Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Хасаншина Р.Р.,
судей Адиятуллина Р.Ш., Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Джураеве Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани от 21 ноября 2016 года, которым постановлено:иск Мутовкиной Е.В. к Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России, изложенное в протоколе ... от 10 марта 2016 года в части, касающейся отказа Мутовкиной Е.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Мутовкину Е.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 28 января 2014 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан - Братухиной В.С., поддержавшей доводы жалобы, Мутовкиной Е.В., ее представителя - Губайдуллина А.М., возражавших доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мутовкина Е.В. обратилась к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан (далее - УФСИН России по Республике Татарстан) с иском о возложении обязанности осуществить постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты. В обоснование требований указано, что Мутовкина Е.В. по настоящее время проходит службу в УФСИН России по Республике Татарстан, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес". По указанному адресу также зарегистрированы истец и ее дочь. Данное жилое помещение принадлежит матери истца, которая членом его семьи не является, у истца и членов его семьи в собственности жилого помещения не имеется. 28 января 2014 года истец обратился с заявлением в территориальную комиссию о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, в чем ему было отказано решением комиссии УФСИН России, в связи с отсутствием обязательных документов. Истец с данным отказом не согласен, просит признать решение комиссии УФСИН России незаконным, обязать принять решение о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Истец в суде первой инстанции исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков иск не признал.
Суд постановилрешение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России, УФСИН России по Республике Татарстан просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Мутовкиной Е.В. отказать. Отмечает, что УФСИН России по Республике Татарстан является ненадлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Порядок и условия предоставления указанной единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации ... от 24 апреля 2013 года утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 указанных Правил установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, к которым, в частности, относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником, несовершеннолетние дети, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в целях указанных Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная таможенная служба.
Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через три месяца после подачи сотрудником заявления и необходимых документов (п. 7 вышеназванных Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
На основании ч. 8 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника) (п. 1 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Судом установлено, что Мутовкина Е.В. проходит службу в УФСИН России по Республике Татарстан, общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет более 10 лет, что подтверждается выпиской из протокола ... от 10 марта 2016 года.
Семья истца состоит из двух человек: истца и ее дочери ФИО7, "дата" года рождения.
Решением мирового судьи судебного участка N 8 Московского района города Казани от "дата" брак, заключенный между Мутовкиной Е.В. и Мутовкиным В.В. расторгнут.
Согласно выписке из домовой книги с 2006 года до 27 декабря 2013 года дочь истца ФИО7 состояла на регистрационном учете в "адрес".
Мутовкина Е.В. с 03 апреля 1998 года, ФИО7 с "дата" постоянно зарегистрированы по адресу: "адрес". Указанная квартира, площадью 58,5 кв. м, принадлежит на праве собственности матери истца.
Также на регистрационном учете по вышеуказанному адресу с 1998 года состоят родители истца - Никитина Л.В. и Никитин В.М.
28 января 2014 года Мутовкиной Е.В. подано заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии УФСИН России от 10 марта 2016 года истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с установлением факта ухудшения жилищных условий и отсутствием обязательных документов.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд обоснованно руководствовался указанными выше нормами материального права и пришел к правильному выводу, что истец не совершал действий, повлекших ухудшение его жилищных условий, в связи с чем отказ в постановке его на учет для получения единовременной выплаты для приобретения жилого помещения неправомерен, а соответствующее решение комиссии ответчика от 10 марта 2016 года является незаконным. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Мутовкиной Е.В. в полном объеме.
Вселение несовершеннолетнего ребенка в квартиру по месту регистрации его матери соответствует требованиям ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и не свидетельствует о преднамеренных действиях Мутовкиной Е.В. по ухудшению ее жилищных условий. Более того, в силу прямого указания Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вселение в занимаемое помещение супруга и несовершеннолетних детей сотрудника не относится к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении истцом обязательных документов, являлись предметом исследования суда первой инстанции, и суд высказал по ним свое суждение.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения суда. Фактически доводы направлены на переоценку доказательств, что не может само по себе являться основанием для отмены либо изменения решения суда.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 21 ноября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.