Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняк А.В.,
судей Пономаревой А.В., Константиновой М.Р.,
при секретаре Шибановой С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 01 февраля 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе С.Д.В. на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 28 ноября 2016 года по гражданскому делу по иску С.Д.В. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения, которым исковые требования С.Д.В. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения удовлетворены; на Администрацию г. Ижевска возложена обязанность предоставить С.Д.В. на условиях договора социального найма вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г. Ижевска, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м с учетом права на дополнительную площадь в размере не более "данные изъяты" кв.м общей площадью.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Солоняка А.В., выслушав пояснения С.Д.В. и его представителя М.Е.О. (действует на основании ордера от 01.02.2017 года N), поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Администрации г.Ижевска К.М.С. (доверенность от 27.12.2016 года, сроком по 01.01.2018 года), считавшую решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец С.Д.В. обратился в суд с иском к ответчику Администрации г. Ижевска с требованиями о предоставлении жилого помещения вне очереди.
Требования мотивированы тем, что состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 06.04.1996 года, является инвалидом 2 группы, в соответствии с медицинским заключением имеет право на дополнительную площадь, проживает в жилом помещении, занимаемом двумя семьями. Администрация г.Ижевска отказывает С.Д.В. во внеочередном предоставлении жилого помещения. Полагает, что в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ имеет право на внеочередное предоставление жилья. В соответствии с действующими в г.Ижевске нормами предоставления и положениями закона С.Д.В. должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м.
В судебном заседании истец С.Д.В., его представитель М.Е.О. на иске настаивали.
Представитель Администрации г. Ижевска К.М.С., действующая на основании доверенности, иск не признала.
Суд постановилвышеуказанное решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец просит изменить решение суда в части указания на размер площади жилого помещения, подлежащего предоставлению, указать, что на Администрацию г. Ижевска должна быть возложена обязанность предоставить жилое помещение общей площадью не менее "данные изъяты" кв. м.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального Кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учётом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения решения суда в части указания на размер общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что С.Д.В. является инвалидом 2 группы бессрочно, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
С.Д.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма с 06.04.1996 года, состоит в списке ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, вставших на учет до 01.01.2005 года.
В соответствии с медицинским заключением N от 06.08.2015 года С.Д.В. по состоянию здоровья в соответствии с постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года нуждается в отдельном жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Данные обстоятельства подтверждаются соответствующими письменными доказательствами.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации (далее по тексту - Конституция РФ) и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1, 2, 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Удовлетворяя исковые требования, суд 1 инстанции руководствовался ст.ст. 49, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ст. 17 Федерального закона Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний" (далее - Постановление Правительства N 378), Законом Удмуртской Республики от 24.06.2010 года N 29-РЗ "О наделении органом местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", Решением Городской думы г. Ижевска от 28.07.2005 N 349 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории города Ижевска".
Суд первой инстанции исходил из того, что С.Д.В. является нуждающимся в жилом помещении, состоит на соответствующем учете в органе местного самоуправления и как инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень, утвержденный постановлением Правительства N 378, имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке на основании пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Данные выводы суда 1 инстанции судебная коллегия находит законными и обоснованными.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ ("Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях") по общему правилу жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Исключением из общего правила являются случаи, указанные в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, С.Д.В. является инвалидом 2 группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства N 378 (код F00-F99 - хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойким или часто обостряющимися болезненными проявлениями), занимает жилое помещение, в котором проживают две семьи и, соответственно, относится к числу лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, указанных п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
При этом порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
Согласно ст. 49 ЖК РФ ("Предоставление жилого помещения по договору социального найма"):
1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
4. Категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ.
До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты.
Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент возникновения спорных правоотношений, не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья. Инвалиды, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако, этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Основания, дающие право С.Д.В. на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилого фонда, по данному делу судом 1 инстанции установлены.
Анализируя доводы жалобы истца судебная коллегия приходит к выводу об их обоснованности.
Согласно ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ является отсылочной нормой, подлежит применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч.2 ст.58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
При обеспечении жилищных прав С.Д.В. и обеспечении его жилым помещением во внеочередном порядке следует учитывать вышеуказанные требования.
Апелляционным определением Верховного суда Удмуртской Республики от 18.07.2016 года установлено, что С.Д.В. вместе с С.Р.Р., не являющимся членом семьи истца, зарегистрирован и проживает в квартире, состоящей из одной комнаты, общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес" на основании договора социального найма жилого помещения.
С учетом положений ч.2 ст.58 ЖК РФ и нормы предоставления "данные изъяты" кв.м. на одного человека, установленной в г.Ижевске, размер жилого помещения, который должен быть предоставлен С.Д.В. должен составлять не менее "данные изъяты" кв.м., и может превышать данную норму предоставления не более, чем в два раза, то есть быть не более "данные изъяты" кв.м.
Истец требовал предоставить жилое помещение вне очереди на основании положений Жилищного Кодекса РФ. Внеочередной порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилого фонда предусмотрен Жилищным Кодексом РФ и относится только к лицам, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне, а не всем лицам, признанным инвалидами. Внеочередной порядок предоставления жилого помещения Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрен. Исходя из оснований требований суд 1 инстанции правомерно руководствовался положениями п.3 ч.2 ст.57, 58 ЖК РФ при определении оснований предоставления жилого помещения и площади жилого помещения, подлежащего предоставлению.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Таким образом, решение суда об удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным, а жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 ноября 2016 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу С.Д.В. оставить без удовлетворения.
Председательствующий: А.В.Солоняк
Судьи: А.В.Пономарева
М.Р.Константинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.