Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Полушкин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске УР 11 января 2017 года жалобу защитника должностного лица - главного метролога МУП г. Ижевска "Ижводоканал" М.А.А. - К.Т.А. на решение Устиновского районного суда Удмуртской Республики от 23 ноября 2016 года, постановление Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, в отношении М.А.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N от 14 сентября 2016 года заместителем начальника отдела (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта), главный метролог МУП г.Ижевска "Ижводоканал" М.А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее но тексту решения - КоАП РФ), и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, М.А.А. на указанное постановление подана жалоба, согласно которой М.А.А. просил признать, постановление от 14.09.2016г. N незаконным и отменить его.
Решением Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 23 ноября 2016 года, жалоба М.А.А. оставлена без удовлетворения, постановление N заместителя начальника отдела (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2016 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, защитник должностного лица - главного метролога МУП г. Ижевска "Ижводоканал" М.А.А. - К.Т.А. просит решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 23 ноября 2016 года и постановление Отдела (инспекции) в Удмуртской Республике ПМТУ Росстандарта N от 14.09.2016 года отменить, указывая, на то, что данное решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Просит признать данное правонарушение малозначительным, так как правонарушение совершено впервые, не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения М.А.А., защитника К.Т.А., изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании приказа ПМТУ Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении МУП г. Ижевска "Ижводоканал" была проведена плановая выездная проверка.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований ч. 1 ст.9, ч.1 ст. 12 Федерального закона от 26.06.20008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
М.А.А., в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ на территории МУП г. Ижевска "Ижводоканал", по адресу: "адрес" являясь должностным лицом - главным метрологом МУП г. Ижевска "Ижводоканал" на основании приказа директора МУП г. Ижевска "Ижводоканал" от ДД.ММ.ГГГГ N и ответственным за метрологическое обеспечение по предприятию в МУП г. Ижевска "Ижводоканал" ненадлежаще исполнил свои служебные обязанности, предусмотренные п. 1 приказа "О назначении ответственных лиц по метрологии" МУП г. Ижевска "Ижводоканал" N от ДД.ММ.ГГГГ, п. 2.5., п. 2.11, п. 2.19. должностной инструкции главного метролога МУП г. Ижевска "Ижводоканал" N от ДД.ММ.ГГГГ, что выразилось в том, что М.А.А. не осуществил метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, не предоставил средства измерений на поверку и допустил нарушение законодательства об обеспечении единства измерений:
а) при осуществлении деятельности в области здравоохранения, при обеспечении безопасности дорожного движения допустил применение в медпункте МУП г. Ижевска "Ижводоканал", по адресу: "адрес" для измерения массовой концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе при выполнении предрейсовых медицинских осмотров водителей, средство измерений, неутвержденного типа: анализатор паров этанола Динго Е-010, в количестве 1 единицы, заводской номер - AGD6Q0566. Сведения об утверждении типа средства измерения в эксплуатационных документах и на средстве измерения отсутствуют.
б) в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при обеспечении безопасности дорожного движения, при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда допустил применение в МУП г. Ижевска "Ижводоканал", "адрес", для измерения длительности отрезков времени труда и отдыха водителей, для определения скорости автомобиля, для определения пройденного участка пути с использованием карт водителей и карты предприятия, средств измерений неутвержденного типа:
Тахографы "Штрих-TaxoRUS", в количестве 2 единиц:
заводской N, установлен на автомобиле КАМАЗ 5320, установлен на автомобиль в 2014 году, дата изготовления - сентябрь 2013 года
заводской N, установлен на автомобиле ЗИЛ 4331, установлен на
автомобиль в 2014 году, дата изготовления - сентябрь 2013 года
Тахографы "Меркурий ТА-001", в количестве 2 единиц:
заводской N, установлен на автомобиле УРАЛ 4320, установлен на автомобиль в 2014 году, дата изготовления - февраль 2014 года.
заводской N, установлен на автомобиле МАЗ 5432, установлен на автомобиль в 2014 году, дата изготовления - январь. 2014 года, что является нарушением части 1 статьи 9, ч. 1 ст. 12 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, при обеспечении безопасности дорожного движения, при осуществлении деятельности в области здравоохранения.
МУП г. Ижевска "Ижводоканал" проводит предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ N
Одним из показателей, определяемых при проведении предрейсовых медицинских осмотров, указанных в журнале, является проба на наличие алкоголя, представленная в следующем виде: в журнале предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров МУП г. Ижевска "Ижводоканал", начатом ДД.ММ.ГГГГ, указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во всех пробах наличие алкоголя - содержание алкоголя составляет "отр.";
Исходя из того, что "Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N, требует количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе работника, перед началом и по окончании рабочего дня и медицинский работник МУП г. Ижевска "Ижводоканал" фиксировал в журнале значение пробы алкоголя "отр.", в связи с этим орган пришел к выводу, что МУП г. Ижевска "Ижводоканал" было обязано использовать при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров средство измерений для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе и использовало анализатор паров этанола Динго Е - 010, в количестве 1 единицы, заводской N - N в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 9 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" и приказом Минпромторга России от 25.06.2013 г. N 971 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений" техническое средство анализатор паров этанола Динго Е-010 отнесено к средствам измерений, приказом Росстандарта от 15.08.2014 г. N 1272.
В порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 9 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" и приказом Минпромторга России от 25.06.2013 г. N 971 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений" техническое средство тахограф "Штрих-TaxoRUS" отнесено к средствам измерений, согласно свидетельства об утверждении типа средств измерений RU.С.27.002.А N 61187 от 31.12.2015 г.; средства измерений изготовленные в период действия свидетельства RU.С.27.002.А N 61187 от 31.12.2015 г., а именно в период с 25.12.2015 г. по 25.12.2020 г., являются средствами измерений утвержденного типа, в виду того, что тахографы "Штрих-TaxoRUS", заводские номера 0000027755, 0000027758 изготовлены в сентябре 2013 года, то данные технические средства являются средствами измерений, однако тип тахографов "Штрих-TaxoRUS", заводские номера 0000027755, 0000027758 не утвержден.
В порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 9 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" и приказом Минпромторга России от 25.06.2013 г. N 971 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений" техническое средство "Меркурий ТА-001" отнесено к средствам измерений, согласно свидетельства об утверждении типа средств измерений RU.С.27.002.А N 61183 от 31.12.2015 г., средства измерений изготовленные в период действия свидетельства RU.С.27.002.А N 61183 от 31.12.2015 г., а именно в период с 25.12.2015 г. по 25.12.2020 г., являются средствами измерений утвержденного типа, в виду того, что тахографы Меркурий ТА-001, заводские номера 0000074786, 0000074471, изготовлены в январе, феврале 2014 г., то данные технические средства являются средствами измерений, однако тип тахографов Меркурий ТА-001, заводские номера 0000074786, 0000074471 не утвержден.
В ходе выездной проверки, в связи с выявленным нарушением, МУП г.Ижевска "Ижводоканал" выдано предписание N от ДД.ММ.ГГГГ об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ применение средств измерений неутвержденного типа: Анализатор паров этанола Динго Е-010, в количестве 1 единицы, заводской номер AGD6Q0566; Тахограф Штрих - TaxoRUS. в количестве 1 единицы, заводкой номер 0000027755: Тахограф Штрих - TaxoRUS, в количестве 1 единицы, заводкой номер 0000027758; Тахограф Меркурий ТА-001, в количестве 1 единицы, заводской N; Тахограф Меркурий ТА-001, в количестве 1 единицы, заводской номер - 0000074471.
По факту несоблюдения МУП г. Ижевска "Ижводоканал ДД.ММ.ГГГГ ПМТУ Росстандарта, в присутствии М.А.А. составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
14.09.2016 года ПМТУ Росстандарта вынесено постановление N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, которым М.А.А., как должностному лицу МУП г.Ижевска "Ижводоканал" назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Таким образом, судья Устиновского районного суда г. Ижевска УР пришел к правильному выводу о том, что действия М.А.А. правильно квалифицированы по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Требования к средствам измерений установлены в ст.9 Закона N102-ФЗ. В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Согласно статье 12 Федерального закона N 102-ФЗ тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 102-ФЗ и пункта 3.1 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.94 N 125, предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие средства измерения, обязаны своевременно представлять их на поверку.
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 25.06.2013 г. N 970 утвержден "Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений" (далее - Регламент), согласно которому определены сроки и последовательность административных процедур (действий) Росстандарта (его структурных подразделений и должностных лиц) при взаимодействии с заявителями государственной услуги (п. 1 Регламента).
В соответствии с п. 2 Регламента заявителями могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку, выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и использование на территории Российской Федерации стандартных образцов или средств измерений.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы).
Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений (ч.5 ст.13 Закона N102-ФЗ).
Приказом Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 18.07.1994 N125 утвержден Порядок проведения поверки средств измерений (далее Порядок).
В соответствии с п.п.2.1, 2.2, 2.5, 2.7, 2.8, 3.1. Порядка - средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке; первичной поверке подлежат средства измерений утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту; периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные межповерочные интервалы; периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр средств измерений, соответствующая запись должна быть сделана в эксплуатационных документах; результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала.
Порядок отнесения технических средств к средствам измерений установлен частью 3 статьи 9 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" и приказом Минпромторга России от 15.02.2010 N 122 "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по отнесению технических средств к средствам измерений" (далее Приказ N122).
Приказом Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" утверждена Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством".
В соответствии с п.8 указанной Инструкции для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, количественного определения алкоголя в биологических объектах используются технические средства, поверенные в установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии порядке, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений, и поверка которых в процессе эксплуатации осуществляется в установленном порядке.
Согласно требованиям пункта 10 "Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 N835н, предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинских осмотры проводятся в следующем объеме: сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса; выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянения, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований: количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе; определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатов исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
Согласно Методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. (Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)" утверждённых Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002, которые применяются в части, не противоречащей "Порядку проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", утвержденному приказом Минздрава России от 15.12.2014:
- при предрейсовом медицинском осмотре проводится сбор анамнеза, определение артериального давления и пульса, определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов; при наличии показаний - любые другие разрешенные медицинские исследования, необходимые для решения вопроса о допуске к работе (пункт 2.1 Приложение 2);
- для проведения предрейсовых медицинских осмотров необходимо иметь помещение которое должно быть оснащено приборами для определения паров спирта выдыхаемом воздухе (пункт 4 Приложения 2).
Таким образом, определение наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе является обязательной процедурой предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра, который является медицинской деятельностью, в связи с чем, средства измерений, используемые при его проведении, подлежат обязательной поверке.
Факт применения МУП "адрес" "Ижводоканал" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений неутвержденного типа: анализатор паров этанола Динго Е - 010, заводской номер AGD6Q0566, тахографов "Штрих-TaxoRUS", заводские номера 0000027755, 0000027758 Меркурий ТА-001, заводские номера 0000074786, 0000074471, подтверждается имеющимися деле доказательствами, в том числе, актом проверки от 29.08.2016 N78-М, протоколами проверки применения эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, журналом предрейсового осмотра водителей; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N; что свидетельствует о наличии в действиях должностного лица события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.19 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Вина заявителя установлена административным органом и подтверждена материалами административного дела. Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у заявителя отсутствовала возможность для соблюдения законодательства об обеспечении единства измерений и доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были предприняты все зависящие от него меры для его соблюдения.
Таким образом, наличие состава вменяемого заявителю административного правонарушения материалами дела подтверждается.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности при рассмотрении дела не установлено.
Между тем, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ прихожу к выводу о малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела и роли правонарушителя в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости назначения наказания.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, в определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, 05.11.2003 N 348-О, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам. Санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 той же статьи. С учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств штраф может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо. Руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности административного правонарушения суд вправе освободить лицо от административной ответственности.
Правонарушение, совершенное М.А.А., не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, защита которых является одной из задач законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ).
При назначении наказания необходимо учесть следующие обстоятельства. Правонарушение совершено М.А.А. впервые, кроме того, до вынесения постановления по делу об административном правонарушении были закуплены и смонтированы на автомобили два новых поверенных тахографа "Меркурий ТА-001" заводские номера - 0000221861, 0000222871, что подтверждается товарной накладной N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26). Данные тахографы установлены на транспортные средства Камаз NТ495УО/18, Урал NХ923АА/18, а также с целью оптимизации один тахограф Меркурий ТА-001, заводской номер - 0000074471 демонтирован. Кроме того, следует отметить, что количество приборов измерений (5 штук), с нарушением обязательных требований на момент проведения проверки, является незначительным из общего числа средств измерений, применяемых заявителем при осуществлении деятельности (318 шт.).
По мнению суда, применение положений ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае соответствует разъяснениям, содержащимся в РФ в пункте 21 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая изложенное, принцип соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным освободить на основании ст. 2.9 КоАП РФ заявителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Замечание как мера ответственности за совершение вменяемого правонарушения, выраженная в порицании неправомерных действий, является для заявителя достаточным для достижения цели административного наказания в соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 23 ноября 2016 года, постановление "данные изъяты" N 37 от 14 сентября 2016 года заместителем начальника отдела (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта), по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, в отношении М.А.А. отменить, жалобу должностного лица - должностного лица - главного метролога МУП г. Ижевска "Ижводоканал" М.А.А. удовлетворить.
Судья А.В. Полушкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.