Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.
судей Фахретдиновой Р.Ф., Якуповой Н.Н.
с участием прокурора Кулясовой Р.Я.
при секретаре Арутюнянц К.С.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района адрес на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, МОБУ СОШ N ... адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании устранить нарушения законодательства об образовании и профилактике терроризма, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан обеспечить финансирование муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа N ... села Инзер муниципального района адрес Республики Башкортостан по установке технических средств охраны: системы телевизионного видеонаблюдения в здании муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа N ... села Инзер муниципального района адрес РБ, расположенной по адресу: РБ, адресА в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа N ... села Инзер муниципального района адрес РБ установить технические средства охраны: системы телевизионного видеонаблюдения и сигнализацию в здании муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа N ... села Инзер муниципального района адрес РБ, расположенной по адресу: РБ, адресА в течении 3 месяцев с момента перечисления денежных средств администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан на расчетный счет образовательной организации.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
Белорецкий межрайонный прокурор РБ действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением с учетом уточнений к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, МОБУ СОШ N ... адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании устранить нарушения законодательства об образовании и профилактике терроризма.
В обоснование иска указано, что Белорецкой межрайонной прокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора РФ N ... от дата "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи" проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и антитеррористической укрепленности образовательных учреждений района. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства здание школы МОБУ СОШ N ... адрес муниципального района адрес не оборудовано системой телевизионного наблюдения. Между тем, в соответствии с требованиями действующего законодательства установление системы телевизионного видеонаблюдения и сигнализации является обязательным, выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Из выписки из ЕГРП следует, что учредителем МОБУ СОШ N ... адрес муниципального района адрес является Администрация муниципального района адрес РБ. Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. По результатам проверки прокуратурой в адрес директора образовательного учреждения направлено представление об устранении нарушений закона с требованием принятия исчерпывающих мер, направленных на устранение допущенных нарушений законодательства об образовании и противодействии терроризму, а также причин им способствующих. Требования, изложенные в представлении, в настоящее время не исполнены.
Просит обязать администрацию муниципального района адрес РБ обеспечить финансирование МОБУ СОШ N ... адрес муниципального района адрес РБ по установке технических средств охраны: системы телевизионного видеонаблюдения в здании МОБУ СОШ N ... адрес муниципального района адрес в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу; обязать МОБУ СОШ N ... адрес муниципального района адрес РБ установить технические средства охраны: систему телевизионного видеонаблюдения и сигнализацию в здании указанного общеобразовательного учреждения, в течении 3 месяцев с момента получения денежных средств администрацией MP адрес РБ.
Судом постановленовышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, администрация муниципального района адрес в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене данного решения ввиду его незаконности и необоснованности, указывая на то, что главным распорядителем бюджетных средств в отношении образовательных учреждений района является Муниципальное казенное учреждение Управление образования. Следовательно, рассмотрение вопроса о выделении финансовых средств для школы, минуя главного распорядителя, является нарушением бюджетного законодательства. Судом не привлечено к участию в деле Муниципальное казенное учреждение Управление образования муниципального района адрес Республики Башкортостан, что является нарушением норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, что в силу ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора ФИО2, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации, устанавливает, что основными задачами противодействия терроризму являются поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно пункту ст. 17 Концепции, деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована, в том числе, на недопущение (минимизация) человеческих потерь, исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от дата N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
На основании пункта 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденных приказом Минрегиона России от дата N ... , для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В приложении "В" к вышеприведенному своду правил предусмотрено, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Приказом Рособразования от дата N ... "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Согласно п. 23 "Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N ... , все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
В соответствии с п. 30 вышеуказанных "Требований" система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что установление системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, Белорецкой межрайонной прокуратурой во исполнение Приказа Генерального Прокурора Российской Федерации N ... от дата "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи", проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и антитеррористической укрепленности образовательных учреждений района.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, здание школы МОБУ СОШ N ... адрес муниципального района адрес не оборудовано системой телевизионного видеонаблюдения, что подтверждается актом проверки от дата (л.д.11-12).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, учредителем МОБУ СОШ N ... адрес муниципального района адрес РБ является администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан (л.д.8-11).
Факт отсутствия системы видеонаблюдения директором школы ВАР в судебном заседании суда первой инстанции не отрицался.
Таким образом, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, пришел к правильному выводу о возложении обязанности по оборудованию системой видеонаблюдения, как на администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан, как орган местного самоуправления, являющийся учредителем образовательного учреждения, обеспечивающий его финансирование и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма, так и на МОБУ СОШ N ... адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан.
Довод апелляционной жалобы о не привлечении к участию в деле главного распорядителя бюджетных средств в отношении образовательных учреждений района муниципального казенного учреждения Управление образования, что является процессуальным нарушением, не может повлечь отмену судебного решения, поскольку орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем образовательного учреждения, обеспечивает финансирование работ в этой области. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Из системного толкования положений п. 4 ст. 3 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации дата, следует, что орган местного самоуправления, обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, вследствие чего оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района адрес - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф.Сафин
Судьи Р.Ф.Фахретдинова
Н.Н.Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.