Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей А.Р. Гаянова и Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания Д.Р. Гизетдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.И. Садыковой гражданское дело по апелляционной жалобе Р.Н.С. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 16 ноября 2016 года, которым в удовлетворении искового заявления Р.Н.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан о признании отказа во включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, отказано.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца Р.Н.С., его представителя Р.Р.Г. в поддержку апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.Н.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан (УПФ России в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске) о признании отказа во включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
В обоснование иска указал, что 29 августа 2016 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 2 сентября 2016 года N "данные изъяты" ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда 12 лет 6 месяцев, стаж составил 10 лет 6 месяцев 3 дня. Не учтены периоды его работы со 2 июля 1982 года по 29 ноября 1982 года, с 11 мая 1985 года по 6 октября 1989 года в должности каменщика четвертого разряда передвижной механизированной колонны (ПМК) N "данные изъяты" Управления строительства (УС) " "данные изъяты""; с 7 октября 1989 года по 10 апреля 1995 года в качестве каменщика третьего разряда в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) " "данные изъяты""; с 13 февраля 1996 года по 31 марта 2003 года в качестве каменщика в строительно-монтажном цехе, с 1 апреля 2003 года по 30 июня 2005 года в качестве слесаря-ремонтника в цехе капитального ремонта зданий и сооружений нефтегазодобывающего управления (НГДУ) " "данные изъяты"". Истцу рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости, доработав недостающую продолжительность стажа на соответствующих видах работ 1 год 11 месяцев 28 дней, или по достижению общеустановленного пенсионного возраста 56 лет. Истец считает решение ответчика об отказе в назначении досрочной пенсии необоснованным, поскольку льготный стаж 12 лет 6 месяцев, требуемый для назначения досрочной пенсии, им отработан в полном объеме.
На основании изложенного истец просил суд признать незаконным решение УПФ России в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске от 2 сентября 2016 года N "данные изъяты" незаконным, включить в льготный стаж периоды работы со 2 июля 1982 года по 29 ноября 1982 года, с 11 мая 1985 года по 6 октября 1989 года в должности каменщика четвертого разряда ПМК N "данные изъяты" УС " "данные изъяты""; с 7 октября 1989 года по 10 апреля 1995 года в качестве каменщика третьего разряда в ООО "данные изъяты""; с 1 апреля 2003 года по 30 июня 2005 года в качестве каменщика в строительно-монтажном цехе НГДУ " "данные изъяты""; обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, с 29 августа 2016 года.
В судебном заседании истец иск поддержал; представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводит те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции по делу. Указывает, что судом не были исследованы представленные документальные доказательства по делу и не дана правовая оценка представленным доказательствам, ввиду чего имеется нарушение процессуальных норм.
В возражениях ответчика на апелляционную жалобу указывается на необоснованность изложенных в ней доводов, законность решения суда, подлежащего оставлению без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель поддержали апелляционную жалобу по приведенным в ней доводам, просили решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, сведений об уважительности причин неявки не сообщил, представил ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, в связи с чем судебной коллегией определено о рассмотрении дела без его участия.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона (60 лет), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением УПФ России в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске от 2 сентября 2016 года N "данные изъяты" Р.Н.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда 12 лет 6 месяцев, стаж его составил 10 лет 6 месяцев 3 дня. Ответчиком не включены в специальный стаж истца периоды его работы со 2 июля 1982 года по 29 ноября 1982 года, с 11 мая 1985 года по 6 октября 1989 года в должности каменщика четвертого разряда ПМК N "данные изъяты" УС " "данные изъяты""; с 7 октября 1989 года по 10 апреля 1995 года в качестве каменщика третьего разряда в ООО " "данные изъяты""; с 1 апреля 2003 года по 30 июня 2005 года в качестве каменщика в строительно-монтажном цехе НГДУ " "данные изъяты"".
Согласно представленной архивной справки от 28 декабря 2015 года N "данные изъяты", выданной "данные изъяты", в документах архивного фонда ПМК N "данные изъяты" УС " "данные изъяты"" имеются следующие сведения на истца: в проверенной личной карточке за 1982 год прослеживается трудовая деятельность каменщиком четвертого разряда (бригад) со 2 июля 1982 года, принят запиской от 30 июня 1982 года N "данные изъяты", приказом от 30 ноября 1982 года N "данные изъяты" уволен по собственному желанию с 29 ноября 1982года, административные отпуска не просматриваются; в проверенной личной карточке за 1989 год прослеживается трудовая деятельность каменщиком четвертого разряда с 13 мая 1985 года, принят запиской от 13 мая 1985 года N 26, приказом от 17 августа 1988 года N "данные изъяты" установлен третий разряд каменщика с 1 августа 1988 года, приказом от 9 октября 1989 года N "данные изъяты" уволен в порядке перевода в УС " "данные изъяты"" с 5 октября 1989 года, административные отпуска не просматриваются.
Согласно представленной архивной справки от 24 апреля 2014 года N "данные изъяты", выданной "данные изъяты"", в документах по личному составу архивного фонда ООО " "данные изъяты"" имеются следующие сведения о работе истца: 6 октября 1989 года принят каменщиком 3 разряда, приказ от 18 октября 1989 года N "данные изъяты"; 10 апреля 1995 года уволен по собственному желанию, должность при увольнении - каменщик 4 разряда, от 10 апреля 1995 года приказ N "данные изъяты".
Суд, разрешая спор, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом.
При этом соответствующий довод истца, приведенный в апелляционной жалобе, о несогласии с этим выводом суда первой инстанции отклоняется.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В соответствии со Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года, право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов"", код позиции 2290000а-12680).
Из пункта 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии пунктом 12 перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н, к заявлению гражданина, обратившегося для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В силу статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о допустимости доказательств, которые следовало применить с учетом положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Представленные истцом документы не содержат сведений о его занятости в спорные периоды в бригаде каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, что является необходимым условием для подтверждения факта работы в особых условиях труда и, соответственно, зачета этих периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В силу статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Истцом вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции доказательств того, что он в спорные периоды работы работал в должности каменщика в бригаде каменщиков.
В силу изложенного, отказывая в удовлетворении иска о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, суд обоснованно пришел к выводу о том, что работа истца в спорный период в качестве каменщика в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад не является доказанной.
Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается, поскольку он не противоречит обстоятельствам дела и собранным по нему доказательствам.
При таких данных судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановленос учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены.
Таким образом, по существу доводы жалобы истца направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального и процессуального права к спорным правоотношениям применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 1) и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 16 ноября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Н.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.