Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Кривцовой О.Ю.,
Хакимова А.Р.
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам, Администрации городского округа г. Уфа РБ, Министерства финансов РБ на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08 июня 2016 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах Гатиатуллиной Д.Т. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Гатиатуллиной Д.Т. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на " ... " лет в черте г. Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме представления, но не менее " ... " кв.м.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г. Уфы РБ в интересах Гатиатуллиной Д.Т., обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Уфы проведена проверка по обращению Гатиатуллиной Д.Т., исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Установлено, что Гатиатуллина Д.Т. с " ... " состоит на учете для предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа в Ленинском районе г. Уфы. Решением Ленинского районного суда г. Уфы РБ от " ... " отец Гатиатуллиной Д.Т. - Гатиатуллин Т.Т. лишен родительских прав в отношении дочери. Согласно свидетельству о смерти мать Гатиатуллиной Д.Т. - Гатиатуллина И.А. умерла " ... " Постановлением главы Администрации Ленинского района ГО г. Уфы от " ... " " ... " над Гатиатуллиной Д.Т. установлена опека, опекуном назначена бабушка Хайруллина 3. С. В соответствии с уведомлением Управления Росреестра от " ... " у Гатиатуллиной Д.Т. отсутствует какое-либо недвижимое имущество. Между тем, Гатиатуллиной Д.Т. до настоящего времени Администрацией ГО г. Уфа РБ не предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Тем самым нарушены жилищные права Гатиатуллиной Д.Т., который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерства финансов РБ, ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что Гатиатуллина Д.Т., до " ... " свое право не реализовала, на неё не распространяются положения ст. 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; жилое помещение должно предоставляться по завершении профессионального образования, однако сведений о месте обучения и сроках окончания обучения Гатиатуллиной Д.Т. не имеется, в связи с чем оснований для предоставления ей жилого помещения не имеется.
В апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа РБ, ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что согласно действующему законодательству обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления не являются надлежащими ответчиками по данным спорам. Так же, судом при рассмотрении дела, были нарушены нормы процессуального права, поскольку в связи с внесением изменений в ст. 57 Жилищного кодекса РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей утратили право на внеочередное получение жилого помещения. В соответствии с действующим жилищным законодательством, сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены, в связи с чем, права Гатиатуллиной Д.Т.Администрацией городского округа г. Уфа РБ не нарушены.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав мнение прокурора Замалетдиновой Л.И., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктом "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ), Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ).
Вступившим в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ изложена в новой редакции статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
В Жилищном кодексе РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
В главе 9 Жилищного кодекса РФ "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" часть 1 статьи 92 дополнена пунктом 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая статья 98.1 "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В главе 10 Жилищного кодекса РФ "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" введена новая статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статья 103 главы 10 Жилищного кодекса РФ "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" дополнена новой частью 5 о недопустимости выселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральным законодателем предписано разработать соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, в котором определить порядок формирования специализированного жилищного фонда для лиц указанной категории и порядок формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, разработанных на основе Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, не могут содержаться ограничения, не предусмотренные указанными федеральными законами и не следующие из федерального законодательства.
До 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.
С 1 января 2013 года таким гражданам в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Для этой цели согласно пункту 3 этой же статьи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (далее - Список).
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список должно осуществляться на основании:
заявления законных представителей несовершеннолетних (попечителей, руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В случае несвоевременной подачи заявления законными представителями детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование Списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список;
заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленных полностью дееспособными (эмансипированными), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если указанные лица не были включены в Список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено: после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования; после окончания прохождения военной службы по призыву; после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.
Аналогичные правовые предписания вытекают из содержания Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из материалов дела усматривается, что согласно свидетельству о рождении от " ... " родителями Гатиатуллиной Д.Т. являются Гатиатуллин Т.Т., Гатиатуллина И.А.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы РБ от " ... " отец Гатиатуллиной Д.Т. - Гатиатуллин Т.Т. лишен родительских прав в отношении дочери.
Согласно свидетельству о смерти от " ... " I-AP " ... " мать Гатиатуллиной Д.Т. - Гатиатуллина И.А. умерла " ... "
Постановлением главы Администрации Ленинского района ГО г. Уфы от " ... " " ... " над Гатиатуллиной Д.Т. установлена опека, опекуном назначена бабушка Хайруллина З.С.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра от " ... " у Гатиатуллиной Д.Т. отсутствует какое-либо недвижимое имущество.
Распоряжением главы Администрации Ленинского района ГО г. Уфы от " ... " " ... "-р Гатиатуллина Д.Т. принят на учет для получения жилого помещения специализированного жилого помещения по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Гатиатуллина Д.Т. собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о правах.
До настоящего момента Гатиатуллина Д.Т. жилым помещением не обеспечена.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Уфы РБ, действующего в интересах Гатиатуллиной Д.Т. к администрации городского округа г. Уфа РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, при этом исходил из того, что Гатиатуллина Д.Т., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящее на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на получение жилого помещения, которое она до настоящего времени не реализовала.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда является правильным, основанным на имеющихся в материалах дела доказательствах, которым судом была дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа г. Уфы РБ о том, что обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по данным спорам, не состоятельны.
Положениями п. 7 ст. 1 Закон Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленные в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке Администрации городского округа г. Уфа РБ.
Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа г. Уфы РБ о том, что сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены, порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Республике Башкортостан, в том числе и в городского округа город Уфа не утвержден, права Гатиатуллиной Д.Т. Администрацией городского округа город Уфа РБ не нарушены, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс РФ (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с внесением изменений в ст. 57 Жилищного кодекса РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, утратили право на внеочередное получение жилого помещения, сроки предоставления им таких помещений законом не определены, поскольку указанные доводы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства и не свидетельствуют об отсутствии у Администрации городского округа г. Уфа РБ обязанности обеспечить Гатиатуллину Д.Т. жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов РБ о том, что Гатиатуллина Д.Т. не реализовала свое право на обеспечение жилым помещением до 01 января 2013 г., в связи с чем на неё не распространяются положения ст. 8 ФЗ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей" также основаны на неверном толковании норм права, поскольку решение вынесено в соответствии с действующим, на момент подачи иска, законодательством.
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов РБ о том, что жилое помещение должно предоставляться после получения профессионального образования, между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о месте обучения и сроках окончания обучения Гатиатуллиной Д.Т., признается судебной коллегией несостоятельным. Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации условий. Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у Гатиатуллиной Д.Т., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло по достижению совершеннолетия.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они так же направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов РБ, Администрации городского округа г. Уфы РБ - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: О.Ю. Кривцова
А.Р. Хакимов
Справка: судья Муллахметова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.