Верховный суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Уфа 27 декабря 2016 года
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Михляевой Г.А.
при секретаре Шакировой Г.Р.
с участием представителя Ямилова Р.Х. Газизовой А.Р.,
в судебном заседании по административному делу по административному исковому заявлению Ямилова Р.Х. об исправлении кадастровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
Ямилов Р.Х. обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением с последующим уточнением об исправлении кадастровой ошибки, указав в обоснование своих требований, что является собственником 7 объектов недвижимости: административно-бытового нежилого трёхэтажного здания литера Б площадью 795,7 кв.м., одноэтажного здания ангара литера В площадью 760,3 кв.м., нежилого одноэтажного строения СТО литера Л общей площадью 536,9 кв.м., одноэтажного нежилого здания склада литера Л1 общей площадью 174,9 кв.м., одноэтажного нежилого здания антресоли литера Ж общей площадью 1586,7 кв.м., одноэтажного нежилого здания фасовочной (прежнее наименование - автомойка) литера К общей площадью 140,6 кв.м., двухэтажного нежилого строения бытового (прежнее наименование - операторская АЗС) литера И общей площадью 50,1 кв.м., расположенных на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N ... общей площадью 25142 кв.м. по адресу: адрес. Вступившими в законную силу постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013г. по делу А07-16732/2012, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.07.2016г. по делу А07-8368/2016 установлено, что названные объекты представляют собой производственную базу. Кроме того, административным истцом в июле 2016 года приняты меры по изменению наименования автомойки (литера К общей площадью 140,6 кв.м.) на здание фасовочной, операторской АЗС (литера И общей площадью 50,1 кв.м.) на здание Бытовое, соответствующие сведения в июле 2016 года внесены в Государственный кадастр недвижимости и в октябре 2016 - в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно межевому плану от 08.11.2011г. спорный земельный участок был сформирован с разрешенным видом использования "под производственную базу", что также отражено на утвержденной 30.12.2010г. Администрацией ГО г. Уфы схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Постановлением Администрации городского округа город Уфа РБ от 13.08.2014 г. N3685 года изменен вид разрешенного использования земельного участка с вида "под производственную базу" на "занимаемый станцией технического обслуживания, операторской АЗС, административно-бытовым зданием, ангаром, автомойкой, производственным зданием, складом". ФКП Росреестра по Республике Башкортостан пришло к выводу о необходимости отнесения с указанной даты спорного земельного участка к 5 группе "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", кадастровая стоимость участка с кадастровым номером N ... установлена в размере 396 975 586 руб. 28 коп. Суды по делу А07-8368/2016 указали, что изменение вида разрешенного использования земельного участка обусловлено не изменением его фактического использования, а приведением данных в соответствие с наименованиями объектов, указанных в правоустанавливающих документах, сам по себе участок использовался и используется предпринимателем Ямиловым Р.Х. в целях эксплуатации объектов производственного назначения. Также судами установлено, что объекты - "операторская АЗС", "автомойка" и "СТО" использовались предпринимателем Ямиловым Р.Х. не в целях извлечения прибыли от торговой деятельности или от деятельности по оказанию бытовых услуг (бытового обслуживания), а как складские и бытовые помещения производственного назначения. Данные объекты составляют единую инфраструктуру предприятия, входят в состав единого производственного комплекса и участвуют в общем хозяйственном цикле. Суды по делу NА07-8368/2016 установили, что отнесение с 13.08.2014г. спорного земельного участка с кадастровым номером N ... к 5 группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" произведено ошибочно. Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами установлено наличие кадастровой ошибки при изменении в августе 2014 года группы разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N ... что свидетельствует о неправильной классификации группы видов разрешенного использования спорного земельного участка, что, привело к неверному определению кадастровой стоимости с 61 084 500 руб. 36 коп. до 396 975 586 руб. 28 коп. Считает, что отнесение земельного участка к функциональной группе видов использования ответчиком произведено без учета градостроительного регламента, правил землепользования и застройки, не соотнесен указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка с теми видами использования, которые допускаются для земель данной категории законом, не учтено функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости. Просит признать недостоверными сведения, использованные при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N ... расположенного по адресу: адрес, разрешенное использование "занимаемый станцией технического обслуживания, операторской АЗС, административно-бытовым зданием, ангаром, автомойкой, производственным зданием, складом" об отнесении указанного объекта недвижимости к 5 виду разрешенного использования земельных участков согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. N39; возложить на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан обязанность в течение десяти рабочих дней с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу внести с 28.08.2014г. в Государственный кадастр недвижимости изменения в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N ... расположенного по адресу: адрес, путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N5860 от 30.12.2014г., кадастровой стоимости и удельного показателя исходя из 9-й группы видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованных лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании 21.10.2016 года представитель Ямилова Р.Х. Газизова А.Р. административное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить, пояснила, что имела место кадастровая ошибка, установлена по ранее рассмотренному делу в АС РБ вступившим в силу решением суда. Считает, что пересчет кадастровой стоимости участка не изменением вида разрешенного использования, а ошибкой самой ФКП, которая внесла соответствующие сведения в ГКН, другая группа определена. Основания для этого у ФКП отсутствовали. Участок был под производственную базу, находящиеся на нем объекты не используются в соответствии с их наименованием. В настоящее время в ГКН внесены сведения, что наименования автомойка и АЗС изменены на основании техпланов на складские и фасовочные. ИП Ямилов оказывает услуги по грузоперевозке, операторская и другие объекты не используются в коммерческой деятельности, участок не используется в торговле. ФКП допущена кадастровая ошибка - была изменена группа разрешенного использования, Администрация ее не меняла, а изменила вид разрешенного использования, приведя документ в соответствие с первичной документацией. Никакого решения ФКП не должна была принимать, группа не должна была меняться. Должна была оставить ту же группу - 9-ю. Раньше у объектов те же наименования были. Это производственная база. Изменение наименования не свидетельствует, что база исчезла, и появились торговые объекты.
В судебном заседании 07.11.2016 года представитель Ямилова Р.Х. Газизова А.Р. дополненное административное исковое заявление поддержала, пояснила, что участок относится к зоне КП-2, которая в соответствии с Правилами землепользования предназначена для промышленности, складов, энергетики. ФКП этим не руководствовалась.
В судебном заседании 28.11.2016 года представитель Ямилова Р.Х. Газизова А.Р. дополненное административное исковое заявление поддержала, пояснила, что в отношении трех объектов вид разрешенного использования изменен, ФКП отказала в установлении другого вида разрешенного использования, несмотря на то, что наименования объектов не могут относиться к 5-й группе. Арбитражным судом РБ указанные в иске обстоятельства установлены. Просила учесть фактическое назначение объектов, подтвержденное представленной технической документацией. При определении группы ВРИ ФКП должны руководствоваться фактическим назначением объектов и ст. 7 ЗК РФ и территориальное деление Уфы. Не согласны, что участок в августе 2014 г. переведен в другую группу - из 9-й в 5-ую. Недостоверные сведения в том, что неправомерно отнесен их 9 в 5 группу видов разрешенного использования
В судебном заседании 27.12.2016 года представитель Ямилова Р.Х. Газизова А.Р. дополненное административное исковое заявление поддержала, пояснила, что АС РБ установлено, что изменение ВРИ спорного участка обусловлено не фактическим изменением использования, а изменением наименования ВРИ и правоустанавливающих документов - это стр.10 решения суда. Отнесение с 13.08.2014 земельного участка к 5 группе ошибочно, суд признал это технической ошибкой. Объекты расположены на участке не для получения прибыли, а как складского, производственно-бытового назначения. Это имеет преюдициальное значение, ответчик имел возможность оспорить выводы суда, но жалобы от ответчика не поступали. Участок со всеми объектами и наименованием сформирован и поставлен на ГКН в целях эксплуатации производственной базы. На основании техпаспортов - спорные объекты производственного назначения и никогда не использовались в целях извлечения прибыли. Наименование объектов, расположенных на участке: АЗС и т.д. не свидетельствует о цели извлечения прибыли. Полагает, что в обязанности ФКП входило осуществление проверки фактического использования участка. Истец с заявлением об изменении ВРИ участка не обращался, узнав, что основанием изменения ВРИ было постановление Администрации, оспорили его. До того, как стать собственником участка, истец не обращался в Администрацию за изменением ВРИ.
В судебном заседании 21.10.2016 года представитель ФГБУ ФКП Росреестра по РБ Чувашев И.Ю. требования Ямилова Р.Х. не признал и пояснил, что кадастровая стоимость определяется из названия объекта, на основании вида разрешенного использования, отнесли участок к 5 группе. У ФКП нет полномочий произвести расчет кадастровой стоимости по фактическому использованию. Запись в ГНК внесена на основании постановления Администрации города, у нее были на это полномочия. Другую группу применить не возможно. Первоначально участок был отнесен к 9 группе, т.к. наименование было - под производственную базу. Кадастровая ошибка бывает на основании документов.
В судебном заседании 07.11.2016 года представитель ФГБУ ФКП Росреестра по РБ Чувашев И.Ю. поддержал свои письменные возражения.
В судебном заседании 28.11.2016 года представитель ФГБУ ФКП Росреестра по РБ Чувашев И.Ю. пояснил, что ФКП фактическое использование не рассматривает. В соответствии с Методическими рекомендациями если вид разрешенного использования одного объекта определяется как коммерческая недвижимость, то расчет кадастровой стоимости максимален. Зона КП-2 предусматривает сочетание производственных и коммерческих видов деятельности. С заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка истец не обращался. Из решения АС РБ следует, что вид отнесен ошибочно не из-за того, что ФКП неправильно рассчитала. Абзац, на который ссылается истец, вырван из контекста решения АС РБ.
В письменном возражении представитель ФГБУ ФКП Росреестра по РБ Чувашев И.Ю. указал, что полномочия ответчика предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастровом учете", Приказом от 18.05.2009 г. N 21 "О наделении федеральных государственных учреждений полномочиями органа кадастрового учета", Приказом Росреестра от 10.05.2011 г. N П/161 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на предоставление сведений, содержащихся в государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Приведя со ссылками на нормы законов порядок и основания внесения сведений в ГКН и определения кадастровой стоимости, просил принять законное и обоснованное решение по заявлению ИП Ямилова Р.Х. (л.д. 202-208 т.1).
В письмах от 23.11.2016 г. N 7-7828/ЮР и от 12.12.2016 г. N 7-8327/ПР Главное управление архитектуры и градостроительство Администрации городского округа г. Уфа РБ сообщило, что земельный участок с кадастровым номером N ... находится в зоне КП-2 для объектов, сочетающих производственные и коммерческие виды деятельности, разрешенных нормативными правовыми документами, на территории санитарно-защитных зон с площадью озеленения не менее 50% (л.д. 217, 239-240 т.2).
В письме от 13.12.2016 г. N 39567 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа сообщило, что земельный участок с кадастровым номером N ... находится в зоне КП-2 для объектов, сочетающих производственные и коммерческие виды деятельности, разрешенных нормативными правовыми документами, на территории санитарно-защитных зон с площадью озеленения не менее 50%. согласно таблице 1 Правил землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ в данной зоне возможно установление перечисленных в письме видов разрешенного использования, в том числе гаражи, автотранспортные предприятия, предприятия автосервиса АЗС, автосервисные предприятия, мойки (л.д. 252-255 т.2).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч.5 ст.1, ч.5 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч.2 ст.7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Статья 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов, состав и порядок предоставления которых установлен статьями 21, 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 7 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ).
Как предусмотрено п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на период спорных отношений) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
На основании п. 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 указанного Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки. Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Судом установлено, что Ямилов Р.Х. на основании договоров купли-продажи недвижимого имущества от дата Nб/н, от дата Nб/н (л.д. 28-31, 35, 32-33, 34 т.1) является собственником расположенных по адресу: РБ, адрес трехэтажного административно-бытового здания общей площадью 795,7 кв.м., инв. N ... , лит Б.; одноэтажного здания склада общей площадью 174,9 кв.м., инв. N ... , лит Л1; одноэтажного нежилого строения СТО общей площадью 536,9 кв.м., инв. N ... , лит Л; одноэтажного здания склада общей площадью 514,4 кв.м., инв. N ... , лит Д; одноэтажного нежилого здания ангара общей площадью 760,3 кв.м., инв. N ... , лит В; одноэтажного нежилого здания автомойки общей площадью 140,6 кв.м., инв. N ... , лит К; двухэтажного нежилого здания операторской АЗС общей площадью 50 кв.м., инв. N ... , лит И; одноэтажного нежилого производственного помещения (антресоль) общей площадью 1586,7 кв.м., инв. N ... , лит Ж, о чем ему дата выданы свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 19-26 т.1).
Согласно представленным административным истцом выпискам от 29.09.2016 г. в ЕГРП за Ямиловым Р.Х. зарегистрировано право собственности на административно-бытовое здание площадью 795,7 кв.м. (кадастровый N ... ), ангара площадью 760,3 кв.м. (кадастровый N ... ), нежилое производственное помещение (антресоль) площадью 1585,8 кв.м. (кадастровый N ... ), склад площадью 174,9 кв.м. (кадастровый N ... ), нежилое строение СТО площадью 536,9 кв.м. (кадастровый N ... ), операторскую АЗС площадью 50 кв.м. (кадастровый N ... ), здание автомойки площадью 140,6 кв.м. (кадастровый N ... ), т.е. по состоянию на данную дату наименование этих объектов идентично указанным выше (л.д. 44-50 т.1).
Из составленных по состоянию на 03.06.2010 г. технических паспортов на отдельно стоящие здания, расположенные по адресу: РБ, адрес, следует, что объекты: литера Л (СТО) фактически используется как производственное, литера Л1 (склад) - как склад (л.д. 123-138 т.1, л.д. 78-89 т.2), литера К (автомойка, согласно экспликации в составе два помещения автомоек площадью по 70,3 кв.м.) - как автомойка (л.д. 151-162 т.1, л.д. 57-66 т.2), литера И (операторская АЗС, согласно экспликации в составе два кабинета площадью 13,8 кв.м. и 10,8 кв.м) - как операторская (л.д. 174-185 т.1), литера Б (административно-бытовое здание) - как административно-бытовое, производственное (л.д. 101-113 т.2), литера В, В1 (ангар, мансарда, согласно экспликации в их составе - ремонтная площадью 409,50 кв.м., мастерская площадью 48,1 кв.м.) - как производственное и подсобное соответственно (л.д. 156-169 т.2), литера Ж (производственное помещение, согласно экспликации в составе помещений - магазин площадью 98,2 кв.м., столовая площадью 68,8 кв.м., столовая площадью 10,1 кв.м.) - как производственное (л.д. 181-191 т.2),
Из составленных по состоянию на 29.01.2015 г. технических паспортов на отдельно стоящие здания, расположенные по адресу: РБ, адрес следует, что объекты: литера Б (административно-бытовое здание) - как административно-бытовое (л.д. 116-130 т.2), литера В (ангар) - как складское (л.д. 132- т.2), литера Л, Л1 (СТО, склад) фактически используется как складское (л.д. 194-204 т.2), литера Ж (производственное помещение) - как производственное (л.д. 206-215 т.2).
Постановлением Администрации городского округа г. Уфа РБ от дата N ... постановлено:предоставить ИП Ямилову Р.Х. земельный участок с кадастровым номером N ... площадью 25142 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов, находящийся по адресу: адрес Республики Башкортостан, занимаемый станцией технического обслуживания, операторской АЗС, административно-бытовым зданием, ангаром, производственным зданием, автомойкой, складом в собственность за плату.
Пунктом 2 приведенного документа постановлено:изменить в сведениях государственного кадастра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка с "Под производственную базу" на "занимаемый станцией технического обслуживания, операторской АЗС, административно-бытовым зданием, ангаром, автомойкой, производственным зданием, складом" (л.д. 55-56 т.1).
В соответствии с договором о предоставлении земельного участка в собственность за плату от дата N ... Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ обязалось передать в собственность ИП Ямилову Р.Х., а последний - принять и оплатить на условиях данного договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: РБ, адрес, занимаемый станцией технического обслуживания, операторской АЗС, административно-бытовым зданием, ангаром, автомойкой, производственным зданием, складом, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору, общей площадью 25142 кв.м. (л.д. 36-42 т.1).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата
г. на основании договора о предоставлении земельного участка в собственность за плату от дата N ... Ямилов Р.Х. является собственником земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью 25142 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "занимаемый станцией технического обслуживания, операторской АЗС, административно-бытовым зданием, ангаром, автомойкой, производственным зданием, складом", расположенным по адресу: РБ, адрес (л.д. 27 т.1).
Кадастровым паспортом земельного участка подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером N ... площадью 25142 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, имеет разрешенное использование: "занимаемый станцией технического обслуживания, операторской АЗС, административно-бытовым зданием, ангаром, автомойкой, производственным зданием, складом", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес поставлен на государственный кадастровый учет 14.11.2011 года (л.д. 16 т.1).
Из кадастрового плана территории от 07.11.2016 г. N 02/16/1-784867 следует, что в кадастровый квартал N ... входит в числе других земельный участок с кадастровым номером N ... , разрешенное использование "занимаемый станцией технического обслуживания, операторской АЗС, административно-бытовым зданием, ангаром, автомойкой, производственным зданием, складом" "занимаемый станцией технического обслуживания, операторской АЗС, административно-бытовым зданием, ангаром, автомойкой, производственным зданием, складом" (л.д. 36-40 т.2).
Согласно кадастровой справке от 03.10.2016 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... составляет 396975586,28 руб., определена по состоянию на 28.08.2014 г. (л.д. 15 т.1).
Из ответа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан от 19.10.2016 года N 09165 следует, что земельный участок с кадастровым номером N ... поставлен на государственный кадастровый учет 14.11.2011 года с видом разрешенного использования "под производственную базу", категории земель населенных пунктов и площадью 25142 кв.м. На основании постановления Администрации городского округа г. Уфа РБ от 13.08.2014 г. N 3685, поступившего в порядке информационного взаимодействия в государственный кадастр недвижимости 28.08.2014 г. внесено изменение в сведения о виде разрешенного использования данного земельного участка на формулировку "занимаемый станцией технического обслуживания, операторской АЗС, административно-бытовым зданием, ангаром, автомойкой, производственным зданием, складом" "занимаемый станцией технического обслуживания, операторской АЗС, административно-бытовым зданием, ангаром, автомойкой, производственным зданием, складом". В 2014 году проведен очередной тур работ по актуализации ГКОЗ городского округа г. Уфа РБ. Результаты ГКОЗ определены по состоянию на 01.06.2014 г. и утверждены постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2014 года N5860. в связи с тем, что на момент формирования Перечня объектов оценки данный земельный участок имел вид разрешенного использования "под производственную базу" его кадастровая стоимость исполнителем оценочных работ была определена по 9-й группе видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и пдаинистративных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". В последующем кадастровая стоимость земельного участка была пересчитана в соответствии с пунктом 2.4. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. N 222, с применением актуализированного УПКС 5-й группы ВРИ "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, утвержденного приведенным выше постановлением Администрации ГО г. Уфа РБ. В результате кадастровая стоимость земельного участка составила в размере 396975586,28 руб., определена по состоянию на 28.08.2014 г. рассчитана в Акте определения кадастровой стоимости от 21.01.2015 года и внесена в государственный кадастр недвижимости 24.01.2015 (л.д.82-85 т.1).
Также установлено, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.07.2016 г. отказано в удовлетворении заявления Ямилова Р.Х. о признании недействительным п.2 постановления Администрации городского округа г. Уфа РБ от 13.08.2014 г. N3685 (л.д. 60-65 т.1).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 г. данное решение оставлено без изменения (л.д. 66-69 т.1).
Таким образом, пересчет кадастровой стоимости земельного участка обусловлен изменением в установленном законом порядке его вида разрешенного использования, а именно приведением наименования вида разрешенного использования в соответствие с наименованием (на период совершения этого действия) расположенных на нем находящихся в собственности административного истца объектов недвижимости.
В обоснование своих требований Ямилов Р.Х. указал, что с 2010 года фактическое использование принадлежащих ему объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, не соответствует их наименованию.
Вместе с тем, как указано выше, в составленных по состоянию на 03.06.2010 г. технических паспортах фактическое использование объектов указано, как соответствующее их наименованию.
Суд отмечает, что, являясь собственником объектов недвижимости, Ямилов Р.Х. стал принимать меры по смене их наименований в данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственном кадастре недвижимости, только в 2016 г., т.е. после того, как Администрацией городского округа г. Уфа РБ постановлением от 13.08.2014 г. N3685, исходя из содержащихся в правоустанавливающих документах и в ГКН сведений о наименовании объектов, изменен вид разрешенного использования земельного участка, а именно - приведен в соответствие с зарегистрированным в ЕГРП и ГКН наименованием расположенных на нем объектов недвижимости.
Как следует из пояснений представителей административного истца и административного ответчика Ямилов Р.Х., став собственником земельного участка, с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка он не обращался.
Сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка в период после издания постановления Администрацией городского округа г. Уфа РБ от 13.08.2014 г. N3685, после заключения договора о предоставлении земельного участка в собственность за плату от 16.11.2015 года N 834 в материалах дела отсутствуют.
Ссылка стороны административного истца на решения Верховного суда РФ не состоятельна, не подтверждает обоснованность требований Ямилова Р.Х. по настоящему административному делу, поскольку по делам, по которым эти решения постановлены, установлены иные обстоятельства дела, в том числе использование недостоверных сведений при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
В данном же случае, как указано выше, пересчет кадастровой стоимости участка произведен в связи с изменением вида разрешенного использования участка, а именно - приведением его в соответствие с зарегистрированным в ЕГРП и ГКН наименованием расположенных на нем объектов недвижимости.
По существу доводы истца сводятся к возложению обязанности на ответчика исчислить кадастровую стоимость исходя из иного вида разрешенного использования, нежели установлено постановлением Администрации городского округа г. Уфа РБ от 13.08.2014 г. N3685, законность и обоснованность которого установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.07.2016 г.
В соответствии с ч.5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на период спорных отношений) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 14 ч.2 ст. 7 приведенного закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно частям 1, 3 ст. 16 данного закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
Согласно п. 2.4 Методических указаний, в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Пунктом 2.1.16. Методических указаний установлено, что в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка.
Вопреки доводам стороны административного истца административный ответчик в силу приведенных выше норм обязан был внести в ГКН сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка и пересчитать его кадастровую стоимость. Стороной административного истца не опровергнуты доводы административного ответчика об отсутствии полномочий по проверке фактического использования земельного участка.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка была пересчитана исходя из его измененного вида разрешенного использования. Избрание или изменение вида разрешенного использования земельного участка производится по заявлению его собственника. Какие-либо действия по избранию иного вида разрешенного использования из числа предусмотренных планом землепользования, или по изменению вида разрешенного использования Ямиловым Р.Х. не предпринимались.
Доводы стороны административного истца, что отнесение земельного участка к 5 группе видов разрешенного использования не соответствует Правилам землепользования и ст. 7 ЗК РФ, суд находит несостоятельными, поскольку оно основано на изменении вида разрешенного использования земельного участка, что, как указано выше, признано законным и обоснованным приведенным выше решением Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Согласно письму от 13.12.2016 г. N 39567 Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа земельный участок с кадастровым номером N ... находится в зоне КП-2 для объектов, сочетающих производственные и коммерческие виды деятельности, разрешенных нормативными правовыми документами, на территории санитарно-защитных зон с площадью озеленения не менее 50%.
Согласно таблице 1 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 N 7/4 в зоне КП-2 возможно установление видов разрешенного использования, в том числе предприятия автосервиса АЗС, автосервисные предприятия, мойки (п.15.6.5).
На основании изложенного, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на 28.08.2014 года определена ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан в соответствии с приведенными выше нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Методическими указаниями, ошибок, указанных в административном исковом заявлении, при этом не допущено.
При таких обстоятельствах, для удовлетворения административного искового заявления Ямилова Р.Х. об исправлении кадастровой ошибки
оснований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Ямилова Р.Х. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан о признании недостоверными сведений, использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес, разрешенное использование "занимаемый станцией технического обслуживания, операторской АЗС, административно-бытовым зданием, ангаром, автомойкой, производственным зданием, складом" об отнесении указанного объекта недвижимости к 5 виду разрешенного использования земельных участков согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. N39; возложении на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан обязанности в течение десяти рабочих дней с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу внести с 28.08.2014г. в Государственный кадастр недвижимости изменения в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес, путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N5860 от 30.12.2014г., кадастровой стоимости и удельного показателя исходя из 9-й группы видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан Г.А. Михляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.