Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Х.Хисамова,
судей Р.Р.Хасаншина, Р.Г.Гайнуллина,
при секретаре судебного заседания Д.Б.Галеевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р.Хасаншина гражданское дело по апелляционной жалобе Р.Г.Гатиной на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 14сентября 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Р.Г.Гатиной к исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании решения незаконным, признания права на перераспределение земельного участка и возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, выслушав объяснения представителя Р.Г.Гатиной - В.Ф. Гатина в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Р.Г.Гатина обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (далее Исполком), Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании решения незаконным, признании права на перераспределение земельного участка и возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка.
В обоснование указала, что истица является собственником земельного участка общей площадью 2000 кв.м, с кадастровым номером ... , расположенный по адресу РТ, Пестречинский муниципальный район, "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 13.10.2006. На письменное обращение истицы о предоставлении земельного участка по перераспределению Исполкомом Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ отказано в согласовании схемы расположения земельного участка в связи с тем, что земельный участок ограничен в обороте в связи с вхождением в санитарную зону. Поскольку смежные земельные участки поставлены на кадастровый учет именно по тем границам, которые, по мнению Исполкома, входят в санитарную зону, а запрашиваемый земельный участок, прилегающий к земельному участку истицы ни за кем не зарегистрирован, истица просила суд признать вышеуказанное решение Исполкома незаконным, признать за ней право на перераспределение земельного участка и возложить обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка на ответчиков.
Представитель истицы В.Ф.Гатин в судебном заседании требования иска поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представители ответчиков Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Э.Ф.Баландина, Исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан А.Ф.Рафиков, Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан И.Р.Давлетханов удовлетворению иска возражали.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Р.Г.Гатина выражает несогласие с решением суда и ставит вопрос о его отмене по мотивам незаконности и необоснованности. При этом указывает, что испрашиваемый ею земельный участок ни за кем не зарегистрирован и ничем не обременен, доказательств вхождения испрашиваемого земельного участка в санитарную зону не имеется. Вместе с тем Исполком для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане предоставил заявителю пять разных схем, которые отличаются друг от друга, в каждой из них указано разное количество согласующих лиц. Такое расхождение ущемляет права истицы и вводит ее в заблуждение.
В суде апелляционной инстанции представитель Р.Г.Гатиной В.Ф.Гатин апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1)перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2)перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3)перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4)земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
2.Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
3.Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
4.Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
5.Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1)в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2)в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3)в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Как видно из материалов дела, Р.Г.Гатиной принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ... , площадью 2000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Ответом председателя Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ N3/16/705 от 21 марта 2016 года в предоставлении муниципальной услуги по "согласованию границ земельного участка, расположенного на территории муниципального образования с целью постановки на кадастровый учет" отказано в соответствии с пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ответу руководителя Исполкома N121 от 17 мая 2016 года согласование схемы расположения земельного участка с кадастровым номером ... не представляется возможным, так как земельный участок ограничен в обороте в связи с вхождением в санитарную зону и не может быть передан в собственность.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. При этом суд указал, что истец путем перераспределения просит об образовании нового за счет земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, из которого возможно образовать самостоятельный земельный участок, что безусловно указывает на наличие оснований, влекущих отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в силу требований пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, с данным выводом не может согласиться судебная коллегия.
В соответствии со ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
2.В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1)фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2)наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3)кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4)реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5)почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
3.К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1)копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2)схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3)документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
7.В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
8.В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1)принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2)направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3)принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
9.Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
9)образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Исходя из направленных в адрес истицы письменных ответов, отказ в удовлетворении заявления о перераспределении земельного участка связан в связи с вхождением его в санитарную зону.
Между тем, в обоснование наличия таких оснований для отказа в удовлетворении заявления истицы со стороны ответчиков надлежащих доказательств в суд не представлено. При этом письменный ответ ПИиЗО Пестречинского муниципального района РТ обоснованность данного отказа не подтверждает. Напротив, отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка основан на положениях пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом требования к образуемым и измененным земельным участкам, указанные в ст.11.9 Земельного кодекса РФ, несоблюдение которых по мнению ПИиЗО Пестречинского муниципального района РТ привело к отказу в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, письменный ответ в адрес истицы, не содержит.
При таких данных рассмотрение заявления истицы и отказ со стороны ответчиков в удовлетворении заявления о перераспределении земельного участка на соответствующее обращение истицы являются формальными, не соответствующими требованиям ст.39.29 Земельного кодекса РФ. В связи с чем иск Р.Г.Гатиной в данной части подлежит удовлетворению, а на ответчика Исполком Пестречинского муниципального района РТ следует возложить обязанность устранить нарушение прав Р.Г.Гатиной.
Вместе с тем в соответствии с принципом разделения властей, закреплённым в статье 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в деятельность органов государственной власти и давать им предписания, касающиеся принятии тех или иных решений.
При этом в силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, орган местного самоуправления должен принимать самостоятельно. Реализация принятого решения, в соответствии с установленным законом порядком, также относится к компетенции органа местного самоуправления, а не суда.
Таким образом, решение суда не должно подменять решение органа местного самоуправления, в данном случае исполкома Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, в вопросах, которые закон относит к компетенции местного самоуправления.
Вследствие изложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Р.Г.Гатиной о признании права на перераспределение земельного участка и возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка, не имеется.
Однако, с учётом установленных обстоятельств дела, свидетельствующих об уклонении ответчиков от рассмотрения заявления Р.Г.Гатиной в полном объеме по существу, принимая во внимание приведённые выше нормы права, судебная коллегия считает необходимым с учетом полномочий, возложенных законом на муниципальные органы возложить на исполком Пестречинского муниципального района Республики Татарстан обязанность рассмотреть заявление Р.Г.Гатиной о перераспределении земельного участка.
Согласно ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
3)несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4)нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 14сентября 2016 года по данному делу в части отказа в признании решения от 17 мая 2016 года незаконным отменить, принять в этой части новое решение.
Признать решение исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 17 мая 2016 года незаконным.
Возложить обязанность на исполком Пестречинского муниципального района Республики Татарстан рассмотреть заявление Р.Г.Гатиной о перераспределении земельного участка.
В остальной части решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 14сентября 2016 года по данному делу оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.