Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Милютина В.Н.,
судей Вахитовой Г.Д., Гибадуллиной Л.Г.,
при секретаре Шендрик О.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Яниевой Элины Ильшатовны на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 25 августа 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Яниевой Э.И. к Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании отказа в постановке на учет для предоставления однократно бесплатно земельного участка незаконным и обязании поставить на учет, как претендующую на предоставление однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства по категории "Работники бюджетной сферы" - отказать.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яниева Э.И. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании отказа в постановке на учет для предоставления однократно бесплатно земельного участка незаконным и обязании поставить на учет, как претендующую на предоставление однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства по категории "Работники бюджетной сферы".
Требования мотивированы тем, что она работает в ГУ МЧС России по Республике Башкортостан и проживает по адресу: адрес, со своей семьей их пяти человек в жилом помещении 46,4 кв.м., то есть обеспечена жилой площадью менее учетной нормы на человека. В этой связи, дата, в порядке подпункта 3 пункта 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" она обратилась в Администрацию городского округа город Салават РБ с заявлением о предоставлении однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как работнику бюджетной сферы. Письмом от дата истец была уведомлена об отказе в постановке на учет. Полагая отказ незаконным, истица просила признать данный отказ в постановке на учет для предоставления однократно бесплатно земельного участка незаконным и обязать ответчика поставить её на учет, как претендующую на предоставление однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства по категории "Работники бюджетной сферы".
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Яниева Э.И. ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указано, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, не применил норму материального права, подлежащую применению, так как с заявлением о предоставлении земельного участка она обратилась до внесения изменений в подпункт 3 пункта 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", которыми исключены из перечня лиц имеющих право на льготное получение земельного участка работники бюджетной сферы, а потому при разрешении настоящего спора необходимо было руководствоваться редакцией закона действовавшей на дату её обращения с указанным заявлением. Кроме того, судом нарушены нормы процессуального права о всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Яниеву Э.И., её представителя Усманову Г.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Предоставление земельного участка в собственность осуществляется путем проведения торгов, а лицам, указанным в части 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" однократно и бесплатно без процедуры проведения торгов.
Согласно части 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", к категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства отнесены граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. п. 3 п. 2.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 04.03.2014) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" к категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства: относятся работники организаций бюджетной сферы, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющиеся собственниками жилых помещений, работающие по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо трудовому договору, заключенному на срок не менее трех лет, в следующих случаях:
а) нуждающиеся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 10.1 вышеуказанного Закона РБ, предоставление земельных участков осуществляется уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области земельных отношений либо органом местного самоуправления
В силу с ч. 2 ст. 10.1 вышеуказанного Закона РБ, учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории.
Рассмотрение заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков, прилагаемых к ним документов и принятие решения о постановке указанных граждан на учет осуществляются комиссиями по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства (далее - земельные комиссии) в течение 10 рабочих дней.
Из подпункта 3) пункта 1) Постановления Правительства РБ от 08 ноября 2011 года N 393 (ред. от 03 апреля 2013 года) "О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно" следует, что к заявлению граждан, обратившихся в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений либо орган местного самоуправления для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно, прилагаются:
3) для работников организаций бюджетной сферы, не состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющихся собственниками жилых помещений, работающих по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо трудовому договору, заключенному на срок не менее трех лет:
копия документа, удостоверяющего личность;
справка, выданная государственным унитарным предприятием Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан, о наличии в собственности гражданина и членов его семьи объектов недвижимости по месту жительства гражданина и членов его семьи.
При том, в соответствии с п.2 Перечня документов, необходимых для предоставления земельных участков, копии документа, удостоверяющего личность, представляются заверенными в установленном законодательством порядке либо с предъявлением оригиналов документов.
Справку же, выданную государственным унитарным предприятием Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан, о наличии в собственности гражданина и членов его семьи объектов недвижимости по месту жительства гражданина и членов его семьи, органом местного самоуправления Республики Башкортостан запрашиваются самостоятельно в органах, в распоряжении которых находятся указанные документы, если они не представлены заинтересованными лицами по собственной инициативе.
В силу подпункта 3 пункта 2.5, пункта 2.6 и пункта 2.13 Порядка однократного и бесплатного предоставления земельных участков ... , от 20 марта 2012 года, работник бюджетной сферы, обратившийся с заявлением о предоставлении однократно и бесплатно земельного участка обязан приложить к заявлению документы, указанные в подпункте 3) пункта 1) Постановления Правительства РБ от 08 ноября 2011 года N 393 (ред. от 03 апреля 2013 года) "О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно", в оригинале или заверенные в установленном законодательством порядке, а при отсутствии таких документов, комиссия выносит решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Из системного толкования вышеизложенных положений норм материального права, регулирующих спорные правоотношения усматривается, что у гражданина работающего в организации бюджетной сферы и нуждающегося в жилых помещениях, имеется право на льготное предоставление земельного участка в собственность однократно и бесплатно для индивидуального жилищного строительства, которое им реализуется посредством постановки его на учет в уполномоченном органе местного самоуправления. Для постановки гражданина на учет, он обязан обратится с соответствующим заявлением в уполномоченный в области земельных отношений орган местного самоуправления, с приложением к заявлению необходимых для принятия решения о постановке на учет документов. Рассмотрение заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков, прилагаемых к ним документов и принятие решения о постановке указанных граждан на учет осуществляются земельной комиссией. В случае же если к заявлению не приложены документы в оригинале или заверенные в установленном законодательством, соответствующая земельная комиссия выносит решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Из материалов дела следует, что истица Яниева Э.И. работает в ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, то есть является работником организации бюджетной сферы.
дата, Яниева Э.И. обратилась в Администрацию ГО г. Уфы Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении ей, как работнику бюджетной сферы и ее семье, в собственность, однократно и бесплатно, земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Письмом начальника жилищного отдела Администрации г. Салават от дата Яниевой Э.И. предложено представить для обозрения оригиналы документов удостоверяющих личность и справку, выданную государственным унитарным предприятием Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан, о наличии в собственности гражданина и членов его семьи объектов недвижимости по месту жительства, которое направлено в адрес указанный в заявлении Яниевой Э.И.
Комиссией по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства дата, принято решение об отложении рассмотрения заявления Яниевой Э.И. от дата ввиду непредставления необходимых документов, а дата принято решение об отказе Яниевой Э.И. в постановке на учет в получении однократно и бесплатно земельного участка как работник бюджетной сферы уже по причине изменений в подпункт 3 пункта 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", которыми исключены из перечня лиц имеющих право на льготное получение земельного участка работники бюджетной сферы.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", полномочия земельной комиссии, порядок работы и персональный состав комиссии, а также порядок ведения книги учета граждан, претендующих на предоставление земельных участков, устанавливаются уполномоченным органом.
Истица Яниева Э.И. указывает, что не получала письма начальника жилищного отдела Администрации г. Салават от дата, а дата ею к заявлению были приложены заверенные в установленном законодательством порядке, копии необходимых для принятия её на учет документов.
Однако бесспорных доказательств данным обстоятельствам не представила. Напротив, как следует из заявления Яниевой Э.И. от дата, к её заявлению приложена только копия документа, удостоверяющего личность.
Таким образом, разрешая спор, суд, руководствуясь приведенными выше нормами закона, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований в признании незаконным решения Комиссии по вопросам однократного и бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства Администрации ГО г. Салават и отказа Администрации ГО г. Салават в постановке истицы на учет в получении однократно и бесплатно земельного участка как работником бюджетной сферы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не применил норму материального права, подлежащую применению, так как с заявлением о предоставлении земельного участка она обратилась до внесения изменений в подпункт 3 пункта 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", которыми исключены из перечня лиц имеющих право на льготное получение земельного участка работники бюджетной сферы, а потому при разрешении настоящего спора необходимо было руководствоваться редакцией закона действовавшей на дату её обращения с указанным заявлением, не влекут отмены решения, поскольку истица, обратившаяся с заявлением о предоставлении однократно и бесплатно земельного участка не приложила к заявлению документы, указанные в подпункте 3) пункта 1) Постановления Правительства РБ от 08 ноября 2011 года N 393 (ред. от 03 апреля 2013 года) "О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно" в оригинале или заверенные в установленном законодательством порядке, в частности не приложила заверенные в установленном законодательством порядке копии документов удостоверяющих её личность, данное обстоятельство являлось основанием для отказа в постановке её на учет получателей спорного земельного участка до внесения изменений в подпункт 3 пункта 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", а потому считать, что суд не применил норму материального права, подлежащую применению, оснований не имеется.
Указание в жалобе на то, что суд нарушил нормы процессуального права о всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, является несостоятельным, так как из протокола судебного заседания и обжалуемого решения видно, что судом исследованы все и в полном объеме имеющиеся в деле доказательства, которым судом дана объективная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, не содержат данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения, не опровергают правовые суждения суда, в связи с чем они не могут рассматриваться как состоятельные.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны.
Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции является правильным, так как основано на установленных по делу обстоятельствах и принято с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 25 августа 2016 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Яниевой Э.И. - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Милютин
Судьи Г.Д. Вахитова
Л.Г. Гибадуллина
Справка: судья А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.