Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Фахрутдиновой Р.А. и Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Фархутдиновой М.К. - Трофимова В.И. на решение Альметьвского городского суда Республики Татарстан от 04 октября 2016 года, которым отказано в удовлетворении иска Фархутдиновой М.К. к Исполнительному комитету Альметьевского района Республики Татарстан, межведомственной комиссии Исполнительного комитета Альметьевского района Республики Татарстан о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Фархутдиновой М.К. - Трофимова В.И., поддержавшего жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фархутдинова М.К. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Альметьевского района Республики Татарстан (далее - Исполком Альметьевского района Республики Татарстан), межведомственной комиссии Исполкома Альметьевского района Республики Татарстан о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование исковых требований Фархутдинова М.К. указала, что является ветераном и вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в доме, расположенном по адресу: "адрес", который заключением межведомственной комиссии от "дата" года N ... признан пригодным для постоянного проживания. Однако согласно заключению, составленному ООО "Астра-Инжиниринг" "дата" года, величина износа указанного дома составляет 81%, то есть он является непригодным для постоянного проживания, в связи с чем истица полагает незаконным состоявшийся "дата" года отказ Исполкома Альметьевского района Республики Татарстан в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель истицы поддержал иск.
Представитель ответчиков иск не признала.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель Фархутдиновой М.К. - Трофимов В.И. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что Фархутдиновой М.К. проживает в доме, который не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Выражает несогласие с выводом суда о том, что вопросы признания помещений непригодными для проживания, отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Отмечает, что в связи невозможностью нести бремя содержания непригодного для проживания дома, Фархутдинова М.К. заключила договор дарения дома, что, однако, не свидетельствует о совершении умышленных действий по ухудшению жилищных условий.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановленонеобходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно пп. 2, 3 ч. 1, ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в частности, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как установлено судом, Фархутдинова М.К. является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в доме, расположенном по адресу: "адрес".
Заключением межведомственной комиссии Исполкома Альметьевского района Республики Татарстан от 15 марта 2011 года N ... указанный дом признан пригодным для постоянного проживания, в связи с чем истица не была включена в список нуждающихся в жилых помещениях как вдова участника Великой Отечественной войны, о чем ей сообщено письмом первого заместителя руководителя Исполкома Альметьевского района Республики Татарстан от 17 марта 2011 года N ...
"дата" года Фархутдинова М.К. повторно обратилась к ответчику о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на техническое заключение ООО "Астра-Инжиниринг", согласно которому дом, в котором проживает истица, имеет величину износа 81 % и является непригодным для проживания.
Письмом заместителя руководителя Исполкома Альметьевского района Республики Татарстан от "дата" года истице отказано в принятии на жилищный учет по мотиву намеренного ухудшения жилищных условий, поскольку истица распорядилась принадлежавшими ей 2/3 долей в праве общей долевой собственности в квартире "адрес", а также домом и земельным участком по адресу: "адрес" путем заключения с членами своей семьи договоров дарения от "дата" года и от "дата" года соответственно.
Разрешая исковые требования истицы в пределах заявленных требований, и принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд исходил из несоблюдения Фархутдиновой М.К. порядка проведения оценки соответствия жилого помещения установленным законом требованиям.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений, в частности о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Соответственно, надлежащим доказательством установления пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения является акт межведомственной комиссии, составленный в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N ...
Между тем, суду представлено техническое заключение ООО "Астра-Инжиниринг", согласно которому жилое помещение, в котором проживает истица, непригодно для проживания.
Указанное заключение обоснованно не принято судом первой инстанции, поскольку ООО "Астра-Инжиниринг" не является уполномоченным органом, решающим вопрос о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N ... , устанавливающих исключительную компетенцию межведомственной комиссии по вопросам признания жилых помещений непригодными для проживания.
Заключением межведомственной комиссии от "дата" года установлено, что дом, расположенный по адресу: "адрес", является пригодным для проживания, подлежит ремонту.
При этом материалы дела не содержат сведений о том, что истица или ее представители впоследствии обращались к ответчикам с заявлениями об оценки соответствия помещения установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N ... требованиям и признании жилого помещения непригодным для проживания.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобе о несогласии с выводом суда о том, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, являются несостоятельными.
Утверждения в жалобе о заключении договора дарения жилого дома в связи с невозможностью его содержания, что не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий, правового значения для разрешения данного спора не имеют, поскольку Фархутдиновой М.К. отказано в удовлетворении иска не по этим основаниям.
Каких-либо иных доводов, имеющих правовое значение, которым судом первой инстанции не была дана оценка, в апелляционной жалобе не заявлено.
В связи с изложенным правовых оснований для отмены законного и обоснованного решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Альметьвского городского суда Республики Татарстан от 04 октября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Фархутдиновой М.К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.