Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.,
судей Фахретдиновой Р.Ф.,
Якуповой Н.Н.,
при секретаре Галяутдиновой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Л.В.В. - Ш.М.В. на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 августа 2016 г., которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Л.В.В. к ФСИН России, УФСИН России по РБ о признании решений незаконными, обязании устранить допущенные нарушения, отказать.
Заслушав доклад судьи Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия
установила:
Л.В.В. обратился в суд с административным иском к ФСИН России, УФСИН России по РБ о признании решений незаконными и обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование иска указано, что приговором Самарского областного суда от дата Л.В.В. осужден по ч.4 ст.162, ч.3 ст.30 п.п. "а,ж,з", ч.2 ст. 105 п. "з", ч.2 ст. 105 УК РФ к 22 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. С дата до вступления приговора суда в законную силу он находился под стражей и содержался в СИЗСИ г.Самары. дата на основании решения ФСИН России от дата N ... он прибыл для дальнейшего отбывания наказания в распоряжение УФСИН России по РБ. дата Л.В.В. прибыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-16 УФСИН России по РБ. дата дата постановлением Октябрьского районного суда г. Уфы РБ Л.В.В. был переведен па тюремный режим сроком на 1 год с отбыванием оставшегося срока в исправительной колонии строгого режима. дата Л.В.В. был направлен для отбывания наказания в тюрьму УФСИН России по Ульяновской области на основании решения ФСИН России от дата N ... дсп. Назначенное наказание он отбывал в ФКУ Тюрьма г. Димитровграда Ульяновской области до дата дата после отбытия срока тюремного заключения, сотрудниками УФСИН России по Ульяновской области в соответствии с п.9 приказа Министерству юстиции Российской Федерации от дата N ... "Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения" Л.В.В. был направлен в распоряжение УФСИН России по РБ для дальнейшего отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима. дата Л.В.В. прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ. По прибытии дата в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ постановлением от дата переведен на одиночное содержание. Л.В.В. во время нахождения в СИЗО-1 адрес не являлся ни подозреваемым, ни обвиняемым, а был осужденным и применять к нему правила об одиночном содержании в СИЗО-1 г. Уфы было незаконным, ничто не угрожало его безопасности или жизни. Решением от дата N ... УФСИН России по Республике Башкортостан в ОУ ФСИН России направлены материалы о переводе Л.В.В. в исправительное учреждение другого региона Российский Федерации с мотивировкой "в целях обеспечения безопасности Л.В.В.". дата на основании решения ФСИН России от дата N ... Л.В.В. убыл для дальнейшего отбывания наказания в распоряжение ГУФСИН России по Свердловской области. Истец считал, что ФСИН России и УФСИН России по РБ не представлены доказательства законности своих действии. Соответственно, перевод Л.В.В. в распоряжение ГУФСИН России по Свердловской области нельзя признать законным, поскольку решение о его переводе не содержит оснований, предусмотренных законодателем для перевода осужденных из одного исправительное учреждение в другое.
Истец просил признать незаконными:
постановление от дата администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России но РБ о водворении Л.В.В. на одиночное содержание;
решение УФСИН России по РБ о переводе его в исправительное учреждение другого региона РФ от дата иск. N ... ;
решение ФСИН России от дата N ... о направлении его для дальнейшего отбывания наказания в распоряжение ГУФСН по Свердловской области.
Истец также просил обязать административных ответчиков ФСИН России и УФСН России по Республике Башкортостан устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Л.В.В. и решить вопрос о месте его дальнейшего отбывания уголовного наказания в исправительных учреждениях, направив его в ИК-16 УФСИН России по Республике Башкортостан.
Судом постановленовышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель Л.В.В. - Ш.М.В. в апелляционной жалобе просит его отменить ввиду его незаконности и необоснованности, в обоснование приводит доводы, указанные в исковом заявлении.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства. Об уважительности причин неявки суду не сообщили. От Л.В.В. поступила расписка об извещении о дате и времени судебного заседания. От представителя Л.В.В. - Ш.М.В. поступило повторное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с ее нахождением на лечении в стационаре, которое отклонено судебной коллегией, поскольку административный истец не лишен возможности обратиться к услугам другого представителя и предоставления письменных пояснений, кроме того, ранее ходатайство об отложении судебного заседания по той же причине было удовлетворено, однако возможностью замены представителя административный истец не воспользовался.
Согласно ч. 2 ст. 150, ст. 307 КАС Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам ст. 308 КАС Российской Федерации, приходит к следующему.
В соответствии с п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, ФСИН России осуществляет направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказание и следственных изоляторов в другие, в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно ст. 13 УИК Российской Федерации осужденные имеют право на личную безопасность.
При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.
Начальник учреждения, исполняющего указанные в части второй настоящей статьи виды наказаний, по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.
Меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, на основании мотивированного постановления (определения) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 73 УИК Российской Федерации осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
В ч. 2 ст. 81 УИК Российской Федерации указано, что перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Как указано в п.6 Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Пункт 10 указанной Инструкции гласит, что в соответствии со ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
В п. 13 Инструкции указано, что решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае, если это связано с болезнью осужденного, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых соответственно медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Л.В.В. приговором Самарского областного суда от дата осужден по ч. 4 ст. 162, ч.3 ст.30 п.п. "а,ж,з", ч.2 ст. 105 п. "з", ч.2 ст. 105 УК РФ к 22 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. С дата до вступления приговора суда в законную силу он находился под стражей и содержался в СИЗСИ г.Самары.
дата на основании решения ФСИН России от дата N ... он прибыл для дальнейшего отбывания наказания в распоряжение УФСИИ России по Республике Башкортостан.
дата постановлением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Л.В.В. был переведен на тюремный режим сроком на 1 год с отбыванием оставшегося срока в исправительной колонии строгого режима.
дата Л.В.В. направлен для отбывания наказания в тюрьму УФСИН России по Ульяновской области на основании решения ФСИИ России от дата N ... деп. Назначенное наказание отбывал в ФКУ Тюрьма г. Димитровграда Ульяновской области до дата
дата после отбытия срока тюремного заключения Л.В.В. направлен в распоряжение УФСИИ России по Республике Башкортостан для дальнейшего отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
дата Л.В.В. прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИИ России по Республике Башкортостан, где постановлением от дата переведен на одиночное содержание.
Решением от дата N ... УФСИН России по Республике Башкортостан в ОУ ФСИН России были направлены материалы о переводе Л.В.В. в исправительное учреждение другого региона Российский Федерации со ссылкой на ч.2 ст.81 УИК РФ и п. 10 Приказа Министерства юстиции Российской Федераций от дата N ... в целях обеспечения безопасности Л.В.В.
дата на основании решения ФСИН России - от дата N ... Л.В.В. убыл для дальнейшего отбывания наказания в распоряжение ГУФСИН России по Свердловской области.
Из рапорта оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ СИЗО - 1 УФСИН Российской Федерации по РБ М.И.В.от дата следует, что Л.В.В. по своему характеру вспыльчив, с сокамерниками создает конфликтные ситуации в связи с чем не может содержаться в камере с другими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.
Согласно характеристике Л.В.В. он систематически допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, 110 раз привлекался к дисциплинарной ответственности, взыскания не были сняты и не погашены. Администрацией учреждения не поощрялся, с дата признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия отбывания наказания. К режимным требованиям относился отрицательно, мог занять согласительную позицию для получения к себе снисхождения либо достижения нужного результата. Совершенные поступки не анализировал. Должного вывода для себя не делал. К отрицательным поступкам других осуждённых относился безразлично, поддерживал связь с отрицательно настроенными осуждёнными, оказывал отрицательное влияние на других осужденных. Решением комиссии учреждения от дата (протокол N ... ) поставлен на профилактические учеты как:
1. Готовящиеся совершить побег или ранее их совершавший;
2. Имеющий психические отклонения, связанные с возможностью причинения существенного вреда своему здоровью и проявлением агрессии к окружающим;
Склонный к нападению на представителей администрации;
Лицо причастное к доставке средств сотовой связи и комплектующих к ним.
В употребление наркотических, алкогольных и психотропных веществ, а также участие в азартных играх с извлечением материальной выгоды за период наказания замечен не был. К воспитательным мероприятиям относился отрицательно. Не был трудоустроен, к труду относился пренебрежительно. Не обучался.
Интеллект соответствует жизненному опыту и полученному образованию, Свойственно доминирование тревожно-депрессивного фона настроения. Тревожный, боязливый, ранимый. Склонен воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих своей самооценке, престижу, самоуважению или жизнедеятельности, реагировать на них состоянием тревоги.
В справке о поощрениях и взысканиях Л.В.В. указано, что он, начиная с дата совершал нарушения, в том числе угроза, неповиновение, препятствие обыску, невежливое обращение в адрес сотрудника администрации, хранение запрещенных предметов (денег), невыполнение обязанностей дежурного по камере, употребление нецензурных слов и др. в общем количестве 110 единиц. Указанные нарушения не погашены.
В заключении о переводе осужденного Л.В.В. в исправительное учреждение строго режима другого субъекта Российской Федерации от дата приведены показания осужденного М.А.С., который показал, что он подбивает других осужденных учинить физическую расправу над осужденным Л.В.В., что бы не потерять свой авторитет среди осужденных ИК-16, а также старается связаться с осужденными отрицательной направленности в ФКУ ИК-2 УФСИН Российской Федерации по Республики Башкортостан, для того, чтобы в случае приезда осужденного Л.В.В. в данное учреждение над ним также учинили физическую расправу по просьбе М.А.С. Также сообщил, что имеет личные неприязненные отношения к осужденному Л.В.В.
Аналогичные показания дали осужденный Я.Р.Р. и осужденный Б.О.Э.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у администрации УФСИН России по PБ имелись основания для обеспечения безопасности жизни и здоровья Л.В.В.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств угрозы жизни и здоровью Л.В.В. являются несостоятельными, поскольку материалами дела установлено иное. Так, например осужденные М.А.С., Я.Р.Р., Б.О.Э. показали, что в отношении Л.В.В. готовится физическая расправа, оснований не доверять указанным доказательствам у судебной коллегии не имеется.
Представленные суду апелляционной инстанции в качестве приложений к апелляционной жалобе протоколы объяснений Ш.А.В., М.Ш.В. об отсутствии угроз в отношении Л.В.В. судебная коллегия отклоняет, поскольку такие выводы Ш.А.В., М.Ш.В. высказаны от своего имени лично, в отношении иных лиц носят предположительный характер.
Доводы апелляционной жалобы о том, что многие правонарушения приписанные Л.В.В., являются надуманными и не совершались им, как и довод об отсутствии склонности к побегу из мест лишения свободы не могут повлечь отмену судебного акта, поскольку данные обстоятельства подтверждены соответствующими документами исправительных учреждений. Кроме того, обжалуемые решения принимались соответствующими лицами не в целях ограничения прав и свобод осужденного Л.В.В., а связаны с иными обстоятельствами, а именно: оперативными сведениями о наличии факторов, угрожающих безопасности осужденного.
Доводы апелляционной жалобы Л.В.В. о предвзятом отношении администрации колонии является необоснованным, поскольку все действия работников исправительного учреждения направлены на сохранение жизни и здоровья Л.В.В.
Довод апелляционной жалобы о том, что имеющиеся в материалах дела заключения и иные документы исправительных учреждений являются ненадлежащими доказательствами подлежит отклонению, поскольку согласно гл. 6 КАС Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При таком положении судебная коллегия, установив, что установленной выше порядок направления Л.В.В. для отбывания наказания в иное исправительное учреждение соблюден и основания для такого направления имелись, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что права Л.В.В. не нарушены.
Изложенное доводами апелляционной жалобы не опровергнуто, основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют. Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 308-310 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Л.В.В. - Ш.М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Сафин Ф.Ф.
Судьи: Якупова Н.Н.
Фахретдинова Р.Ф.
Справка: судья Мартынова Н.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.