашения к лицензии УФА01647ВЭ в срок до 30 апреля 2015 года обязано было произвести подсчет запасов подземных вод по скважинам и материалы предоставить на рассмотрение в Башнедра на государственную экспертизу запасов. К установленному сроку подсчет запасов не произведен, материалы на рассмотрение в Башнедра на государственную экспертизу не представлены. Это было сделано только 26 октября 2015 года, материалы направлены 03 ноября 2015 года, чем нарушены требования п.10 ч.2 ст.22 Закона Российской Федерации "О недрах".
Обстоятельства вменяемого правонарушения и виновность АО "МСЗ" в его совершении подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, обоснованность привлечения АО "МСЗ" к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Данное дело рассмотрено, и административное наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу не допущено, административный штраф назначен в пределах санкции части 2 статьи 7.3 названного Кодекса.
Вместе с тем имеются основания для снижения наложенного на АО "МСЗ" размера административного штрафа.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст. 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, что допущенное правонарушение устранено до вынесения решения судьи первой инстанции, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей в размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного АО "МСЗ" административного правонарушения, а также может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, что с учетом конкретных обстоятельств дела позволяет снизить размер назначенного ему административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера - до 150000 руб.
При таких обстоятельствах обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи в части назначенного наказания подлежат изменению.
Таким изменением административное наказание не усиливается и иным образом положение лица, в отношении которого вынесено постановление, не ухудшается.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Башкортостан
РЕШИЛА
постановление N04-04/21-Н/ОС от 04 августа 2016 г. старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан и решение судьи Мелеузовского районного суда РБ от 12 октября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначенное АО "Мелеузовский сахарный завод" административное наказание в виде административного штрафа снизить с 300000 руб. до 150000 руб.
В остальной части постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения.
Жалобу генерального директора АО "Мелеузовский сахарный завод" Немченко П.Н. удовлетворить частично.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
справка:
судья Байрашев А.Р.
дело N21-1598/2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.