Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутии) в составе председательствующего судьи Васильевой В.Г.,
судей Дьяконовой Н.Д., Никодимова А.В.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 ноября 2016 года, которым
по делу по иску Зверевой А.А. к Главному Управлению МЧС России по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения заседания Жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия)
постановлено:
В удовлетворении исковых требований Зверевой А.А. к Главному Управлению МЧС России по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения заседания Жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) от 23 октября 2015 года отказать.
Заслушав доклад судьи Никодимова А.В., объяснения истца Зверевой А.А., представителя истца Чистоедова Д.В., представителя ответчика Кириллина В.А., судебная коллегия
установила:
Зверева А.А. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя тем, что с 17 ноября 1993 года проходит службу в МЧС России по РС(Я), в настоящее время является ********. С 01 октября 2002 года была поставлена в очередь на получение жилья, как не имеющая собственной жилой площади. В 2010 году ГУ МЧС России по РС(Я) принято решение о строительстве жилого дома по адресу: ... , в целях обеспечения жильем личного состава МЧС по РС(Я). Истцу была выделена квартира N ... , в которую она вселилась, но в отсутствие договора социального найма. 23 октября 2015 года на заседании Жилищной комиссии ГУ МЧС России по PC (Я) принято решение о снятии Зверевой А.А. с учета нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 53 ЖК РФ со ссылкой на то, что у нее в период с 2000 года по 2011 год в собственности находилась квартира, расположенная по адресу: ... Также комиссия указала, что истец была зарегистрирована в доме по адресу: ... , который был снесен в 2012 году за счет средств застройщика ООО " ********". Взамен указанного снесенного дома, застройщик предоставил жильцам квартиру, расположенную по адресу: ... Истец просит признать незаконным решение заседания Жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) от 23 октября 2015 года о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении и обязать ответчика восстановить истца в списке очередников.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель истца обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения норм материального права.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика, полагавшего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Зверева А.А. проходит службу в МЧС России по PC (Я) с 17.11.1993 по настоящее время.
Протоколом заседания жилищной комиссии Управления МЧС России по РС(Я) от 11.02.2011 N ... Зверева А.А. была признана нуждающейся в жилом помещении с даты подачи рапорта - 31.07.2003. В соответствии с данным протоколом, по результатам рассмотрения заключения служебной проверки по факту утери протоколов заседаний жилищной комиссии за 1999, 2003, 2004 годы установлено, что документы сотрудников, в том числе Зверевой А.А., действительно рассматривались на заседании ЖБК и они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также бесквартирными.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по РС(Я) от 23 октября 2015 года N ... Зверева А.А. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по тем основаниям, что на момент постановки на учет у Зверевой А.А. имелось в собственности жилое помещение в ... области площадью ... кв.м., а также в фактическом пользовании жилое помещение по адресу: ... площадью ... кв.м.
Согласно выписке из ЕГРП от 11.12.2013 (л.д. 89), выданной Дальневосточному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России, в период с 28.02.2000 по 13.12.2011 в собственности Зверевой (Макаровой) А.А. находилась квартира общей площадью ... кв.м., расположенная по адресу: ... Также из данной выписки усматривается, что 09.06.2000 зарегистрировано право собственности Зверевой (Макаровой) А.А. на жилой дом общей площадью ... кв.м. по адресу: ... а.
При этом в материалы учетного дела по месту службы истицей были представлены уведомления от 21.01.2011 об отсутствии в ЕГРП сведений о правах истицы Зверевой А.А. и ее детей В., П. на объекты недвижимого имущества (л.д. 66-68).
Также судом установлено, что до 2012 года Зверева А.А. с детьми проживала и была прописана в квартире по адресу: ... , у сестры И. как член семьи собственника.
При сносе жилого дома по ул. ... д. N ... , г. ... взамен квартиры N ... площадью ... кв.м. собственнику И. предоставлена квартира по адресу: ... , общей площадью ... кв.м.
При прекращении права пользования квартирой в снесенном жилом доме Зверева А.А. приобрела право пользования жилым помещением как член семьи сестры И. в жилом доме по адресу: ... , где зарегистрирована с детьми с 16.12.2011 по настоящее время.
Также из материалов дела следует, что в 2012 году в городе Якутске по адресу: ... за счет средств МЧС России возведен 50-ти квартирный жилой дом, жилые помещения в котором предназначены для распределения нуждающимся сотрудникам ГУ МЧС по РС(Я) и подчиненных ему подразделений. Истице была распределена квартира N ... в указанном жилом доме.
Решением Якутского городского суда от 21 июня 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2016 года, исковые требования ГУ МЧС по РС(Я) удовлетворены, квартира, расположенная по адресу: ... , истребована из незаконного владения Зверевой А.А. путем выселения из жилого помещения.
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.
Статьей 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Постановлением Городского собрания депутатов г.Якутска от 16 сентября 2005 года N ... установлена учетная норма площади жилого помещения в размере девяти квадратных метров.
Признание сотрудников МЧС России нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялось до 01.03.2005, то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (далее - Вводный закон) с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 6 Вводного закона, во взаимосвязи с п. 14 Приказа МЧС России от 12.01.2012 N 5 "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" сотрудники ФПС, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
На момент постановки истицы на учет действовала ст. 29 ЖК РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как снятие Зверевой А.А. с учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в случаях выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ выявление в представленных гражданами документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, отнесено к одному из оснований для снятия указанных граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещения.
Как следует из материалов дела, на момент постановки на жилищный учет в 2003 году и в последующем в феврале 2011 года Зверева А.А. скрыла сведения о том, что ей на праве собственности с 2000 года принадлежит квартира в ... области общей площадью ... кв.м. Зверевой А.А. не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что на момент постановки на учет она не знала о наличии зарегистрированного за ней права собственности на данную квартиру. Кроме того, по делу подтверждено умышленное ухудшение истцом своих жилищных условий путем отчуждения указанной квартиры 13.12.2011.
Таким образом, материалами дела установлено, что истица скрыла факт наличия в собственности жилого помещения на момент постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма и намеренно ухудшила свои жилищные условия.
На момент принятия оспариваемого решения жилищной комиссии от 23.10.2015 об исключении истицы из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Зверева А.А. не являлась лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как имела обеспеченность жилой площадью не менее учетной нормы.
Данные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности принятия Зверевой А.А. на жилищный учет ввиду проявленной ею недобросовестности при предоставлении информации, необходимой для вынесения такого решения.
Поскольку норма ч. 2 ст. 6 Вводного закона предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, в том случае, если основания их постановки на учет были утрачены в связи с действиями граждан, суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу о том, что у жилищной комиссии Управления МЧС России по РС(Я) имелись основания для снятия Зверевой А.А. с учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма. Ссылка в протоколе жилищной комиссии на ст. 53 ЖК РФ вместо п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ не может служить основанием для отмены правильного по существу решения.
При этом судебная коллегия находим необходимым отметить, что по смыслу статьи 53 ЖК РФ истица не лишена права встать на учет нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, по истечении пяти лет со дня совершения намеренных действий, в результате которых она была признана нуждающейся в жилых помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что согласно п.п. "е" п. 3 Приказа МЧС России от 12.01.2012 N 5 "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" Зверева А.А. при постановке на учет должна была представить сведения об отсутствии жилья только по месту службы, то есть на территории Республики Саха (Якутия), подлежит отклонению.
Приведенная заявителем жалобы норма права регулирует порядок принятия на учет сотрудников, нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к категории сотрудников, не имеющих жилого помещения по месту службы, признается сотрудник не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.
Таким образом, единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населенном пункте.
Как видно из материалов дела, при прекращении права пользования квартирой в снесенном жилом доме по ул. ... , д. N ... в г. ... истица приобрела право пользования жилым помещением как член семьи сестры И. в жилом доме по адресу: ... , где зарегистрирована с детьми с 16.12.2011 по настоящее время.
Какого-либо соглашения, которым бы ограничивалось право истца на пользование принадлежащей И. квартиры, суду первой инстанции представлено не было. Таким образом, право пользования указанным жилым помещением у Зверевой А.А. возникло.
Что касается ссылки в жалобе на нарушение требований ч. 2 ст. 56 ЖК РФ о сроке принятия решения о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то, с учетом выявления факта нахождения в собственности истицы квартиры, который был ею сокрыт, это обстоятельство не влечет сохранение за Зверевой А.А. права состоять на данном учете при отсутствии оснований для получения жилого помещения, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ.
Тем более что срок, указанный в данной норме, не является пресекательным, поскольку в Жилищном кодексе Российской Федерации не содержится запрета на принятие решения о снятия гражданина с жилищного учета и по истечении данного срока. В связи с изложенным само по себе данное обстоятельство, без учета иных фактических данных, установленных по делу, не может служить основанием для удовлетворения требований заявителя и восстановления его на жилищном учете.
Таким образом, решение жилищной комиссии Управления МЧС России по РС(Я) о снятии Зверевой А.А. с жилищного учета является законным, о чем правильно указано в решении суда первой инстанции.
При этом судебная коллегия находит обоснованным довод представителя ответчика о том, что Зверевой А.А. пропущен трехмесячный срок для обращения в суд. Из дела видно, что о решении заседания жилищной комиссии от 23.10.2015 Зверевой А.А. стало известно 03.11.2015, о чем она собственноручно расписалась в уведомлении ГУ МЧС России по РС(Я) (л.д. 43). Однако данные доводы не имеют правового значения для рассматриваемого дела, поскольку в удовлетворении требований Зверевой А.А. было отказано и по существу заявленных требований.
Иные доводы апелляционной жалобы, по мнению судебной коллегии, не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение правильность принятого судом решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение по делу, применил нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 ноября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Васильева В.Г.
Судьи: Дьяконова Н.Д.
Никодимов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.