Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
с участием представителя Государственной инспекции труда в РС(Я) Кардаполовой Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда от 09 декабря 2016 года по делу по административному иску ОАО "Чолбон" о признании предписания Государственной инспекции труда в РС(Я) незаконным, которым
постановлено:
Административный иск оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения представителя административного ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Чолбон" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в РС(Я). В обоснование указало, что государственной инспекцией труда в РС(Я) 03 ноября 2016г. на основании проведенной внеплановой документарной проверки выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства и проведении индексации заработной платы в связи с ростом цен на услуги и товары за 2015г., за январь-октябрь 2016г. в соответствие с индексом потребительских цен на товары и услуги по РС(Я). Считает предписание незаконным, вынесенным с нарушением норм законодательства, поскольку спор по индексации заработной платы является индивидуальным трудовым спором. Просил суд признать незаконным оспариваемое предписание ГИТ в РС(Я), как нарушающее права и интересы общества, и отменить.
Судом постановленовышеуказанное решение. В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что проверка проведена в отсутствие законных оснований для ее проведения, поскольку Ч. и Ф. в ГИТ в РС(Я) с заявлениями о нарушении трудовых прав не обращались.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения вр.и.о.руководителя Государственной инспекции труда в РС(Я) N ... от 16 октября 2016г. в отношении ОАО "Чолбон" проведена внеплановая документарная проверка с целью защиты прав и интересов работников в связи с обращением профсоюзного комитета профсоюза работников ОАО "Чолбон" о защите трудовых прав. Срок проведения проверки с 17 октября по 14 ноября 2016г.
Из акта проверки следует, что выявлены следующие нарушения: работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты, расходы по периодическим медицинским осмотрам работникам не возмещаются, несвоевременно выплачивается заработная плата, отпускные, и индексация заработных плат проводится не в полном объеме.
Предписанием N ... от 03 ноября 2016г. государственный инспектор труда ГИТ в РС(Я) обязал ОАО "Чолбон" устранить нарушение ст.134 ТК РФ и произвести индексацию заработной платы в связи с ростом цен на услуги и товары за 2015г., за январь-октябрь 2016г. в соответствии с индексом потребительских цен на товары и услуги по РС(Я).
Проверяя предписание, суд пришел к правильному выводу, что оно выдано по вопросам, отнесенным законом к компетенции государственного инспектора, у инспектора имелись основания для его издания, поскольку установлены нарушения требований трудового законодательства и на административного истца возложена обязанность по устранению допущенных нарушений и восстановлению трудовых прав работников.
Статьей 353 ТК РФ установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
В силу ст.356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует основные полномочия, в том числе осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.
Согласно ст.357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В соответствии со ст.134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В силу положений ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Установлено, что приказом от 02 июня 2016г. N ... за 2015г. и 1 квартал 2016г. и приказом от 03 октября 2016г. N ... за 1 полугодие 20126г. произведена индексация заработной платы. При этом информация о том, что на сколько процентов произведена индексация заработной платы, отсутствует.
Из предоставленных сводных лицевых карточек работников Ф. и Ч. установлено, что индексация в 2015г. произведена лишь на ... руб., за 1 полугодие в 2016г. - в размере ... руб.
Согласно информации, предоставленной территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по РС(Я), индекс потребительских цен на товары и услуги по РС(Я) за 2015г. составила 10,5%, за январь- октябрь 2016г. - 4,8%.
Таким образом, материалами дела установлено нарушение трудового законодательства со стороны ОАО "Чолбон".
В соответствии со ст.360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в частности, поступление в федеральную инспекцию труда: обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Внеплановая документарная проверка у истца проведена в связи с обращением председателя профкома ОАО "Чолбон" в трудовую инспекцию о нарушении трудовых прав работников ОАО "Чолбон", следовательно, у ответчика имелись правовые основания для организация проверки. Она не противоречит нормам законодательства и является легитимной.
Таким образом, предписание ГИТ в РС(Я) вынесено в соответствии с законом, в пределах полномочий инспектора, с соблюдением установленной процедуры, его содержание соответствует требованиям законодательства. При этом нарушений прав и законных интересов заявителя не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных доказательствах. Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы в жалобе не могут повлечь отмену судом апелляционной инстанции решения суда, так как сводятся к переоценке обстоятельств дела и основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с положениями ст.134 ТК РФ индексация заработной платы должна производиться в зависимости от роста потребительских цен на товары и услуги всеми работодателями. Что касается организаций финансируемых из бюджета, то порядок такой индексации устанавливается нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Иные работодатели порядок индексации определяют самостоятельно в локальных актах, коллективных договорах и соглашениях. Однако данное обстоятельство не означает, что порядок индексации может устанавливаться такими работодателями произвольно без учета норм трудового законодательства.
Избранный ответчиком механизм индексации заработной платы за 2015г., за январь-октябрь 2016г. не обеспечивает повышение уровня реального содержания заработной платы, на что обращено внимание в предписании ответчика и расценено как нарушение трудовых прав работников ОАО "Чолбон".
Доводы жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, были предметом судебной оценки. Оснований для правовой переоценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 09 декабря 2016 года по делу по административному иску ОАО "Чолбон" о признании предписания Государственной инспекции труда в РС(Я) незаконным оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Оконешникова М.М.
Дьяконова З.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.