Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Полушкин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске УР 28 декабря 2016 года жалобу должностного лица - и.о. директора МУП ЖКХ г. Можги Ф.М.В. на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 25 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в отношении Ф.М.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республики (далее по тексту УФАС по УР) от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо - и.о. директора МУП ЖКХ г. Можги Ф.М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Решением судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики постановление и.о. заместителя руководителя УФАС по УР С.Е.И. от 19 октября 2016 года N, вынесенное в отношении Ф.М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба Ф.М.В. без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Ф.М.В. обратился с жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление УФАС по УР от 19 октября 2016 года N отменить. В качестве основания для отмены указывает на несоответствие решения обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что оснований для отмены или изменения решения суда и постановления УФАС по УР не имеется.
Как усматривается из обстоятельств дела, приказом МУП ЖКХ г. Можги от ДД.ММ.ГГГГ N-к, временное исполнение обязанностей директора МУП ЖКХ г. Можги в период с ДД.ММ.ГГГГ возложено на главного инженера предприятия Ф.М.В.
На основании приказа Удмуртского УФАС России от 28 апреля 2016 года N была проведена выездная плановая проверка в отношении МУП ЖКХ "адрес".
Предметом проверки являлся контроль соблюдения требований антимонопольного законодательства МУП ЖКХ г. Можги при осуществлении деятельности по водоснабжению и водоотведению с использованием центральных систем, систем коммунальной инфраструктуры, деятельности на рынках предоставления услуг по передаче тепловой энергии, передаче электрической энергии, в том числе деятельности по подключению (технологическому присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, электрическим сетям.
В ходе проверки было установлено, что в МУП ЖКХ г. Можги поступила заявка Б.Э.В. от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении присоединения к электрическим сетям объекта - жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". Максимальная мощность энергопринимающих устройств - 15 квт., класс напряжения 0.4 кв.
ДД.ММ.ГГГГ был составлен договор N об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которому МУП ЖКХ г. Можги обязуется осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств Б.Э.В. Согласно пункту 5 договора N срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
В соответствии с пунктом 3 раздела 1 договора точка присоединения, в технических условиях для присоединения к электрическим сетям указана на расстоянии 25 м. от границы участка заявителя. Разделом IV договора установлено, что заявитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, сетевая организация - до границ участка заявителя.
Согласно пункта 11.4 ТУ заявитель осуществляет строительство линейного ответвления на напряжение 0,4 кв. от точки присоединения до вводного распределительного устройства самонесущим изолированным проводом сечением не менее 16 кв.мм.
ДД.ММ.ГГГГ между Б.Э.В. и МУП ЖКХ г. Можги составлен акт технологического присоединения энергопринимающего устройства (по адресу: "адрес") к электрическим сетям.
ДД.ММ.ГГГГ между МУП ЖКХ г. Можги и Б.Э.В. составлен акт N о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей. Граница ответственности проходит по опоре N.
Актом проверки N от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения по сроку выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также организация по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, расположенной в пределах 25 метров за границей участка заявителя.
02 августа 2016 года возбуждено дело об административном правонарушении в отношении и.о. директора МУП ЖКХ Ф.М.В. 09 сентября 2016 года составлен протокол об административном правонарушении. 19 октября 2016 года должностное лицо - и.о. директора МУП ЖКХ "адрес" Ф.М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Считая указанное постановление антимонопольного органа незаконным, Ф.М.В. обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (в редакции ФЗ от 30.12.2012 г. N318-ФЗ, действовавший на момент совершения правонарушения) предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из части 4 статьи 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В силу части 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством РФ, ничтожны.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в п. 16 Правил N 861.
В силу пунктов 3 и 6 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;
4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере естественных монополий.
По смыслу приведенных положений установленный Правилами N 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организации. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
Согласно пункту 16.3 Правил N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Исходя из положений пункта 16.1 Правил N 861, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно пункту 25(1) Правил N 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны: точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (подпункт "а"); распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией) (подпункт "г").
Распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом "г" пункта 25.1 Правил N 861.
В силу пункта 19 Правил N 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами.
Включение в направленный и подписанный сетевой организацией проект договора технологического присоединения условий об обязанностях заявителя по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ его участка противоречит Правилам N 861 и является действием по навязыванию невыгодных условий договора.
При этом указано, что норма подпункта "а" пункта 25.1 Правил N 861 устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя, поэтому в случае если сетевая организация включила в договор условия, которыми распространила обязательства заявителя по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределы границ участка, подпункт "а" пункта 25.1 Правил применению не подлежит.
Согласно представленной схеме расположения точки присоединения Б.Э.В., точка подключения объекта Б.Э.В. (опора N) находится за пределами границ земельного участка Б.Э.В.
В соответствии с письмом МУП ЖКХ г. Можги от ДД.ММ.ГГГГ вх. Nф расстояние от существующих электрических сетей МУП ЖКХ г. Можги до границ участка Б.Э.В. составляет 8 метров.
Таким образом, в нарушение Правил технологического присоединения МУП ЖКХ "адрес" включило в договор требования, не предусмотренные Правилами технологического присоединения, путем указания точки подключения за границами земельного участка Б.Э.В.
Следовательно, указание в договоре N от ДД.ММ.ГГГГ срока осуществления мероприятий по подключению в течение 6 месяцев, а также включения, не предусмотренного Правилами технологического присоединения, путем указания точки подключения за границами земельного участка Б.Э.В., свидетельствует о наличии события административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Ф.М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено, из материалов дела не следует.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда от 25 ноября 2016 и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Можгинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 25 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в отношении Ф.М.В. оставить без изменения, жалобу должностного лица - и.о. директора МУП ЖКХ г. Можги Ф.М.В. - без удовлетворения.
Судья А.В. Полушкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.