Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Зеленцовой Н.З.,
с участием:
представителя административного истца Т.А.Н.- З.В.В., доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, диплом о высшем юридическом образовании регистрационный N,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т.А.Н. к Правительству УР, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Т.А.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", в размере рыночной стоимости равной "данные изъяты" рублей.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что Т.А.Н. является собственником названного земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка "данные изъяты" составляет "данные изъяты" руб. В то же время, согласно составленного по заказу Т.А.Н. отчета ООО "Оценочная компания "Имущество Плюс" N от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составила "данные изъяты" руб. Т.А.Н. полагает, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что в свою очередь приводит к нарушению её прав как плательщика земельного налога. Поэтому просит установить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца З.В.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители правительства Удмуртской Республики Т.А.А., управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Ф.В.Б. администрации г.Ижевска Е.А.А., извещенные о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Ф.В.Б. представила пояснения на заявление, из которых следует, что Управление не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Просила рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР П.А.В., направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников судебного разбирательства, в соответствии с требованиями ст. 247 КАС РФ.
Выслушав объяснения представителя административного истца З.В.В., изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права N земельный участок (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание комплекса зданий Ижевского завода керамических материалов), с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 8 262 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" в собственности Т.А.Н.
В настоящее время результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики утверждены постановлением Правительства УР от 30 ноября 2015 года N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2015 года".
В таблице 26 к данному Постановлению, которым утвержден перечень подлежащих оценке земельных участков в составе земель города Ижевска по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" существует.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленной на основании сведений из государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и кадастровому паспорту, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере "данные изъяты" руб.
Согласно отчета ООО "Оценочная компания "имущество Плюс" N от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 8 262 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" руб.
В соответствии с положительным экспертным заключением N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным Саморегулируемой организацией оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков", членом которой является оценщик, следует, что отчет ООО "Оценочная компания "имущество Плюс" N от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 8 262 кв.м., с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, в том числе: выбранные оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке признаны обоснованными; выполненный в отчете расчет стоимости объекта оценки соответствует выбранным оценщиком подходам и методам.
Т.А.Н., полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 года) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 2 января 2017 года) 5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Согласно части 4 статьи 7 Закона о государственной регистрации недвижимости орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статьей 8 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что в кадастр недвижимости вносятся, в том числе и сведения о
кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно представленной кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", кадастровая стоимость земельного участка на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года" установлена в размере "данные изъяты" руб.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Так, в соответствии с п.3 ст.66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Административное дело об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в силу п.15 ст. 20 КАС РФ относящееся к подсудности верховного суда республики, каковым является Верховный Суд УР, рассмотрено в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений - по правилам главы 25 КАС РФ.
Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что в силу положений ч.4 ст. 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и государственный орган, осуществляющий функции государственной кадастровой оценке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О).
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В подтверждение заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет ООО "Оценочная компания "Имущество плюс" N от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости спорного участка, которым подтверждается несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Экспертным заключением Саморегулируемой организацией оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков" N от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено соответствие вышеназванного отчета требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки.
Возражений относительно достоверности содержащихся в указанных отчетах сведений о рыночной стоимости спорного земельного участка участвующими в деле лицами не представлено.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела суд, в силу ст.ст.77, 83 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями заявителя.
Ходатайств о проведении оценочной экспертизы заявлено не было.
Учитывая, что со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц отсутствовали какие-либо обоснованные возражения о несоответствии данного отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера земельного налога, следует признать, что размер кадастровой стоимости непосредственно затрагивает интересы административного истца.
С учетом изложенного требования Т.А.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Данное судебное решение является основанием для внесения органом кадастрового учёта сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления в силу настоящего судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Т.А.Н. к Правительству УР, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 8 262 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей.
Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судьей ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Р.Р. Ахкямов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.