Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее по тексту - ООО " "данные изъяты"", Общество, административный истец) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости: стоянки, с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, инвентарный номер N, литер "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" (далее по тексту - стоянка, объект недвижимости), равной его рыночной стоимости, в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 20 ноября 2013 года.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что ему на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимости: стоянка с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, и плательщиком налога на имущество организаций. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 сентября 2012 г. N 419 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Удмуртской Республики" утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей. По мнению административного истца, кадастровая стоимость стоянки существенно превышает размер его рыночной стоимости. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилого помещения его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество организаций, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В судебном заседании представитель административного истца ООО " "данные изъяты"" Торхова А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.125), представившая диплом N, регистрационный номер N от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.126) административные исковые требования поддержала полностью по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, полагала, что рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная в отчете об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, является верной.
Кроме того, Торхова А.В., являясь также представителем заинтересованного лица ООО " "данные изъяты"", действующим на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ., против удовлетворения заявленных требований не возражала.
Представители административных ответчиков Правительства Удмуртской Республики и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, заинтересованных лиц Администрации г.Ижевска, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявили.
С учетом надлежащего извещения ответчиков, заинтересованных лиц о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, а также, с учетом того, что явка не признана судом обязательной, руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца и заинтересованного лица ООО " "данные изъяты"", исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ООО " "данные изъяты"" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что ООО " "данные изъяты"" является собственником "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности объекта недвижимости - стоянки, назначение: "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м, инв. N, лит. "данные изъяты", с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии N (л.д.10).
Иным участником общей долевой собственности указанного объекта недвижимости в размере "данные изъяты" долей в праве является общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (л.д.10 оборот).
Из разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 392, пункт 3 статьи 408 НК РФ, статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).
При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Удмуртской Республики (за исключением земельных участков) утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 сентября 2012 года N419.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, представленной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике, кадастровая стоимость данного объекта недвижимости утверждена в размере "данные изъяты" рублей, дата определения кадастровой стоимости - 20 ноября 2013 г. (л.д.9).
Административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права как собственника, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество организаций.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к оплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.14, п.2 ст.372 НК РФ).
В отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
На территории Удмуртской Республики в соответствии с Законом Удмуртской республики от 27.11.2003 г. N55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2015 г. N586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" утвержден перечень соответствующих объектов недвижимости. Объект недвижимости с кадастровым номером N, по адресу: "адрес" включен в указанный перечень под порядковым номером 1407.
ООО " "данные изъяты"" в силу положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 г. N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" (в редакции Закона от 20 ноября 2014 г. N65-РЗ) является плательщиком налога на имущество организаций.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости стоянки затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку принадлежащее ему недвижимое имущество является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы как кадастровая стоимость спорного объекта.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Суд находит, что обращение ООО " "данные изъяты"" в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость недвижимого имущества ООО " "данные изъяты"" представило отчет об оценке рыночной стоимости объекта оценки: стоянка N от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленный ООО " "данные изъяты"", в соответствии с которым рыночная стоимость стоянки, назначение: "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м, по состоянию на 20 ноября 2013 г. определена в размере "данные изъяты" рублей (л.д. 15-79).
На указанный отчет административным истцом представлено положительное экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ N, составленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков - Ассоциация " "данные изъяты"" (л.д.80-100).
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения и ДД.ММ.ГГГГ обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Удмуртской Республике (л.д.11).
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ N ООО " "данные изъяты"" заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости отклонено (л.д.12-14).
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Оснований не доверять отчету об оценке у суда не имеется, поскольку в отчете содержатся сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика, оценщик Тихонов В.П. имеет специальное высшее образование, является членом Ассоциации " "данные изъяты"", имеет право на осуществление оценочной деятельности.
Анализ отчета об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Определенная в отчете рыночная стоимость спорного объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; результаты оценки основаны на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, в нем приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; оценщиком проанализирован рынок недвижимости в городе Ижевске в районах, идентичных району расположения объекта оценки. Оценщиком произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых оценщиком подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 20 ноября 2013 года.
Суд находит, что отчет об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ полностью соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Проанализировав отчет об оценке в совокупности с другими собранными по делу доказательствами, в том числе и положительным экспертным заключением, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, которое может быть положено в основу решения.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что отчет об оценке является недостоверным, содержит ничем не обоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, сторонами по делу не представлено, на наличие таких недостатков отчета N стороны не ссылались.
Поскольку противоречия в выводах оценщика или его заинтересованность в исходе рассматриваемого спора отсутствуют, оснований не доверять отчету об оценке не имеется.
Доказательств, свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости спорного нежилого помещения, сторонами суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить административное исковое заявление ООО " "данные изъяты"", установив кадастровую стоимость объекта недвижимости: стоянки с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 ноября 2013 г. в размере "данные изъяты" рублей.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Поскольку ООО " "данные изъяты"" с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по УР, ДД.ММ.ГГГГ, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: стоянка, назначение: "данные изъяты", инв. N, лит. "данные изъяты", с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 ноября 2013 г. в размере "данные изъяты" (тридцать один миллион четыреста шестьдесят четыре тысячи) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости: стоянка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" считать 2 ноября 2016 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Мотивированное решение суда изготовлено 29 декабря 2016 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда УР Г.Р. Багаутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.