Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего ФИО11
судей ФИО12 и ФИО10
при секретаре ФИО4
с участием представителя ответчика ФИО9,
по докладу судьи ФИО10
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" к ФИО2 о взыскании задолженности за потребленный сетевой газ и судебных расходов,
по апелляционной жалобе ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на решение Урванского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ,
установила:
Из материалов дела следует, что ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за потребленный сетевой газ в размере "данные изъяты" рублей и расходов по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование иска указано, что согласно ст. 540 ГК РФ между сторонами заключен договор на поставку сетевого газа, согласно которому последний обязан своевременно оплачивать фактически принятое количество газа в соответствии со ст.ст. 153, 155 ЖК РФ и ст. 544 ГК РФ.
В нарушение норм действующего гражданского законодательства, ответчиком не выполнены обязательства по оплате стоимости потребленного газа и размер задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. составляет - "данные изъяты" рублей. Сумму долга ответчик не погасил, в связи с чем, истец обратился в суд за защитой своих прав.
Определением Урванского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ ненадлежащий ответчик ФИО1, заменен на надлежащего ответчика ФИО2.
В возражении на исковое заявление ФИО2 просил удовлетворить исковые требования частично на сумму "данные изъяты" рублей, а в остальной их части отказать.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" были снижены до "данные изъяты" рублей. Также представитель истца просил взыскать с ответчика "данные изъяты" расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Урванского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" удовлетворены частично и с ответчика взыскана задолженность за потребленный газ в размере "данные изъяты" рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" подало на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, удовлетворив заявленные требования. Также истец просит вернуть излишне уплаченную государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование жалобы указано, что в обжалуемом решении суда указано, что ФИО2 установлен прибор учета газа. Начисление абоненту произведены по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ N от 21.07.2008г. и Постановлением N Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики КБР от ДД.ММ.ГГГГ "адрес" было произведено начисление за теплицу и за нарушения, которые были выявлены согласно акту инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ., акту инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ., акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ., акту инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ., акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. Во всех вышеперечисленных актах указано, что диапазон измерения прибора учета газа не соответствует газопотребляемому оборудованию. Ответчиком отапливалась теплица с использованием газовых горелок. Газовый счетчик, установленный у ответчика не приспособлен для точного подсчета объема газа при использовании его в промышленных целях. Тогда как отопление теплицы площадью "данные изъяты". с использованием 5-ти газовых горелок при потере тепла в теплице 70% можно считать промышленным.
Также считает, что суд неправомерно отказал в части возврата излишне оплаченной госпошлины.
Изначально исковое заявление подавалось на сумму "данные изъяты" рублей и госпошлина была оплачена в размере "данные изъяты" рублей. В последующем исковые требования снижены до "данные изъяты" рублей. При такой сумме исковых требований размер государственной пошлины подлежащей оплате составляет "данные изъяты" рублей.
Частично удовлетворяя исковые требования на сумму "данные изъяты" рублей задолженности за потребленный сетевой газ и "данные изъяты" рублей оплаченной госпошлины, суд первой инстанции должен был отказать во взыскании госпошлины в размере "данные изъяты" рублей, возвратив излишне оплаченную госпошлину в размере "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КБР ФИО10, обсудив в отсутствие представителя ООО "Газпром межрегионгаз "Пятигорск" доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения на нее представителя ответчика ФИО9, изучив материалы дела, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент, обязан оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ газоснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, согласно статье 548 ГК РФ, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (статья 8).
Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 549 (далее - Правила).
Пунктом 24 Правил установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Пунктом 41 Правил также предусмотрено, что размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном п. п. 32 - 38 настоящих Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 9, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Согласно пп. "в" п. 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 549, абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки.
При этом пунктом 25 Правил закреплено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:
а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;
б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;
в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Таким образом, для оплаты услуги газоснабжения, исходя из фактического потребления объема газа возможно лишь при условии соблюдения указанных условий в совокупности.
Несоблюдение хотя бы одного из условий не позволяет вести речь о возможности оплаты услуги газоснабжения, исходя из показаний прибора учета.
На основании подпункта "в" пункта 23 Правил поставщик газа вправе: осуществлять при наличии приборов учета газа определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в пунктах 28, 30 и 31 настоящих Правил.
В соответствии с пунктами 55, 56, 59, 60 Правил поставщик газа проводит проверки не реже 1 раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующейзаявки, проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени ее проведения. Уведомление о проведении проверки направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение непозднее, чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом.
Результаты проверки отражаются в акте, в котором указываются следующие сведения: а) дата и место проведения проверки; б) сведения об абоненте, у которого проводится проверка; в) сведения о гражданах, присутствующих при проведении проверки, и реквизиты документов, удостоверяющих их личность; г) показания приборов учета газа; д) описание технического состояния пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу; е) описание нарушений с указанием конкретного пункта договора, который нарушен, а в случае их отсутствия - соответствующая запись.
Акт составляется в 2 экземплярах и подписывается гражданами, присутствовавшими при проведении проверки и оформлении акта, по одному экземпляру для каждой из сторон договора. В случае отказа абонента от подписания акта об этом делается отметка в акте с указанием причин отказа. Абонент вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов проверки, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте проверки. Второй экземпляр акта проверки вручается абоненту (его представителю), а в случае его отказа принять акт - направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.
Согласно п. 28 Правил, в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Из акта осмотра и выявления условий эксплуатации прибора учета газа от ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: "адрес" следует, что у ответчика установлено прибор учета газа, на нем установлена пломба, ПУГ не соответствует газопотребляющему оборудованию. Аналогичный акт был составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, как установлено судом, согласно вышеуказанных актов осмотра и выявления условий эксплуатации прибора учета газа, срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил и установлен для счетчика ответчика до ДД.ММ.ГГГГ, что указывает на отсутствие каких-либо претензий к нему и нахождение данного прибора учета газа на момент осмотра в исправном состоянии.
Установив указанные обстоятельства, суд, руководствуясь вышеприведёнными нормами материального права, а кроме того, констатировав, что Обществом в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств несоответствия установленного в домовладении ФИО2 прибора учета газа газопотребяющему оборудованию, пришёл к обоснованному и правильному выводу о том, что этот прибор не может быть признан неисправным и размер оплаты за потребленный газ подлежит определению на основании показаний данного прибора и соответственно взыскал с ответчика задолженность за потребленный газ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в размере "данные изъяты" рублей.
Ссылка автора апелляционной жалобы на то обстоятельство, что начисление абоненту по нормативу осуществлено в связи с тем, что установленный у него прибор учёта газа не соответствует газопотребляющему оборудованию, является несостоятельным, поскольку данное обстоятельство само по себе, в силу приведенных Правил, при отсутствии каких-либо доказательств нарушения целостности пломб, неисправности прибора учета и доказательств того, что верхний предел прибора учета газа не соответствует газопотребляющему оборудованию, не может служить основанием для расчета объема потребленного газа в соответствии с нормативами потребления газа.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 131 ГПК РФ исковое заявление подается в суд в письменной форме.
Любые изменения, дополнения или уточнения иска в силу приведенной нормы процессуального права должны осуществляется в письменной форме, и соответствовать ст. 131 и 132 ГПК РФ. Иное может привести к нарушению прав других лиц участвующих в деле.
Частью 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
ООО "Газпром межрегионгаз "Пятигорск" обращаясь в суд к ФИО2 заявлено требование о взыскании задолженности за потребленный газ в размере "данные изъяты" рублей, расходы по оплате государственной пошлины составили "данные изъяты" рублей.
Из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представителем истца ФИО5, заявлено об уменьшении исковых требований до "данные изъяты" рублей.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ст. 54 ГПК РФ право представителя на уменьшение размера иска должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.
Однако, в нарушение названной нормы процессуального права, в имеющейся в материалах дела доверенности ФИО6 N выданной ДД.ММ.ГГГГ., право на уменьшение размера иска не содержится.
Согласно положениям п. 10 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей - при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.
Таким образом, поскольку размер исковых требований уменьшен представителем истца устно в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ., не имевшим на это полномочий, у суда первой инстанции не имелось оснований для возврата излишне уплаченной госпошлины.
Более того, согласно п. 3 ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
Таким образом, довод жалобы о том, что суд первой инстанции должен был вернуть излишне оплаченную государственную пошлину, является необоснованным.
Поскольку в апелляционной жалобе не содержится иных доводов опровергавших выводы изложенных в решение суда первой инстанции, а они с учетом приведенных норм материального и процессуального права сомнений в их правильности не вызывают, оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
Решение Урванского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" без удовлетворения.
ФИО7 ФИО11
судьи ФИО13
ФИО10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.