Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Зеленцовой Н.З.,
с участием:
представителя административного истца ООО " "данные изъяты"" - Н.Л.И., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,
представителя Правительства Удмуртской Республики Т.А.А., доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании регистрационный N от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО " "данные изъяты"" к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 249, 175-180 КАС РФ, суд
УСТАНОВИЛ:
ООО " "данные изъяты"" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", в размере рыночной стоимости равной "данные изъяты" рублей.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что ООО " "данные изъяты"" является собственником названного объекта недвижимости согласно свидетельству о государственной регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ. Налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая составляет "данные изъяты" руб., что значительно превышает его рыночную стоимость. Отрицательным последствием завышения кадастровой стоимости является завышенный налог, в связи с чем считают кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований ООО " "данные изъяты"" указало на определение рыночной стоимости данного объекта недвижимости в размере "данные изъяты" рублей ООО "Оценочная компания " "данные изъяты"" (Отчет об определении рыночной стоимости N от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденный экспертным заключением Саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков" N от ДД.ММ.ГГГГ) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца Н.Л.И. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебное заседание представители Правительства Удмуртской Республики Т.А.А. не возражала против удовлетворения административного иска.
Представители Администрации г. Ижевска Х.И.Ф. и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республики Т.Е.В. в судебное заседание не явились, представили заявления с просьбой рассмотреть административный иск без их участия.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1 статьи 399 НК РФ).
Согласно части 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 403 НК РФ).
В судебном заседании установлено, что ООО " "данные изъяты"" является собственником объекта недвижимости (помещение, назначение: нежилое, общая площадь 232,9 кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане А:1-11, Пр:1-3), с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 232,9 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральным законом от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ с 1 января 2015 года введена новая глава 32 НК РФ "Налог на имущество физических лиц". В рамках данной главы на территории Удмуртской Республики в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года N 63-РЗ с 1 января 2015 года исчисление налога на имущество физических лиц осуществляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Законом об оценочной деятельности регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности ООО " "данные изъяты"" обратилось с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в комиссию.
28 сентября 2016г. комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по УР вынесено Решение N 429, которым заявление ООО "Финансово-Экономический Консалтинг" отклонено.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определённой стоимости, является Отчет об оценке объекта.
Общие требования к содержанию Отчета приведены в статье 11 Закона об оценочной деятельности. При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (статья 15 Закона об оценочной деятельности).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в Отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок её проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
ООО " "данные изъяты"", полагая, что кадастровая стоимость объекта недвижимости должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований ООО " "данные изъяты"" представило в суд Отчет об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ рыночной стоимости объекта недвижимости (помещение, назначение: нежилое, общая площадь 232,9 кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане А:1-11, Пр:1-3), с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 232,9 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", составленный ООО " "данные изъяты""", согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" руб.
Кроме того, согласно представленному заявителем положительному экспертному заключению N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков", членом которой является оценщик, указанный выше Отчет об оценке объекта недвижимости соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении заявления ООО "Финансово-Экономический Консалтинг" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости отказано.
В силу статьи 6 Закона об оценочной деятельности, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Удмуртской Республики утверждены Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N (далее по тексту - Постановление N).
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что на основании Постановления N кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составляет "данные изъяты" руб.
В приложении N 1 к Постановлению N 419, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки конкретных объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Удмуртской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" не значится. Откуда следует, что данный объект недвижимости является вновь учтенным и его кадастровая стоимость определена на основании средних значений удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) в разрезе кадастровых кварталов на территории Удмуртской Республики, утвержденных в Приложении N 2 Постановления N 419.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ датой определения кадастровой стоимости является ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исходя из правовых положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, датой определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости является ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61, 84 КАС РФ, суд признает Отчет оценщика N от ДД.ММ.ГГГГ, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным Экспертным заключением N от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим и допустимым доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", равный "данные изъяты" рублей, установленный в Отчете об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ участвующие в деле лица не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.
Поскольку завышение размера кадастровой стоимости объекта недвижимости по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера налоговых платежей, то суд признает, что размер кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости непосредственно затрагивает интересы административного истца.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Данное судебное решение является основанием для внесения органом кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления в силу настоящего судебного акта.
Установленная судом кадастровая стоимость действует до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной государственной кадастровой оценки и распространяется в целях определения налоговой базы на налоговый период, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 249, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ООО " "данные изъяты"" к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости (здания мастерской) с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 232,9 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено " 26 " декабря 2016 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Р.Р.Ахкямов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.